Автокефалия это хорошо или плохо?

Автокефальная церковь

Православная Вселенская Церковь объединяет всех верующих в Иисуса Христа как в Спасителя людей вне зависимости от места проживания и национальности. Это единая, соборная и апостольская Церковь, которая сохранила истинную веру. При этом Вселенская Церковь состоит из самостоятельных Поместных Церквей. Самостоятельность заключается в административных вопросах, но не нарушает единства веры и святоотеческого учения. Духовенство поместных церквей молится друг за друга на Литургии и верующие могут причащаться из одной Чаши. Такая административная независимость Поместных церквей называется автокефалией, что в переводе с греческого языка переводится как “самовозглавление”. Автокефалия – это не самовольное отделение от Поместной Церкви, а признанное Вселенской Церковью право на самоуправление одного из православных сообществ.

автокефалия это
Собор святого Саввы — кафедральный храм автокефальной Сербской Православной Церкви

Кому предоставляется автокефалия

Главным условием предоставления автокефалии является волеизъявление большинства верующих, духовенства и правящего архиерея внутри одного государства или исторической территории получить самостоятельность от Поместной церкви (матери-Церкви). Право на отделение дается той Поместной Церковью, внутри которой происходит отделение. Автокефалия фиксируется грамотой – Томосом Церкви.

Четких и универсальных правил или списка критериев предоставления автокефалии нет. За время существования Православия автокефалия предоставлялась в самых различных исторических обстоятельствах. Поэтому определить общепринятые правила для всех случаев сложно. В июле 2016 года на Всеправославном соборе (Крит, Греция) была попытка урегулировать вопрос предоставления автокефалии, но прийти к единому мнению не удалось. Вопрос был заблокирован. Но участники Собора сошлись во мнении, что автокефалия возможна только с разрешения Поместной Церкви, к которой относится часть, желающая самостоятельности. При этом все Поместные Церкви должны признать автокефалию. 

Автокефалия дает право самостоятельно избирать епископов. Другие Поместные Церкви не действуют на территории автокефальной Церкви. Все вопросы внутрицерковного порядка решаются без участия матери-Церкви, также могут быть изданы собственные уставы. Такая практика “самостоятельности” присутствовала с апостольских времен. Епископы обладали в своих городах и местностях всей полнотой церковной власти.

15 автокефальных Церквей

Константинопольская. По преданию, апостол Андрей Первозванный в 38 году рукоположил ученика Стахия в епископы города Византия (предшественник Константинополя). Предстоятелем является Вселенский Патриарх.

Александрийская (Египет и некоторые страны Африки). Основана апостолом Марком в Александрии. Высшая власть в Александрийской Православной Церкви принадлежит Священному Синоду под председательством Патриарха.

Антиохийская (Сирия и Ливан). Основана апостолами Петром и Павлом около 37 года. Предстоятель – Патриарх.

Иерусалимская. Древнейшая из всех Поместных Церквей. Первым епископом стал апостол Иаков (младший). Основал Иерусалимскую Церковь Сам Христос. Управляет Церковью Патриарх Иерусалимский.

Русская. Получила автокефалию от Константинопольской Церкви в 1448 году. Предстоятель – Патриарх.

Грузинская. Получила автономию от Антиохийской Матери-Церкви около V века. Высшая власть принадлежит Католикосу-Патриарху.

Сербская. В 1219 году Патриарх Константинопольский Мануил  I утвердил автокефального епископа. Предстоятель – Патриарх.

Румынская. В 1865 году местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал это только в 1885 году. Предстоятель – Патриарх.

Болгарская. В 919 году Болгарская Церковь получила автокефалию от Константинополя. Высшая власть принадлежит Патриарху. 

Кипрская. Основана в 47 году апостолом Варнавой. Изначально относилась к Антиохийской Церкви. С 431 года — автокефальная архиепископия. Предстоятель – Архиепископ.

Элладская (Греческая). 29 июня 1850 года томосом Патриарха Константинопольского Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией. Однако был зафиксирован ряд условий, обеспечивающих особый статус “Матери-Церкви” (Вселенской Патриархии) в Элладе. Управляет церковью Архиепископ. 

Албанская. До 1937 года находилась под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, затем была установлена автокефалия. Предстоятель – Архиепископ.

Польская. 13 ноября 1924 года в Константинополе был дарован Патриарший и Синодальный Томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Предстоятель – Митрополит. 

Чехословацкая. В 1951 году Патриарх Алексий I подписал грамоту о предоставлении автокефалии от Русской Православной Церкви. Однако Константинопольский Патриарх не признал автокефалию, считая что Православная Церковь Чешских земель и Словакии находится под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Предстоятель – Митрополит.

Американская. В 1970 году Русская Православная Церковь предоставила томос об автокефалии. Предстоятель – Архиепископ.

Получение автокефалии РПЦ

С 988 года, когда Русь приняла Православие, Православная Церковь на Руси находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. До 1448 года Патриархом Константинопольским утверждался митрополит Киевский и Всея Руси. Это происходило по причине того, что именно из Константинополя Православие пришло на Русь. 

Основанием для отделения от Константинополя послужило подписание в 1439 году договора между Православной и Католической Церковью, который получил название Флорентийская уния. Целью унию являлось объединение двух крупнейших христианский конфессий и главенство Папы Римского над Православной Церковью, хотя и с некоторыми ограничениями и оговорками. Флорентийская уния получила широкий резонанс среди православных верующих. Митрополит Киевский и Всея Руси грек Исидор, поддерживающий объединение, по прибытию в Москву был тут же арестован. Место главы митрополии освободилось. В продолжении девяти лет из-за сложной политической и военной обстановки митрополичья кафедра оставалась без главы. 

В декабре 1448 года в Москве состоялся Московский собор, на котором был избран новый митрополит – рязанский епископ Иона. Это событие имело огромное значение. Ведь без одобрения Константинопольского Патриарха на Руси не утверждался ни один претендент на  этот пост. Историки полагают, что такой шаг стал вынужденной необходимостью из-за недоверия русского духовенства Константинополю после заключения предательской унии. Но ни митрополит Иона, ни великий князь московский Василий II не намеревались самостоятельно провозгласить автокефалию. 

После захвата турками-османами Константинополя в 1453 году и избрания нового патриарха Геннадия II ситуация разрешилась сама собой. В 1459 году церковный собор принял постановление, что для избрания митрополита необходимо лишь одобрение московского князя. Так была обретена автокефалия Русской Православной Церкви с кафедрой митрополита в Москве. 

Автокефалия – это повод для конфликта? 

В 2019 году Патриарх Константинопольский Варфоломей подписал томос об автокефалии Украинской Православной Церкви, автономной от РПЦ. Эту грамоту не признали ни одна из Поместных Церквей. Русская Православная Церковь считает томос Украине недействительным с точки зрения канонического права. Дело в том, что на территории Украины уже существует Украинская Православная Церковь, возглавляет которую Киевский митрополит Онуфрий. И Украинская Церковь выразила несогласие с действиями Константинопольской Церкви на своей канонической территории.

К сожалению, политическая обстановка в Украине крайне негативно сказалась на отношении между государством и Церковью. И любые связи УПЦ с РПЦ воспринимались в штыки. Создание же новой церковной организации, поддерживающей официальную государственную линию, стало очередным политическим маневром президента Петра Порошенко. Это привело к захвату православных храмов со стороны новой религиозной структуры. 

“Сегодня очень тяжёлые события происходят на братской Украине: мы знаем, как силы зла восстали на православную церковь. Послушайте тех, кто борется за так называемую независимую церковь, прислушайтесь к интонациям и словам, какая же там злоба и ненависть. Поэтому все те, кто сегодня стремятся утвердить так называемую незалежную церковь и ради этого готовы погубить жизни других людей, сломать церковную жизнь, ворваться и захватить храмы и монастыри, разве этот язык силы является языком Божьим?”, — сказал патриарх Кирилл.

При этом патриарх Кирилл выразил надежду, что

“никакие раскольнические объединения, никакое участие светской власти, никакая злобная и воинственная риторика, не способны будут оторвать верующих от жизни во свете Божием”.

Предыдущая запись Молитва для похудения — православный взгляд
Следующая запись Полгода со дня смерти — как поминать