Анафема это свидетельство, но не проклятие

Узнайте все самое интересное и полезное об анафеме, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

О церковном понятии анафемы

Ни одно другое решение Церкви не вызывает такого отклика в светском обществе, как анафема. Одни возмущаются отсутствием “любви к ближнему” у церковной власти. Другие считают анафему проявлением отсутствия толерантности и средневекового варварства. Третьи предполагают, что анафема – это проклятие. Все эти мнения объединяет лишь одно – они демонстрируют непонимание истинного значения отлучения от Церкви. Высказывающие их люди считают, что такие решения никак не могут сочетаться с истинной христианской любовью.

анафема это
Чин анафемы в День Торжества Православия

В Ветхом Завете слово “анафема” истолковывалось как заклятие и было одним из правил ведения войны. Как повествует “Книга Чисел” (гл. 21), воины должны были свою добычу посвятить Богу. Это производилось путем полного уничтожения материальных предметов и живых существ. Отступление от правила считалось кощунством и наказывалось. Хотя заклятие использовалось не всегда, например во время завоеваний закон не действовал.

Во время жизни Иисуса Христа отлучению от Синагоги подвергались последователи Спасителя (Ин.9:22). Апостол Павел отлучал от Церкви, ожидая второе Пришествие Спасителя:

“Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа” (1Кор.16:22).

Маран-афа переводится с арамейского как “Господь близко” и указывает на будущее пришествие Господа. Ведь только Бог может вынести окончательный приговор грешнику.

Анафема как высшая мера наказания

Анафема (от греческого глагола “отлучать”) является высшей мерой наказания церковной власти за тяжкие преступления. Чаще всего предают анафеме за измену Православию, раскол, впадение в ересь. Также анафематствуют за мятеж и измену Родине. Отлученный человек перестает быть членом Церкви, не имеет права участвовать в таинствах. За него не совершается церковная молитва. То есть человек полностью передается на суд Божий.

Протоиерей Максим Козлов объясняет:

“В церковном значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует о следующем. Данный человек, пусть даже и именует себя христианином, своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения”.

Анафема – это не проклятие. За что предают анафеме?

Если использовать светское определение (анафема – церковное проклятие), то можно запутаться в сущности отлучения от церкви. На самом деле первые упоминания об анафеме в христианстве встречаются в посланиях апостола Павла:

“Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (Гал.1:9).

То есть все те, кто относились к Иисусу Христу как к мудрому человеку и учителю, а не как к Сыну Божьему, предавались анафеме. 

В 325 году на Никейском Вселенском Соборе анафеме был предан еретик Арий (пресвитер Александрийской церкви). Он был убежден, что Сын Божий не равен Богу-Отцу. Так же Церковь поступила с Несторием (патриархом Константинопольским). Он вводил в заблуждение верующих, утверждая, что Иисус Христос был человеком, в котором пребывал Бог. Божественная и человеческая природа в Нем якобы существовали раздельно, самостоятельно.

Также анафеме были преданы иконоборцы в VIII веке. Они боролись с идолопоклонством, к которому относили и иконы. Иконоборцы придерживались мнения, что Бога никто не видел, поэтому изображать Его нельзя. Христиане, которые считали догматы Церкви неверными и впадали в ересь, отлучались от Церкви Христовой.

В 842 году впервые отмечался праздник Торжества Православия. В этот день же был совершен первый чин анафематствования. Все ереси и их последователи были преданы анафеме. Этот чин совершался до 1917 года в первое воскресенье каждого Великого поста. В наши дни этот чин не считается обязательным, но может совершаться по решению местного архиерея.

“Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен. Это представляется разумным, поскольку он нуждается в уточнении применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или преемников тех же несториан? Сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?” (протоиерей Максим Козлов).

Анафема – что это значит? 

Итак, анафеме предают только глубоко заблуждающихся в вероучении людей. Этот крайний шаг свидетельствует о том, что “бывший” христианин не желает отступать от своих вероотступнических и враждебных Православию убеждений. Но анафема не является бесповоротным актом, который навсегда закрывает дорогу к Церкви и спасению. Для того, чтобы стать членом Церкви необходимо публично принести покаяние за содеянные прегрешения. И если церковная власть будет убеждена, что человек действительно раскаивается и он не опасен в своих суждениях для верующих, анафема снимается.

К сожалению, в истории Церкви нет покаявшихся в своих заблуждениях основателей той или иной ереси. Однако на Халкидонском соборе в 451 году была снята анафема с блаженного Феодорита и епископа Ивы Эдесского (последователи несторианства).

Кого предавали анафеме в России

В конце XV века в чин анафемирования в Русской Православной Церкви входили «жидовствующие». В XVII веке были преданы анафеме самозванцы и мятежники, как “Гришка Отрепьев”, “Стенька Разин”, а также раскольники Аввакум (Петров) и его последователи.

Одним из печальных примеров анафемы был гетман Иван Мазепа – врага государства. Его отлучение было следствием измены Родине – гетман объединился с шведским королем Карлом XII во время Северной Войны. В те времена церковная и светская власть были тесно связаны друг с другом. Считалось, если кто-то восставал против власти государства, восставал и против Православия.

Анафеме также были преданы старообрядцы-раскольники, которые не согласились в реформой Патриарха Никона, проведенной в 1652-1658 годах. Нововведения подразумевали изменения в в богослужебных книгах, а также некоторых обрядах. Например, совершать крестное знамение стали не двумя перстами, а тремя. Патриарх считал, что русский обряд должен быть таким же, как греческий. Были предприняты бескомпромиссные меры по введению нового порядка. Это привело к несогласию со стороны некоторых верующих. Их впоследствии назвали старообрядцами и отлучили от Церкви.

Но в 1971 году Поместным собором Русской Православной Церкви анафемы были сняты. Это единственный случай, когда Русская Православная Церковь приняла решение об отмене анафемы.

Анафема Льва Толстого

Наиболее горячие споры будоражили умы верующих в случае анафемы великого писателя Льва Николаевича Толстого. Но насколько велик был его писательский талант, настолько он был горделив. “Очень горд” – сказал изможденный старец Амвросий (Оптинский) после тяжелого разговора с Львом Николаевичем. Писатель представлял Бога как некоего Абсолюта. Не верил в Богочеловека Иисуса Христа и отвергал догмат о Святой Троице. Толстой не признавал таинства, особенно Причастие. А также крайне негативно относился к Церкви, презирал иконы.

Святитель Феофан Затворник писал о Толстом:

“В его писаниях — хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и её таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин… Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение евангелия истинного”. 

Праведный Иоанн Кронштадтский о Толстом:

“Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу… о, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…”

Льва Толстого предали анафеме в начале 1901 года.

Современные примеры анафемы

Был предан анафеме бывший священнослужитель Александр Осипов (1911 – 1967). Он имел профессорскую степень и преподавал в Ленинградской духовной семинарии, служил в сане протоиерея. Но в 1950 году отрекся от Бога, снял с себя священнический сан и с 1959 года открыто пропагандировал атеизм. Был соавтором известной книги “Настольная книга атеиста”. В конце 1959 года был предан анафеме.

Бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) – еще один трагичный случай анафемирования. Его отлучение от Церкви произошло из-за стремления получить всю полноту церковной власти в Украине. Призывам Русской Православной Церкви покаяться один из самых влиятельных архиереев РПЦ советских времен не внял.

В результате в 1997 году:

“Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого отлучил монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой” (официальный сайт Московской Патриархии).

Предыдущая запись Свечка за упокой — как правильно помянуть усопших
Следующая запись Молитва Николаю Чудотворцу о замужестве