В христианством мире некоторые страны и народы ощущают особую помощь и заботу Пресвятой Богородицы. Так, Грузии обещано особое покровительство Девы Марии. Ведь эта страна досталась Ей по жребию для просвещения христианской верой. Но особое народное почитание и любовь Богоматери родилось и развивалось на русских землях. С момента установления христианства на Руси Пресвятой Богородице было посвящено много гимнов, написано большое количество икон. Нередко названием иконы служат определенные качества Богоматери. Например, икона «Избавление от бед страждущих» названа по вере православных в благодатную помощь Божьей Матери избавлять от бед и несчастий всех к Ней обращающихся. Эту мысль подчеркивает акафист, читаемый перед иконой «Избавление от бед страждущих».
Акафист — это церковное духовно-поэтическое произведение хвалебного характера. Первоначально так называлась только гимнография, посвященная Пресвятой Богородице. Но впоследствии были составлены акафисты Господу, святым угодникам, Небесному воинству. Отличительной особенностью гимнов такого жанра является особое радостное настроение. Реальные обстоятельства, послужившие написанию первого акафиста, тому причина. Первый акафист был воспет Божьей Матери в Константинополе после того, как от осажденного города отступили персы (626 год).
Греческое слово «акафист» («ἀκάθιστος») означает «гимн, при пении которого не сидят». Для православных стояние при пении акафиста — это своего рода подвиг, посильный труд. Но одновременно это и дань уважения адресату хвалебных гимнов. Со временем стали появляться акафисты, составленные в честь разных чудотворных икон Богоматери.
В России икону Божьей Матери «Избавление от бед страждущих» могут ещё называть «Избавление от бед», «Избавительница от бед», «Обет страждущих». Это связано с тем, что образ распространен в списках (копиях). Детальные достоверные ведения о первообразе — когда написан, где находится сейчас — отсутствуют. Похожие образы Богоматери на русских землях известны с XV столетия.
Иконографически образ Божьей Матери «Избавление от бед страждущих» относят к типу «Путеводительница». Это поясное изображение Богоматери в царской одежде: платье с поясом (иногда без пояса) покрыто гиматием (накидкой), глава покрыта платом, сверху корона. На левой руке у Девы Марии сидит Богомладенец, ножки Которому Она поддерживает правой рукой. Головой Иисус приник к Деве Марии.
В России известны несколько образов Божьей Матери, именуемых «Избавление от бед страждущих», которые имеют свои особенности. Одним из ранних списков (16 век) считается одноименная икона, которая находится в Никольском приделе Богоявленского собора в Москве. Существует предположение, что ее перенесли из закрытого в 1940-х годах Покровского храма на Филях (Москва). На этом списке Спаситель благословляет молящихся и держит свернутый свиток (как символ благой вести). Ножки Спасителя поддерживает Богоматерь (правая ножка прикрыта одеждой). Празднование этого образа Богоматери — 5 февраля по новому стилю.
Святыней Казанского собора города Людиново в Калужской области является другая икона Божьей Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». Ее написали по заказу семьи владельца железных и медеплавильных заводов на Урале Н.Н. Демидова. Первоначально икона предназначалась для Ильинской церкви, построенной в 1755 году. Через полстолетия образ перенесли в Казанский собор, где он и находится в настоящее время. Особенностью этой иконы является то, что правая рука Иисуса касается плеча Богоматери, свиток отсутствует. Чествование Людиновской иконы совершается 9 февраля по новому стилю. С 2010 года в Казанском соборе Людиново установилась традиция: каждое воскресенье прихожане собираются читать акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих».
Другая особо почитаемая икона «Избавление от бед страждущих» (начало 19 века) является святыней Арзамасского Николаевского женского монастыря и находится в храме Богоявления. Отличием этого списка является отсутствие свитка. Головка Спасителя прижата к щеке Матери, а правая Его рука касается Ее шеи. Эту икону, потемневшую от времени, пожертвовала в обитель в 1997 году жительница Арзамаса (Нижегородская область). В 2001 года чудесным образом икона самостоятельно обновилась в красках. В это же время сестрами монастыря был составлен особый акафист Пресвятой Богородице «Избавительница от бед страждущих». Чествование этой иконы совершается в Неделю всех Святых (в воскресенье через неделю после Дня Святой Троицы).
Пресвятая Богородица отвечает на молитвы через чудеса у своих икон. Таких икон множество, «Избавление от бед страждущих» одна из них.
В начале 2000-х годов произошел случай исцеления ветерана Великой Отечественной войны, у которого в лёгких осталась пуля. Фронтовик ежедневно читал акафист перед чудотворной иконой «Избавление от бед страждущих». Спустя пару месяцев образовался нарыв, через который пуля вышла самостоятельно.
В 2001 году убежденный атеист N. с диагнозом рак, несмотря на уговоры верующего сына, отказывался принимать Крещения даже перед смертью. Его сын усердно просил помощи в молитвах у Божьей Матери, несколько раз в день читал акафист перед Ее образом «Избавление от бед страждущих». Отец умер, что было засвидетельствовано врачами. Через некоторое время произошло чудесное воскрешение. N. сразу пожелал креститься и собороваться. Указывая на икону Божьей Матери на обложке книги с акафистом, он рассказал сыну, что ему было явление Пресвятой Богородицы, Которая дала некоторое время для приготовления души к вечности. Через 12 часов новокрещенный N., после исповеди и причащения Святых Тела и Крови Христовых, отошел ко Господу.
В 2015 году жительница города Арзамас (Нижегородская область) Жирнягина Ольга лежала в травматологическом отделении с диагнозом перелом шейки бедра. После прочтения акафиста Божией Матери перед иконой «Избавление от бед страждущих» и помазания маслом Ольга почувствовала облегчения и смогла передвигаться по палате с палочкой.
Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучати, а нас научи пети Тебе весело:
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Ангелов множество, по Твоему, Мати наша, велению, ополчаются на избавление наше грозно, Ты же приими молитву сию:
Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая.
Радуйся, Царице горних чинов, их небесную помощь нам дающая.
Радуйся, Ангелам хранити нас повелевающая.
Радуйся, Воинством Ангельским врагов наших поражающая.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Видя бедствующие толикую и таковую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляют тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуиа.
Разумеют мнози, яко дарова Тя Сын Твой, Избавление от бед страждущих, призывающим Тя сице:
Радуйся, бедствующих Мати.
Радуйся, страждущих утешение.
Радуйся, безнадежных надеждо.
Радуйся, беспомощных помоще.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Сила Вышняго дарова Тя на помощь и спасение миру, в бедах погибающу, и кто Тобою избавлен бысть, поет Сыну Твоему: Аллилуиа.
Имущи непостижимую любовь к роду человеческому, кии слезы не отвергла еси, и того не принудила призвать Тя, вопиюще:
Радуйся, бедствующих скорое услышание.
Радуйся, плененных свобождение.
Радуйся, погибающих быстрое спасение.
Радуйся, печальных и скорбных утешение.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Буря несчастий налетает на ны. Спаси нас, погибающих, спаси, Избавление от бед страждущих, бурю погибельную на земле укрощающая и приемлющая нашу песнь: Аллилуиа.
Слыша человечестии роди всю Твою к христианом дивную любовь и Твое мощное избавление от всяких находивших на них лютых, научишася пети Тебе:
Радуйся, человеческого рода от бед Избавление.
Радуйся, уныния прогонительнице.
Радуйся, бурь житейских прекращение.
Радуйся, радости по скорби нам подательнице.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Боготечной звезде подобящаяся, мрак и темноту в грехолюбивых сердцах разгоняющая, да во свете Твоея любви узрят Господа и вопиют Ему: Аллилуиа.
Видяще людие Российстии Твое нечаянное от многообразных бед избавление, радостно поют сице:
Радуйся, в бедах наших Отъятельнице.
Радуйся, печалей наших отгнание.
Радуйся, в скорбех наше утешение.
Радуйся, в радостех наше воздержание.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Проповедают помощь Твою и любовь Твою, Мати, все исцеленные, утешенные, оправданные и спасенные Тобою от бед и поют Твоему Высокодержавному Сыну: Аллилуиа.
Возсия нам свет спасения во мгле погибели, окружившей нас, и наставил есть пети Тебе:
Радуйся, мглу греха разгоняющая.
Радуйся, тьму греховную истребляющая.
Радуйся, мрак души моея просвещающая.
Радуйся, светом радости душу мою ободряющая.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Хотящим нам конечному отчаянию предатися отовсюду бедам належащим, помыслихом о Тебе, Избавление от бед страждущих, и ободрихомся, и утешихомся, поюще Сыну Твоему: Аллилуиа.
Новую и нежданную показа Ты нам милость Свою, под Державную руку Твою нас восприявши, и отсюда вопием Ти:
Радуйся, Царица Державная.
Радуйся, под Твою Державу нас восприявшая.
Радуйся, защиту Твою нам даровавшая.
Радуйся, врагов наших поражение.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Странное чудо — на погибель обреченные, в нуждах томящиеся, бесчисленные внезапу спасение и избавление получают от Тебе, Вселюбящей Мати, поюще Богу: Аллилуиа.
Вси сущии во мраце скорбей, вси обуреваемые бурей несчастий, приидите к доброму пристанищу и нашему поможению — покрову Девы, Избавление от бед страждущих, вопиюще Ей:
Радуйся, от глада нас избавляющая.
Радуйся, вредоносящее естество от растительного мира отгоняющая.
Радуйся, посевы, и леса, и все растущее от погибели спасающая.
Радуйся, земледельцев скорбящих утешение и отрада благословенная.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Все существо человеческое хвалит Тя, вси воспевают Тя, многоразличное избавление ему несущую и вместо печалей радость подающую, поющим: Аллилуиа.
Витии и многоумнии обезумеша, видяще Твое быстрое, чудесное от бед страждущих избавление и умолкоша нам, поющим Ти:
Радуйся, чудесами нас укрепившая.
Радуйся, беды чудесами истребившая.
Радуйся, чудесами нас вразумившая.
Радуйся, иконою Твоею нас возвеселившая.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Спасти хотя всякую душу человеческую любовию печешися о ней, дондеже не научиши ю пети Сыну Твоему: Аллилуиа.
Стеною мир христианский хранящи и каждую душу от врагов ограждающи обретеся и проявися дивный образ Твой, «Избавление от бед страждущих», да прославим его, поклонимся и притецем к Твоему заступлению, Мати Божия, воспевая:
Радуйся, Избавительнице наша.
Радуйся, наставнице наша.
Радуйся, веселие наше.
Радуйся, вечная радосте наша.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Пение непрестанное приносят Ти Тобою избавленнии и Тобою паки радость обретшии, Божественному Сыну Твоему поют радостно: Аллилуиа.
Светосияющим светилом лучезарным во мраце греха явися нам Твоя икона, «Избавление от бед страждущих», темже радуемся мы, грешнии, имуще таковую чудную икону Твою в храме своем, яко залог Твоего к нам и ко Обители нашей благоволения, и надеяся на Твоя матерния молитвы и скорое их услышание, умильно глаголем:
Радуйся, радостей источниче.
Радуйся, печалей прогнание.
Радуйся, бед уменьшение.
Радуйся, всякого покоя подательнице.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
Благодать от иконы Твоея, «Избавление от бед страждущих», текущая, исцелений струи обильно подающая и сердца веселием оживляющая, побуждает всех вольной волей пети о Тебе, Мати, Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.
Воспеваем Твоея иконы дивное обновление, воспеваем Твое милостивное на нас, грешных, призрение и, воспевающе, поем:
Радуйся, от смерти и вечного огня изымающая.
Радуйся, мертвых воскрешающая.
Радуйся, предсмертное наше упование и защито.
Радуйся, по смерти наше упокоение.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.
О, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, умилосердися ныне и помилуй нас, в лютых и безысходных бедах сущих, Единому сущу, нас избавляющу, и научи нас сердечно воспевати Богу, спасающему нас: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Мати Божия, помоще и защито! Егда возопиим, буди Избавлением нам, страждущим и погибающим от лютых бед, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тебе призываем: умилосердися и помози, пожалей и избави от бед страждущих и погибающих нас, от лютых сетей лукавого исхити, приклони ухо Твое, и наши слезные, скорбные молитвыприми и, якоже хощеши, упокой и обрадуй нас. Научи послушание господу Богу приносити, всем сердцем, всею душою, всем естеством Сына Твоего возлюбити, плоды трудов достойны Ему приносите. Умири сердца наша, да в едином Духе и всеми делами нашими прославим Безначального Отца со Единородным Его Сыном и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, и Твое милостивное Матернее предстательство ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Яко пресветлая звезда просия Божественными чудесы святый Твой образ, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей. Подаждь убо и нам, всеблагая Дево, Избавление от бед страждущих, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.
Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствующие с верою претекают, заступлением твоим избавляемые от злых, но яко Мати Христа Бога и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: Радуйся, Избавление страждущих от всех бед
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.