1 Коринфянам 13 глава – послание апостола Павла

Апостол Павел – автор Послания к Коринфянам

Первое Послание к Коринфянам — один из наиболее известных и влиятельных текстов христианского Нового Завета. Это краткое сочинение оказало большое влияние на богословие. Редкий текст, посвященный христианству, не цитирует данного Послания. Чему же нас учит Послание 1 Коринфянам 13 глава? Изучение этого новозаветного текста полезно предварить знакомством с личностью его автора – апостола Павла (имя при рождении – Савл).

1 Коринфянам 13 глава
Апостол Павел — автор Послания к Коринфянам

Краткое житие апостола Павла

Автор Послания к Коринфянам родился в Малой Азии в еврейской диаспоре в начале нашей эры. Вероятно, его предки были вывезены римлянами из Израиля в качестве рабов, но затем стали свободными. Савл получил хорошее образование на родине и в Иерусалиме. Долгое время он являлся ревностным иудеем, жестоко преследовавшим христиан. Савл был искренним, жаждущим Истины верующим. Однако он заблуждался в отношении христиан, считая их еретиками и богохульниками.

Однажды, когда Савл направлялся на борьбу с последователями Христа в Дамаск, он был внезапно ослеплён ярким светом. Раздался голос:

«Савл, Савл, по­че­му ты го­нишь Ме­ня?» (Деян. 9:4).

Савл спросил, кто с ним говорит. Голос ответил:

«Я Иисус, Ко­то­ро­го ты го­нишь» (Деян. 9:5).

Господь повелел ослепшему и потрясённому Савлу продолжить путь в Дамаск. Там будущий апостол был научен христианской вере и крещён. Во время крещения к нему вернулось зрение.

Савл познакомился апостолами Варнавой, Петром, Иоанном, Иаковом, Лукой, Марком. Он стал усердно проповедовать прежде ненавистное Христово учение. Он совершил множестве миссионерских путешествий по Средиземноморью. Просвещая язычников, Савл использовал еще и  имя «Павел» (малый, меньший). С ним он вошёл в историю Церкви. 

Во времена правления язычника и жестокого гонителя христиан императора Нерона (60-е годы 1-го века) апостолы Павел и Пётр были арестованы и казнены в Риме за свою проповедь среди близких к правителю людей. Петра распяли на кресте. Павла же не могли казнить таким способом, поскольку он являлся римским гражданином. Ему отсекли голову. Память обоих апостолов отмечается 12 июня.

Павел уверовал в Христа уже после Воскресения Господа и потому не входит в число 12 апостолов. Тем не менее, он был призван к служению непосредственно Христом. Пётр и Павел внесли неоценимый вклад в распространение христианского учения. В связи с этим они почитаются Церковью как первоверховные апостолы.

Первое послание к Коринфянам

Апостол Павел является автором 14 миссионерских посланий (дошедших до нас), в которых излагается христианское учение. Эти богодухновенные сочинения были адресованы христианским общинам различных территорий, а также частным лицам.

Жителям греческого города Коринф Павел написал несколько посланий. Наиболее раннее из тех, что вошли в Новый Завет, принято называть Первым. Тем, кто ищет информацию на тему «1 послание к Коринфянам 13 глава», следует знать, что данное сочинение было написано апостолом на древнегреческом языке в Эфесе (Малая Азия) в 50-е годы 1 века. Это был период третьего апостольского путешествия Павла. Диакон Павел Сержантов отмечает, что коринфская община была для апостола «проблемной»:

«Коринф – крупный порт, громадный клокочущий рынок. Представьте, как на этом рынке непросто возрождать к духовной жизни людские души, какими усилиями созидается церковь, как тяжело поддерживать в ней порядок».

В то время христианская община Коринфа страдала от раздора и раскола. В Первом послании Павел, призывает жителей города к примирению и единству во Христе. Апостол обличает вражду, чревоугодие и блудные грехи. Он напоминает, что в общине есть раскаявшиеся язычники, пьяницы и развратники, которые смогли очиститься Христом от своих пороков.

Также в своём Послании Павел затрагивает такие темы как Евхаристия, Воскресение Христа, апостольское служение, брак и безбрачие, пищевые запреты. Апостол высказывает желание вновь посетить Коринф и наставляет жителей помогать проповедникам и другим общинам.

1 Коринфянам 13 глава: содержание и толкование

13-я глава Первого послания к Коринфянам целиком посвящена главной христианской добродетели – любви. За возвышенность и поэтичность этот раздел сочинения нередко именуют «гимном любви». Условно главу можно разделить на 3 части. Начинается она с поучений о том, что даже высшие духовные качества и дарования не принесут человеку подлинной пользы, если он не имеет любви.

Далее апостол перечисляет 16 свойств любви – матери всех добродетелей. Среди этих свойств, например, долготерпение, милосердие, прощение. Любовь несовместима с завистью, гордостью, бесчинством, мстительностью, осуждением, злорадством. Ведь любовь превозносит не себя, а ближнего. Она всегда видит в ближнем лишь доброе, верит в его покаяние и исправление, надеется и радуется за него. Протоиерей Андрей Лоргус отмечает:

«Любовь наполняет до краев, не оставляя места для чего-то еще. Любовь сверхбогата, она преизобилует дарами, а потому не ищет своего, но готова щедро делиться со всем миром. Именно в силу своей полноты любовь жертвенна. Она покрывает и восполняет недостачу, дефицит милосердия, благочестия и добра».

Завершается глава строками о вечности и абсолютности любви. Апостол говорит, что различные духовные умения в Вечной жизни исчезнут за ненадобностью. И даже такие несомненно важные добродетели как вера и надежда претерпят изменения. Любовь же останется неизменной. Она имеет наивысшую ценность. Приведём толкование на Коринфянам, 13 глава о любви профессора А. П. Лопухина из его труда «Толковая Библия»:

«Вера перейдет в ви́дение, а надежда – в обладание. Любовь выше всех в этой троице добродетелей именно потому, что она сама – божественна. О Боге нельзя сказать, что Он верит и надеется, но можно сказать, что Он – любит. Любовь принадлежит самому существу Его. Любовь – это цель, а вера и надежда – средства, ведущие к достижению этой цели».

Первое послание к Коринфянам, глава 13: текст

(Синодальный перевод)

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Молитва первоверховному апостолу Павлу

О, святы́й верхо́вный апо́столе Па́вле, сосу́де избра́нный Христо́в, небе́сных та́ин сказа́телю, все́х язы́ков учи́телю, церко́вная трубо́, преслову́щий вити́е, мно́гия бе́ды за и́мя Христо́во претерпе́вый, мо́ре изме́ривый и зе́млю обше́дый и на́с от ле́сти и́дольския обрати́вый!

Тя́ молю́ и к тебе́ вопию́: не гнуша́йся мене́ скве́рнаго (имя), возста́ви па́дшаго грехо́вною ле́ностию, я́коже в Ли́стрех хрома́го от чре́ва ма́терня возста́вил еси́; и я́коже Евти́ха ме́ртва бы́вша оживи́л еси́, воскреси́ и мене́ от ме́ртвых де́л; и я́коже моли́твою твое́ю основа́ние темни́цы не́когда потря́сл еси́ и у́зники разреши́л еси́, си́це исто́ргни мя́ твори́ти во́лю Бо́жию.

Вся́ бо мо́жеши да́нною ти́ вла́стию от Христа́ Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Житие Иоанна Предтечи – история главного святого
Следующая запись Отношение Церкви к ЭКО — проблемы и решения