Известная многим христианам молитва Животворящему Кресту начинается словами: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его…». Это также и первые строки псалма 67. Данная псаломская песнь отличается неясностью, туманностью смысла текста и обилием поэтических образов. 67 псалом, даже читаемый на русском языке, обоснованно считается одним из самых трудных для объяснений. Для многих его строки остаются непреодолимыми для понимания.
«Этот псалом (67) удивительный, очень глубокий, красивый. Но насколько красив, говорят святые отцы, настолько и труден к толкованию» (протоиерей Алексий Ладыгин).
Ветхозаветная книга Псалтирь является сборником священных гимнов (псалмов). Они были написаны несколькими авторами за 1000 лет до Рождества Христова. Основная часть псалмов (78 из 150) принадлежит авторству царя Давида.
С первых веков христиане активно использовали псалмы в своей духовной жизни. Ведь песнопения эти не только покаянного и хвалебного характера. Они содержат в себе и пророчества о Спасителе Иисусе Христе.
«Означенная священная книга есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога. И потому непрестанно употребляется в церковном богослужении» (архимандрит Никифор Бажанов, 1832-1895).
Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева. Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного. Господь даст слово: провозвестниц великое множество. Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: когда Всемогущий рассеял царей на сей земле,она забелела, как снег на Селмоне. Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. Благословен Господь всякий день.
Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской, чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов». Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!» Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу. Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках. Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!
Псалом 67 был написан царем Давидом, о чем свидетельствует первая его надпись. Существует несколько предположений, что послужило поводом для написания песнопения. Некоторые толкователи считают, что эту песнь евреи пели во время перенесения в Иерусалим Ковчега Завета из дома Аведдара (2 Книга Царств, 6:10-12). Однако основной тон псалма — ликование еврейского народа после одержанной победы и принесения богатой добычи (Пс.67:12–15) — указывает на некое поражение могущественных врагов. В частности, это могла быть победа израильтян над аммонитянами (2 Книга Царств, 11).
Богослов и историк Русской Церкви А.В. Карташев (1875-1960) называл псалом 67 победной одой, вобравшей в себя отрывки из более ранних израильских песней. К ним относятся песни пророчицы Деворы (Книга Судей Израильских, 5), пророка Моисея (Второзаконие, 33; Книга Чисел, 10:35). Некоторые конкретные моменты не дают возможность истолковать этот псалом победной песнью определенного исторического события. Например, неизвестно, о поражении каких именно сильных врагов идёт речь. При этом Египет, исконный враг израильского народа, представляется в псалмопении уже покоренным (стих 32).
«К какому же именно перенесению ковчега Завета относится этот псалом, – нужно заметить, самый трудный для объяснения между другими псалмами? К перенесению ли его Давидом из дома Аведдара на Сион, в новоустроенную скинию? Или же к возвращению ковчега на сию гору после какой-либо одержанной Давидом победы? Есть основания для того и другого мнения. Но для последнего (характерные выражения победной песни) их больше. Во всяком случае, псалом относится к процессии с ковчегом Завета, подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения» (протоиерей Григорий Разумовский).
В стихах псалма псалмопевец Давид обозревает историю Израиля со времён построения скитании евреев в пустыне вплоть до завоевания обещанной Господом земли. В псалме особо подчеркнуто избрание Создателем горы Сион и еврейского народа. Во всех многочисленных войнах сам Господь является военачальником евреев. В результате враги бегут, а израильский народ захватывает много пленных и остаётся с военной добычей. Давид восхваляет и благодарит Господа. Последовать примеру израильского народа, уповающего на помощь Истинного Бога, пророк призывает все народы земли (стих 33).
Для христиан псалом 67 является мессианским, пророческим. Апостолом Павлом об этом показано на примере стиха 19:
Иисус «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Послание апостола Павла в Ефесянам, 4:8).
То есть к Богу Отцу вознесся Тот, Кто прежде снизшел в ад, затем вознесся на Небо, чтобы наполнить Собой все Тело Церкви. Его пленники — это смерть, ад и полчища сопротивных, содержавших раньше человека в своем плену.
«Новозаветный смысл органично вытекает из ветхозаветных символов, создавая единое целостное по композиции произведение. Как единым целым является дело спасения Христом человечества, начатое в ветхозаветные времена и продолжающееся и ныне – в новозаветный период» (иерей Андрей Чиженко).
По толкованию Святых Отцов, псалом 67 — это «шествие», смена аллегорических сюжетов, таинственно повествующих о спасения человечества, о проповеди апостолов, об утверждении Христовой Церкви.
Стихи 1-6: Первые строки песни являют людям Господа Иисуса Христа, уже занявшего Свое место в Божьем Царстве: «Бог в месте святем Своем» (стих 6).
Стихи 7-15: Через пророка Давида таинственно извещаются великие дары Создателя Своей Церкви. Каждому Богом указывается свой путь на Небо (стих 7).
Стихи 16-24: Таинственное сравнение Церкви с горой, местом обитания Бога, и с колесницей, управляемой Творцом. Здесь все образы свидетельствуют о главном — о Крестной смерти Господа, сошествии Его в Преисподнюю, Вознесении Христа на Небо. Только от Спасителя человек получает прощение от грехов, Христом даются силы на несение подвига.
Стихи 25-36: Шествие Божие в Горний Иерусалим могут сопровождать только люди с чистыми душами, одержавшие победу над страстями. Как бы от их лица возносится псалмопевцем прошение ко Господу запретить кому-либо препятствовать проповедникам нести Благую Весть. Это пророчество и о новоявленных молитвенниках, которые придут от языческих мест. Здесь заповедуется всем людям приносить благодарение и восхваление Богу.
«Псалом этот словно написан про нас, шествующих крестным ходом, подобно нам шествовали древние евреи из Египта. Мы «видели шествие Твое, Боже, шествие Бога нашего, Царя нашего во святыне» (Пс. 67,25), когда восстал Ты из мертвых, когда являлся апостолам, когда причащал Луку и Клеопу. И мы пойдем за Тобой, за огненным словом Твоих апостолов. На крестном ходе «впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, посреди девы с тимпанами» (Пс. 67,26), расступилось вокруг нас море житейское, потонули позади нас египетские колесницы. Впереди нас Мариам и мироносицы, мы идем к гробу Твоему, чтобы увидеть погребальные пелены, преклонить колена у места, где лежало тело Твое. «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67,33), и мы восклицаем «Христос воскресе!» (иерей Валерий Варнашов).
Преподобный Арсений Каппадокийской (1840-1924) считал необходимым и действенным чтение псалмов при определенных жизненных ситуациях. Так, 67 псалом он рекомендовал читать женщинам, страдающим выкидышами. Однако преподобный учил не забывать, что псалмы — это не заклинания от всех неприятных случаев жизни. Это молитвенное обращение верующего к Создателю.
«Указания для конкретных нужд примерно совпадают со смыслом псалмов. Но святого Арсения больше интересовала молитва. А не то, насколько содержание псалма соответствует нужде, о которой он молился» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).
Некоторые стихи псалма 67 можно найти в молитвах. Так, например, молитва Животворящему Кресту, начинаемая словами «Да воскреснет Бог и расточатся врази его» (псалом 67:2), входит в вечернее молитвенное правило православных.
Стихи псалма 67 несколько раз повторяются во время пасхального богослужения. По этой причине некоторые православные называют его псалмом Воскресения. Поводом послужило развернутые «комментарии» стихов псалма в пасхальных стихирах, тропарях и другие песнопения.
«На праздник Пасхи входной стих взят из 67-го псалма (стих 27), из которого взяты стихи для 3-го антифона на этот праздник: В церквах благословите Господа Бога от источник Израилевых. Этими словами псалмопевец приглашает к прославлению Господа в торжественных церковных собраниях всех израильтян, которые произошли от 12 сыновей Израиля, словно ручьи из источников. Теми же словами Святая Церковь призывает к прославлению Господа христиан, имеющих в лице 12 апостолов своих духовных родоначальников» (епископ Виссарион Нечаев, 1823-1905).
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.
Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е.
Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Господь даст глагол благовествующым силою многою. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца.
Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.
Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него. Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем, предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, книзи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.
Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.