Святой Антоний Великий (251-356) был родом из Египта. Родители его были благочестивыми христианами и святой с детства был научен истинной вере. После смерти родителей на попечении 20-летнего Антония осталась младшая сестра. Однажды святой услышал в храме чтение Евангелия с призывом Христа раздать имущество нищим и последовать за Ним. Тогда Антоний решил отдать родительское наследство нуждающимся.
Затем он услышал на богослужении заповедь Христа возложить на Бога заботу о завтрашнем дне (Мф., 6:34). Это побудило святого Антония коренным образом изменить свою жизнь. Он поручил родную сестру благочестивым девственницам, а сам поселился у одного духовного старца-отшельника. Святой Антоний усердно старался подражать подвижнику в посте и молитве. Иногда Антоний Великий уходил к другим отшельникам, чтобы научиться от них смирению, воздержанию, прилежной сердечной молитве. Затем он снова возвращался в свою келью.
Видя добродетельную жизнь святого, сатана неоднократно пытался сбить юного подвижника с иноческого пути. По бесовскому искушению Антония посещали угрызения совести об оставленной сестре. Жалость о розданном родительском наследстве. Его посещали бесовские наваждения в непристойных женских образах, в виде страшных диких зверей. Эти испытания святой прошел с молитвой и крепкой верой в Бога и Его всесилие. Антоний усилил свои подвиги в молитве и посте. Целые ночи он проводил в непрестанной молитвенной беседе с Богом. На протяжении нескольких лет его постоянной едой был кусочек хлеба с солью.
Однажды бесы ночью напали на святого, причинив ему множество ран. Но даже тогда Антоний не оставлял своей молитвы. За проявленное мужество он удостоился видения Иисуса Христа. Спаситель исцелил его раны и обещал прославить имя святого.
В 35-летнем возрасте Антоний решил уединиться в Фиваидской пустыне (северная часть Египта). Сначала он поселился в гробовой пещере. Но потом решил перейти в развалины старой крепости на берегу реки Нил. Там отшельник жил около двадцати лет, запретив кому-либо приходить к нему. Раз в полгода ему приносили хлеб, перебрасывая через стену.
Но весть о подвижнике все равно дошла до людей. Они приходили к стенам старой крепости, где могли слышать, как бесы ругаются на отшельника. Однажды пришедшие люди, переживая за святого, сломали дверь и вошли в жилище. Их взорам предстал Антоний, от которого исходило таинственное сияние. Двадцатилетнее пребывание в посте, уединении, борьбе с демонами не оставило разрушительных следов на внешнем облике преподобного. После этого случая рядом с Антонием стали селиться ученики. В присутствии святого окружающие проявляли милосердие, человеческая вражда прекращалась. Молитва преподобного исцеляла больных.
По повелению римского императора Максимина Даза (270-313) в Египте начались преследования христиан. Многие из них были замучены в Александрии. Желая пострадать за Христа, святой Антоний отправился в столицу Египта. Он посещал несчастных христиан в темнице, воодушевляя и поддерживая их, убеждал не отступать от веры. По Промыслу Божьему Антоний беспрепятственно возвратился в прежнее место обитания.
Из-за увеличивающегося потока приходящих к нему посетителей преподобный решил примкнуть к кочевым бедуинам. Так он достиг пустынных мест у берегов Красного моря и поселился там. Пропитание он выращивал на небольшом огороде. Так он прожил много лет в уединенной пещере. Однако и здесь со временем вокруг него собрались ученики.
Около 350 года святой Антоний участвовал в обличении последователей ереси Ария, распространившегося в столице Египта. Приверженцы этой ереси утверждали, что Сын Божий сотворён Богом Отцом и, следовательно, не равен Ему. То есть ариане учили, что Иисус Христос не был Богом.
В возрасте 105 лет в 356 году закончилась земная жизнь преподобного Антония Великого. Своим ученикам он завещал похоронить его тело в малоизвестном пустынном месте. Преподобный опасался, что его тело станет объектом поклонения. В 561 году мощи святого подвижника были обретены и перенесены в Александрию (Египет). В начале VII века, опасаясь вторжения арабов, христиане перенесли их в Константинополь (Стамбул, Турция).
Оттуда в 1070 году мощи были перевезены во Францию (современный Сент-Антуан-ан-Дофине). В 1491 году часть мощей (голову) святого Антония перенесли во французский Арль в церковь святого Иулиана.
При этом насельники монастыря святого Антония в Восточной пустыне Египта утверждают, что мощи великого монаха-отшельника так и не были открыты людям. Якобы мощи до сих пор почивают под спудом в церкви. Пещера, в которой долгое время жил святой Антоний, остается местом паломничества многих верующих.
Православная Церковь празднует день памяти преподобного Антония Великого 30 января по новому стилю.
Почему Антония Великого считают отцом монашества? Ведь исторически он был не первым христианским отшельником в пустыне. Известно, что уже со 2 века некоторые христиане стремились жить уединенно, неся молитвенный подвиг.
Ответ прост: святой Антоний — это яркий и принципиально новый представитель пустынного жительства. Своей духовной мудростью он привлекал к себе людей, стремящихся к аскетической и духовно-созерцательной жизни. Так появилось отшельническое монашество. Это организация монашества, когда небольшое количество отшельников проходят духовное послушание у одного наставника — аввы (с греческого «отец»). При такой организации все живут в отдельных кельях или пещерах, находясь непрестанно в молитвах, посте, трудах.
«В православной традиции преподобный Антоний Великий является отцом лаврского (отшельнического) монашества. Но наиболее авторитетный толкователь его Устава схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) поясняет, что преподобный «стал начинателем общежительного образа жизни: еще на заре существования в Церкви общежительных монастырей он советовал молодым людям вступать в них». Это вполне возможно, учитывая, что преподобный Антоний скончался около 356 года. А за тридцать лет до этого преподобным Пахомием Великим (умершим в 346 (или 348) году) был основан первый общежительный монастырь в Табеннеси (около 325 года)» (иеромонах Силуан Никитин).
Святой Афанасий Александрийский (около 295-373), описывая жизнь преподобного Антония Великого, назвал подвижника врачом, которого Господь даровал христианам Египта. К святому отшельнику стремились верующие из разных мест Римской империи. Одни желали получить советы и утешение в жизненных скорбях. Другие стремились быть просто рядом, чтобы обрести духовную мудрость.
«Преподобный Антоний оставил нам много советов касательно устроения иноческой жизни, которые он прошел на собственном опыте. Его наставления могут быть полезны не только монашествующим, но и мирянам. Ведь конечная цель жизни и тех, и других – спасение души. Монахи удаляются от мира не по причине презрения людей, но из любви к Богу, стремлению к сугубому покаянию и молитве» (епископ Усманский Евфимий Максименко).
Дошедшие до наших дней Поучения преподобного Антония Великого актуальны и для современного человека. Святой подвижник стремился научить верующих христианским добродетелям, донести мысль о важности духовной борьбы, любви к Богу и людям. Эти наставления вошли в сборник «Добротолюбие».
«Борьба со страстями всегда начинается с глубочайшего внимания к себе. И совершенно замечательно, если современные наши христиане, собираясь пройти этот путь борьбы со страстями, начнут в большей степени не увлекаться книжками типа, скажем, «Сто тысяч советов батюшки по каким-то поводам». А возьмут в руки, допустим, первый том «Добротолюбия» и внимательно прочтут поучения преподобного Антония Великого… Мне кажется, в этих поучениях современный человек может найти для себя огромное количество важных замечательных вещей, которые поставят всё на свои места» (протоиерей Алексий Уминский).
К святому преподобному Антонию Великому православные христиане обращаются с молитвой о помощи в борьбе с искушениями и бесовскими нападениями. Верующие просят утешения в различных скорбях и горестях. Также к святому молятся о телесном здравии. Обращение к святому с молитвой спасает верующих от болезней.
«Возлюбленные, не забывайте в молитвах своих и меня, потому что и я молю Господа Иисуса Христа, чтобы Он низвел и в сердца ваши тот огонь, который Он пришел низвести на землю…
Господь наш от самого отрочества моего до сего дня внимал молитвам моим, и я уверен, что Он по милосердию Своему исполнит и сию молитву мою» (святой Антоний Великий, 251-356).
«Не уповай на свою праведность, истинно кайся о прошедших грехах, обуздывай язык, сердце и чрево».
«Дело, славнейшее из всех дел, какие может совершать человек, есть – исповедывать грехи свои перед Богом и своими старцами, осуждать самого себя, и быть готовым встретить каждое искушение, до последнего издыхания».
«Куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами, чтобы ты ни делал, имей на то свидетельство в Писании, и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься».
«Отвращение возымей к чреву своему, к требованиям века сего, к похоти злой и чести людской: живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой».
«Когда молишься, не допускай лености: ибо молитва ленивого — праздные слова».
«Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним».
«Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными — и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих».
«Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо».
«Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей».
Ревнителю Илии, нравы подобяся Крестителю: правыми стезями последуя Христу отче Антоние, пустынныи быв житель, и вселенную утвердив молитвами. Тем моли Христа Бога, да спасет душа наша.
Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси. Крестителю подобяся, всяцем образом преподобне. С ним же тя убо почитаем, отче отцем Антоние.
О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа.
Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.