Алтарь — это главная часть храма

Алтарь — что это?

Многие религии, от древнего язычества до христианства, буддизма, индуизма, неоязыческих традиций, имеют особо выделенное место для жертвоприношений. Это алтарь.

Точная этимология слова «алтарь» (на латыни — «altarium») остается неясной. Предположительно оно происходит от латинского «altaria», что означает «навершие жертвенника», «приспособление для сжигания жертвы» или от «altus» — «высокий».

алтарь это
Иконостас, за которым находится алтарь православного храма

Первоначально языческие алтари сооружались из природных материалов (камня, земли, глины). Место выбиралось особое, связанное с взаимодействием божества и людей. Чаще всего алтари возводились на полянах, в рощах и дубравах, на берегах водоемов  и на естественных возвышенностях.

Для языческой религии Античности (Древняя Греция и Рим) характерно сооружение алтаря непосредственно в храме. Алтарь служил местом принесения различных жертв богам. Это могли быть жертвы животного или растительного происхождения. В некоторых религиях встречались и человеческое жертвоприношение — например, среди народов Центральной и Южной Америки (майя, ацтеков, инков).

История христианского алтаря

Появление алтаря в христианстве исторически связано с Ветхозаветным Храмом. Устройство Храма соответствует Божьему Замыслу: Святая Святых, Святилище, двор. По такому же принципу устроен и православный храм. Он также состоит из трёх частей: алтаря, собственно храма и притвора. В ветхозаветные времена Святая Святых символизировало Царство Небесное. Поэтому сюда только единожды в год входил первосвященник для окропления кровью очистительной жертвы. Смысл состоял в том, чтобы кровь животных «покрывала» грехи израильского народа.

В Новозаветной Церкви кровавые жертвоприношения не приносятся. Искупление человеческих грехов происходит через покаяние и веру в Иисуса Христа, добровольно пролившего Свою Кровь на Кресте за грехи всего человечества. 

Пространство христианского алтаря напоминает Сионскую горницу (комнату), где Господь совершил Тайную Вечерю. В раннехристианские времена (1-2 века) алтарем служил стол в доме, где совершалась Вечеря любви. Так называлась трапеза с преломлением хлеба и благословением чаши (Евхаристия).

В 4 веке окончились гонения на христиан, необходимость в тайных службах отпала, стали возводить церкви. Алтарем стал называться непосредственно храмовый престол, на котором совершалась Бескровная Жертва. Для католиков и протестантов понятие «алтаря» сохранилось именно в этом смысле. Впоследствии алтарь в храме включил в себя не только престол, но и Горнее место (возвышенное место, где стоит кресло для архиерея и сидения для священников). Для жертвенника было выделено особое место вне престола.

Алтарь в православном храме

Что такое алтарь в православной церкви? Это его Святая Святых. По словам святого Симеона Солунского (14-15 век), эта часть храма символически изображает «селение Божие», «небо небесе». Святитель Герман, патриарх Константинопольский (7-8 век) говорил, что это «место, где восседает на престоле со апостолами Христос, Царь всяческих».

В современном понимании алтарь в храме представляет собой возвышенное отделенное пространство. 

«Алтарь помещается в восточной части храма и, таким образом, весь храм обращен к востоку. Объясняется это, с одной стороны, тем, что потерянный нами рай находился на востоке. С другой стороны, и особенно, это объясняется будущим, к которому направлена вся христианская жизнь. Это будущее — Царствие Божие, которое часто, особенно в памятниках первых веков, называется восьмым днем творения. Пришествие этого дня, который мы ждем и подготовляем, его восход, и символизируется восходом солнца, востоком» ( богослов Леонид Александрович Успенский, 1902-1987).

Современное устройство алтаря

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол), прикасаться к которому разрешено только священнослужителям. Престол является обязательным атрибутом храма, без него это обычное здание.

Все элементы алтаря имеют символическое значение. Так, белое полотно на престоле символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Иисуса Христа при погребении. Покрывающая сверху парча на престоле указывает на царскую одежду Царя Небесного.

Антиминс (в переводе с греческого — «вместопрестолье»), лежащий на престоле, свидетельствует о получении благословения от епископа, дающее право совершать богослужения. Вшитые в антиминс частицы мощей святых напоминают о первых христианах, совершающих Божественную Литургию на гробницах мучеников.

На престоле помещаются священные предметы. Присутствие Господа в храме символизирует напрестольное Евангелие. Об орудии спасения всех людей напоминает крест с распятием. Также  на престоле лежит губка для собирания частиц Святых Даров. Она символически напоминает о губке с уксусом, преподнесенной во время распятия к устам Спасителя.

К священным напрестольным предметам относится дарохранительница. Это сосуд, по форме напоминающий храм. Его используют для хранения особым образом заготовленных Святых Даров (запасных), которыми причащают людей, не имеющих возможности присутствовать на Божественной Литургии. Для переноса Святых Даров к больным используется стоящая на престоле дароносица.

В алтаре, помимо престола, располагаются семисвечник (подобие меноры ветхозаветного Иерусалимского храма). За престолом расположено Горнее место — для архиерейского кресла со скамьями для священников. В северной части алтаря находится жертвенник — небольшой четырехугольный стол, на котором совершается Проскомидия, то есть заготавливаются хлеб и вино для Таинства Евхаристии.

Почему алтарь отделен от остального храма?

Изначально алтарь в христианской церкви пространственно ничем не отделялся от верующих. Первое свидетельство о существовании алтарных перегородок относится к началу 4 века. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщал о епископе города Тира (Ливан), который «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться».

Также имеются описания Храма Гроба Господня, построенного в 336 году. В нем колонны огораживали алтарное пространство. Таким образом, уже начиная с 4 века для отделения алтаря использовались колонны и невысокие (до 1 метра) решетчатые перегородки. Отличительной чертой такой алтарной преграды от более позднего иконостаса было отсутствие икон. В те времена верующие свободно могли наблюдать происходящее в алтаре. 

В 7-8 веках на перегородках стали размещать иконы Господа, Божией Матери, святых. После 7 Вселенского Собора (787 год, Никея, современная Турция), утвердившего иконопочитание, традиция помещать иконы на алтарных перегородках получила широкое распространение.

Этому способствовало строительство в русских землях деревянных храмов. В них отсутствовали настенные росписи, присущие византийской традиции. Иконостас как раз и позволял размещать множество икон. Остается неизвестным, когда именно алтарная перегородка преобразовалась в иконостас. Однако для 14-15 веков для Русского Православия уже характерно наличие высокого иконостаса. Такая преграда полностью изолировала алтарную часть от верующих.

Православный алтарь: правила и запреты

В алтаре происходит таинственное принесение Бескровной Жертвы. 

Таинство Евхаристии установил Сам Спаситель незадолго до Своей Крестной смерти (Евангелие от Матфея, 26:26-28). Во исполнение Божьего повеления Евхаристия стала совершатся апостолами и их преемниками. Однако священники во время службы не являются «заместителями» Христа. Они только Его образ. Таинство освящения и претворения Святых Даров совершается Самим Господом.

Церковными правилами (Правило 19 Лаодикийского Собора, Правило 69 Шестого Вселенского Собора) воспрещается вход в алтарь мирянам. Эта часть храма предназначена только для священнослужителей и их помощников — алтарников.

«В алтаре должен всегда быть прислужник мужеского пола – человек благоговейный и нравственной жизни, часто исповедающийся и причащающийся святых Христовых Таин, желательно посвященный в степень чтеца. Остальным мирянам, хотя бы то был церковный староста или члены приходского совета, вход в алтарь должен быть воспрещен, как этого категорически требуют церковные правила, за исключением, конечно, каких-либо особых случаев, когда это безусловно необходимо» (архиепископ Аверкий Таушев).

Алтарь — это священная территория

После совершения Таинства Крещения при воцерковлении можно увидеть, что новокрещенных мальчиков вносят в алтарь. Это действие означает, что строгого запрета для вхождения в алтарь у мужчин нет. В будущем, возможно, они смогут стать прислужниками или священнослужителями. Новокрещенных девочек же в алтарь не вносят.  

«Женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым. Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу!  Не чтила бы сонм святых жен и дев. Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником.

Если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!» (архимандрит Алипий Светличный).

В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. В условиях отсутствия мужчин доступ женщин в алтарь допускается не только в монастырях. Например, во время войны. Так, во время Великой Отечественной войны пожилые женщины по благословению священника помогали в алтаре.

Предыдущая запись Добрый самаритянин — идеал нравственности
Следующая запись Какая вера у грузин?