4 удела Пресвятой Богородицы

Значение Богородицы в Православии

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием среди православных христиан. Каждый день Святая Церковь возносит Ей свои молитвы. Согласно православным догматам, Дева Мария стала Матерью Сына Божия, в Которую вселился Сам Создатель. Так свершилась великая и непостижимая Тайна Боговоплощения. Христиане верят, что Богоматерь никогда не оставляет без помощи призывающих Ее имя. Православная Церковь имеет множество свидетельств о благодатной помощи, которую христиане получают от Богородицы по молитвам перед Ее иконами. Также православными особо почитаются 4 удела Пресвятой Богородицы. Это священные места, находящиеся под особым Ее покровительством.

«Любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует» (преподобный Силуан Афонский).

4 удела Пресвятой Богородицы
Киево-Печерская Лавра (Киев, Украина) — один из 4 уделов Богородицы

Житие Богородицы

По Преданию, у немолодых супругов из города Назарет, праведных Иоакима и Анны, не было детей. Всю жизнь они стремились исполнять Божью волю, служить ближним. Благочестивые супруги обещали Господу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его на служение Ему. Бог услышал их моление, праведная Анна родила Марию, будущую Богородицу.

С трехлетнего возраста Дева Мария жила при Иерусалимском храме. Свои дни Она проводила в постоянной молитве. В раннем детстве она была приучена трудиться: прясть пряжу и шить облачения для священников. Мария дала Богу обет (обещание) сохранить свое девство (девственность), посвятив эту жертву Творцу. 14 лет от роду ей пришло время покидать храм. Ее обручили с престарелым Иосифом, который должен был хранить и защищать Деву.

В Назарете Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, возвестивший о будущем рождении от Нее Сына Божия. Через Богородицу в вифлеемской пещере свершилось спасительное для человечества событие — Рождество Христово. При земной жизни Спасителя Богородица постоянно находилась рядом с Сыном, внимательно постигая и запоминая Его учение.

«Божия Матерь – не просто какой-то случайный человек, которому сильно, как в лотерее, повезло. То, Кем Она стала, – результат прежде всего огромной ее работы над собой. Церковное Предание говорит, что Мария была самой лучшей, самой верующей из людей. Благочестивый вымысел? Но если внимательно вчитаться в то, что нам говорит Священное Писание, в те крупицы информации, которые там содержатся, мы увидим, что Она, действительно, абсолютно предана и послушна Господу. Эта удивительная девушка верна Закону Господа и больше всего в жизни хочет служить Его воле» (священник Константин Пархоменко).

4 удела Пресвятой Богородицы

В современном мире хорошо известны 4 удела Пресвятой Богородицы на земле. Удел — это место особого покровительства. Это Иверия (современная Грузия), гора Афон (Греция), Киев (Украина) и Дивеево (Нижегородская область). Николай Александрович Мотовилов, многолетний попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря, писал в 1854 году императору Николаю I:   

«Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели». 

Пресвятая Богородица избрала себе эти места на земле, чтобы Ее попечением увеличивалось число служащих Господу Богу. Она обещала особую благодать своим уделам, если его жители будут чтить Ее имя.

Как были избраны эти 4 удела Пресвятой Богородицы? Об этом рассказывает Предание.

Иверия

После Крестной смерти Иисуса Христа  Божия Матерь жила в доме апостола Иоанна Богослова. Это было исполнение последней воли Спасителя перед смертью на кресте. Он пожелал, чтобы любимые Его ученик Иоанн принял на себя обязанность сына, а Богородица оказывала ему материнскую любовь (Евангелие от Иоанна, 19:26).

В день Пятидесятницы (50-й день после Воскресения Христова) на Богородицу вместе с апостолами сошел Святой Дух в виде огненных языков. Все они получили дар говорить на языках других народов. Через некоторое время апостолы отправились проповедовать христианскую веру по всему миру. Для этого они бросили жребий, кому куда направиться. Пресвятой Богородице достался жребий проповедовать в Иверии (современная Грузия).

Однако позднее Богоматерь через ангела получила повеление остаться в Иерусалиме. На проповедь вместо себя Она направила апостола Андрея Первозванного. Пресвятая Богородица вручила апостолу свой нерукотворный образ. Как гласит Предание, этот образ был запечатлен на деревянной доске, которую Богоматерь приложила к Своему Лику. Святой Андрей Первозванный трижды посещал Иверию с проповедью. В городе Ацкур (недалеко от современного города Ахалцих) им был оставлен нерукотворный образ Богоматери. Однако по-настоящему христианским государством Грузия стала в 4 веке после проповеди равноапостольной Нины.

Святая Нина имела целью найти хитон Господень, который по жребию достался одному из стражников при кресте Спасителя (Евангелие от Иоанна, 19:23-24). По Преданию, его выкупил один человек и увез в Грузию. В сонном видении Господь благословил святую Нину отправиться на проповедь, а Божья Матерь вручила ей крест из виноградной лозы. Равноапостольная Нина всенародно проповедовала христианскую веру и призывала жителей Грузии к покаянию. Своей благочестивой, праведной и целомудренной жизнью она привела ко Христу всю Грузию.

Покровительство Богородицы во многом определило самобытность, культуру и историю Грузии. Среди стран Кавказа Грузия — единственное православное государство. С 2001 года Грузинская Православная  Церковь получила статус государственной. Более 90 % граждан страны исповедуют православную веру. С 2019 года 12 мая отмечается как День удела Пресвятой Богородицы.

Афон

Пресвятая Богородица решила навестить праведного Лазаря Четверодневного, которого некогда воскресил Иисус Христос. Она отплыла на остров Кипр, где Лазарь был епископом. Однако во время плавания поднялся сильный ветер, и корабль, не слушаясь руля, направился в другую сторону. Он остановился у берегов Афонской горы. Когда Пресвятая Дева Мария сошла на землю, к ней собралось множество людей. После проповеди о Сыне Божьем, о Его учении и Воскресении из мертвых жители тех мест решили креститься.

Пресвятая Богородица нарекла это место своим уделом, жребием, данным Ей от Господа. Она обещала не оставлять его без своего попечения до конца времен. Сейчас Афон является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. Пресвятая Богородица именуется Игуменьей Афонской. Святые Отцы говорят, что Она сама управляет этим местом и смотрит за всем. 

«Разве не знаешь, что Богородица по ночам обходит Святую Гору Афон и смотрит, чем это тут занимаются монахи?» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

В некоторых афонских монастырях нет должности игумена, там имеется только наместник, заведующий монастырскими делами. Игуменство принадлежит Самой Божией Матери. Так, в Хиландарской обители на игуменском месте стоит икона «Троеручица». Прикладываясь к ней, монахи тем самым принимают благословение на послушание от Самой Богородицы.

На протяжении многих столетий Богородица хранит Святую гору Афон. Не раз Она спасала монахов от голода, нападения иноверцев, защищала монастыри от пожаров.

Киево-Печерская Лавра

Третий удел Божией Матери —  Киево-Печерская Лавра, основанная в 11 веке преподобным Антонием Печерским (984-1073). Пребывая в одном из афонских монастырей, русский по происхождению монах Антоний получил повеление от Божией Матери вернуться на родину. В указанном Богородицей месте им был основан монастырь. В 1073 году из Константинополя (современный Стамбул, Турция) прибыли греческие мастера-строители, получившие от Богородицы повеление построить в Киеве церковь. Они же и принесли на Русь икону Успения Пресвятой Богородицы, полученную от самой Девы Марии. Успенская церковь была построена по образу, представшему  перед ними в божественном откровении.

Киево-Печерская Лавра на протяжении многих веков оставалась центром христианства на Руси. Во многих других обителях игуменами становились монахи Лавры, распространяя ее Устав по всей Руси. 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы стал на Руси монашеским праздником. Чаще всего храмы в монастырях посвящали именно этому празднику. Многие обители названы в честь Успения Богородицы. Например, Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае (Крым), Свято-Успенская Почаевская Лавра (Украина), Свято-Успенский мужской монастырь в городе Орле (Орловская область).

«Киево-Печерской лавре принадлежит бесспорно, пальма первенства в ряду всех русских монастырей, существовавших, прежде и теперь существующих, не только потому, что она была действительно первым истиннорусским народным монастырем (в собственном смысле этого слова) в России, по времени своего происхождения, но также и по сумме того духовного блага, какое она принесла русскому народу и какое неизмеримо превосходит заслуги всех других позднейших русских монастырей на пользу русского народа и государства» (профессор Александр Павлович Лопухин, 1852-1904).

Дивеево

Завершает список «4 удела Пресвятой Богородицы» российское село Дивеево (Нижегородская область). В середине 18 века поклониться святыням Киево-Печерской Лавры приехала молодая помещица Агафья Семёновна Мельгунова, вдова из Рязани. В Киево-Флоровском монастыре она приняла постриг с именем Александра. Ее духовно окормляли старцы Киево-Печерского монастыря. Однажды в сонном видении матушке Александре явилась Богородица. Она повелела идти ей на северо-восток Центральной России. Там будет указано место основания новой обители..

После долгого пути матушка остановилась в селе Дивеево, чтобы отдохнуть. Здесь ей снова явилась Богородица и сообщила, что именно это место Она избрала под Свое покровительство. Матушка Александра основала здесь дивеевскую женскую общину, которая впоследствии стала Серафимо-Дивеевским монастырем. 

В 1825 году преподобный Серафим Саровский стал свидетелем, как Божия Матерь прошла по земле вокруг общины. Вместе с Ней были апостолы Петр и Иоанн Богослов. В месте, где ступала нога Богоматери, по благословению святого была вырыта Канавка. Она представляла собой ров с насыпным валом на внутренней стороне. О значимости строящейся Канавки преподобный Серафим говорил: «Антихрист везде пройдет, а Канавки этой не перескочит». 

По словам батюшки Серафима, Божия Матерь освящает это место своим присутствием каждый день, обходя свой удел. В последние времена Пресвятая Богородица защитит это место от осквернения антихристом.

Молитва Пресвятой Богородице

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, всеми́лостивая Засту́пнице и Покрови́тельнице все́х, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́сныя сла́вы Своея́ на мя́, припа́дающаго к подно́жию Твоему́, услы́ши смире́нную моли́тву мене́, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и принеси́ ю́ пред возлю́бленнаго Сы́на Своего́.

О, Преблагослове́нная Богоро́дице! Ты́, имену́емая все́х скоропослу́шница и скорбя́щих ра́досте, услы́ши и мене́ ско́рбнаго; Ты́ – утоле́ние печа́ли, утоли́ и моя́ душе́вныя боле́зни и печа́ли; Ты́ – купино́ неопали́мая, сохрани́ ми́р и все́х на́с от вредоно́сных о́гненных стре́л вра́жиих; Ты́ – взыска́ние поги́бших, не попусти́ мене́ поги́бнути в бе́здне грехо́в мои́х; Ты́ цели́тельница стра́ждущих, исцели́ и мене́, уя́звленнаго от не́мощей душе́вных и теле́сных; Ты́ – неча́янная ра́досте, ра́достию спасе́ния Твоего́ оте́мли от мене́ стра́х гряду́щаго муче́ния; Ты́ – спору́чница гре́шных, бу́ди и мне́, гре́шнику, благосе́рдою спору́чницею покая́ния и спасе́ния моего́.

На Тебе́ по Бо́зе все́ мое́ упова́ние возлага́ю, бу́ди ми́ вы́ну неусы́пная хода́таица и всеси́льная предста́тельница пред Сы́ном Твои́м, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, укрепи́ во мне́ ве́ру в Него́, утверди́ в любви́ Его́, научи́ мене́ люби́ти и сла́вити и Тебе́, Пресвяту́ю Ма́терь Бо́жию, Преблагослове́нную Мари́ю: вседержа́вному покро́ву Твоему́, Богоро́дице, вруча́ю себе́ на вся́ ве́ки. Ами́нь.

Тропарь

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

Кондак

В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Предыдущая запись Как зовут Бога – имена Бога и их значение
Следующая запись Сколько страниц в Библии — структура и содержание