Благодарственные молитвы после Причастия — значение и текст

«За все благодарите…»

Апостол Павел обращается к верующим: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1-е Фес.5:18). Особенно важно исполнять заповедь Господа о благодарении после главного Церковного Таинства — Причастия. Ведь само греческое слово «Евхаристия», то есть Причастие, в переводе буквально  означает «благодарение». Для выражения своей признательности Богу за принятие Христовых Таин в православном молитвослове есть благодарственные молитвы после Причастия. Они призваны помочь душе христианина удержать и приумножить бесценный дар Таинства Евхаристии.

благодарственные молитвы после Причастия
В православном храме

«После приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи» (преподобный Амвросий Оптинский).

Причастие — ключ к Вечной Жизни 

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54). 

Эти слова Господа, сказанные о Причастии, звучат для христиан как гимн. Ничего не может быть ценнее и дороже, чем принять в свое естество Самого Бога. Именно это и происходит во время Причастия — главного Таинства Православной Церкви. 

«Христиане пищею для себя имеют оный Небесный Огнь; он для них упокоение, он очищает, и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание; он для них — воздух и жизнь» (преподобный Макарий Египетский). 

Сам Христос установил Причастие на Тайной вечери, которая состоялась незадолго до Его крестной смерти. Собравшись с учениками, Иисус Христос открывает Новый Завет в общении Бога и людей. Он преломил хлеб и подавая его ученикам сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое».

Затем подал чашу вина со словами:

«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28).

Так впервые совершилось Таинство превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.  И продолжает совершаться на протяжении вот уже двух тысяч лет в каждой Евхаристии.

Своей крестной жертвой Иисус Христос разорвал узы греха, сковывающие человечество. Он подарил бессмертие каждому, верующему в него человеку. Именно поэтому столь актуальны благодарственные молитвы после Причастия.

Основой этой Вечной Жизни является пребывание со Христом в Таинстве Причастия. 

«Чтобы выразить Свою великую любовь к нам, Христос даровал нам Плоть Свою. Итак, чтобы не любовию только, но и самим делом быть нам членами плоти Христовой, будем соединяться с этою Плотию. Для того Он смесил Самого Себя и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составляли нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это есть знак самой сильной любви» (святитель Иоанн Златоуст).

Благодарить значит приближаться к Богу

С малых лет родители учат детей говорить «спасибо». Такой естественной является для человека благодарность за оказанную услугу или предложенную помощь. 

По словам епископа Николая Сербского:

«Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля». 

Говоря “спасибо” людям, не будем забывать высказывать благодарность Богу. Тому, Кто подарил нам саму возможность и повод к благодарению. 

«Каж­дый день яв­ля­ет нам бес­числен­ные бла­годе­яния, же­ла­ем мы то­го или не же­ла­ем, зна­ем о них или не зна­ем. Бог не тре­бу­ет от нас ни­чего, кро­ме приз­на­тель­нос­ти Ему за все да­рован­ное, что­бы за это дать нам еще боль­шее воз­да­яние» (святитель Иоанн Златоуст).

Господь ежедневно показывает человеку Свою Любовь через множество незаметных на первый взгляд вещей. Пение птиц за окном, счастливая улыбка ребёнка, ароматный кофе по утрам… Все это бесконечные поводы поблагодарить Бога. 

Наша благодарственная молитва — небольшая, добровольная и потому такая приятная жертва Господу за Его благодеяния. Как восклицал псалмопевец Давид: 

«Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец» (Пс.68:31–32).

Наивысшую степень Любви к людям Господь проявил на Кресте. Он добровольно принес Себя в жертву ради спасения каждого человека. Своей Крестной смертью Иисус Христос открыл людям дверь в Небесное Царство. И Православная Церковь не перестаёт благодарить за это Бога в Таинстве Евхаристии. А каждый христианин, приняв в себя Тело и Кровь Христа, благодарит Господа. Сделать это помогают благодарственные  молитвы после Причастия.

Благодарственные молитвы после Причастия

Собираясь принять в своё душу и тело Христа, то есть перед Причастием, православный христианин подготавливает их постом и молитвой. Не менее важно сохранить полученную в Таинстве благодать и поблагодарить за неё Господа.

Потому не удивительно, что уже в Апостольских постановлениях (древнейший свод церковных правил, составленный Апостолами) встречаются благодарственные молитвы. В них верующие молят Бога о том, чтобы принятые Святые Дары принесли причастникам духовный плод и пользу. 

Благодарственные молитвы после Причастия приводятся в древнейших рукописях III-IV веков, в которых описывается чинопоследование Литургии. Это свидетельствует о том, что с самых первых веков христианства душа человека стремилась поблагодарить Господа за величайший дар соединения с Ним в Таинстве Причастия. 

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:57). 

К IX веку появились некоторые молитвы после Причастия для келейного, то есть домашнего чтения мирянами. Со временем сформировалось целое Последование ко святому Причащению, которое можно найти в православном молитвослове. Оно содержит молитвы, читаемые при подготовке к принятию Христовых Таин и благодарственные молитвы по Святом Причащении. 

Фактически сегодня молитвы после Причастия вошли в состав службы. По окончании Литургии чтец читает их для всех причастившихся мирян. 

Протоиерей Андрей Ткачев советует также причастникам заменить своё вечернее правило на благодарственные молитвы после Причастия. По его словам:

«Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще».

Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Слáва Тебé, Бóже, Слáва Тебé, Бóже, Слáва Тебé, Бóже.

Благодарственная молитва, 1-я

Благодарю́ Тя, Гóсподи Бóже мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грéшнаго, но óбщника мя бы́ти святы́нь Твои́х сподóбил еси́. Благодарю́ Тя, я́ко менé недостóйнаго причасти́тися пречи́стых Твои́х и небéсных Даро́в сподóбил еси́.

Но Влады́ко Человеколю́бче, нас рáди умéрый же и воскресы́й, и даровáвый нам стрáшная сия́ и животворя́щая Тáинства, во благодея́ние и освящéние душ и телéс нáших, даждь бы́ти сим и мне во исцелéние души́ же и тéла, во отгнáние вся́каго сопроти́внаго, в просвещéние óчию сéрдца моегó, в мир душéвных мои́х сил, в вéру непосты́дну, в любовь нелицемéрну, во исполнéние прему́дрости, в соблюдéние зáповедей Твои́х, в приложéние Божéственныя Твоея́ благодáти, и Твоегó Цáрствия присвоéние: да во святы́ни Твоéй тéми сохраня́емь, Твою́ благодáть поминáю всегдá, и не ктому́ себé живу́, но Тебé нáшему Влады́це и благодéтелю; и тáко сегó жития́ изшéд о надéжди животá вéчнаго, в присносу́щный дости́гну покóй, идéже прáзднующих глас непрестáнный, и безконéчная слáдость, зря́щих Твоегó лицá добрóту неизречéнную.

Ты бо еси́ и́стинное желáние, и неизречéнное весéлие лю́бящих Тя, Христé Бóже наш, и Тя поéт вся тварь во вéки. Ами́нь.

Молитва святого Василия Великого, 2-я

Влады́ко Христé Бóже, Царю́ векóв и Содéтелю всех, благодарю́ Тя о всех, я́же ми еси́ подáл благи́х, и о причащéнии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Тáинств. Молю́ у́бо Тя, Блáже и Человеколю́бче: сохрани́ мя под крóвом Твои́м, и в сéни крилу́ Твоéю; и дáруй ми чи́стою сóвестию, дáже до послéдняго моегó издыхáния, достóйно причащáтися святы́нь Твои́х, во оставлéние грехóв и в жизнь вéчную. Ты бо еси́ хлеб живóтный, истóчник святы́ни, Подáтель благи́х, и Тебé слáву возсылáем со Отцéм и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

Молитва Симеона Метафраста, 3-я

Давы́й пи́щу мне плоть Твою́ вóлею, огнь сый и опаля́яй недостóйныя, да не опали́ши менé, Содéтелю мой; пáче же пройди́ во уды моя́, во вся состáвы, во утрóбу, в сéрдце. Попали́ тéрние всех мои́х прегрешéний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышлéния. Состáвы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чу́вств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всегó мя спригвозди́ стрáху Твоéму. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохрани́ мя от вся́каго дéла и слóва душетлéннаго.

Очи́сти, и омы́й, и украси́ мя, удобри́, вразуми́, и просвети́ мя. Покажи́ мя Твоé селéние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селéние грехá. Да я́ко Твоегó дóму, вхóдом причащéния, я́ко огня́ менé бежи́т всяк злодéй, вся́ка страсть. Моли́твенники Тебé приношу́ вся святы́я, чиноначáлия же безплóтных, Предтéчу Твоегó, му́дрыя апóстолы, к сим же Твою́ несквéрную чи́стую Мáтерь, и́хже мольбы́, Благоутрóбне, приими́, Христé мой, и сы́ном свéта содéлай Твоегó служи́теля. Ты бо Еди́н еси́ и освящéние нáших, Блáже, душ и свéтлость; и Тебé лепоподóбно, я́ко Бóгу и Влады́це, слáву вси возсылáем на всяк день.

Молитва 4-я

Тéло Твоé святóе, Гóсподи Иису́се Христé Бóже наш, да бу́дет ми в живóт вéчный, и Кровь Твоя́ честнáя во оставлéние грехóв: бу́ди же ми благодарéние сиé в рáдость, здрáвие и весéлие; в стрáшное же и Вторóе Пришéствие Твоé сподóби мя грéшнаго стáти одесну́ю слáвы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, и всех святы́х.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богорóдице

Пресвятáя Влады́чице Богорóдице, свéте помрачéнныя моея́ души́, надéждо, покрóве, прибéжище, утешéние, рáдование моé, благодарю́ Тя я́ко сподóбила мя еси́, недостóйнаго, причáстника бы́ти пречи́стаго Тéла и честны́я Крóве Сы́на Твоегó. Но рóждшая и́стинный Свет, просвети́ моя́ умныя óчи сéрдца; Я́же истóчник безсмéртия рóждшая, оживотвори́ мя умерщвлéннаго грехóм; Я́же ми́лостиваго Бóга любоблагоутрóбная Мáти, поми́луй мя, и даждь ми умилéние, и сокрушéние в сéрдце моéм, и смирéние в мы́слех мои́х, и воззвáние в пленéниих помышлéний мои́х; и сподóби мя, до послéдняго издыхáния, неосуждéнно приимáти пречи́стых Тáин освящéние, во исцелéние души́ же и тéла. И подáждь ми слéзы покая́ния и исповéдания, во éже пéти и слáвити Тя во вся дни животá моегó, я́ко благословéнна и препрослáвленна еси́ во вéки. Ами́нь.

Ны́не отпущáеши рабá Твоегó, Влады́ко, по глагóлу Твоему́ с ми́ром: я́ко ви́деста óчи мои́ спасéние Твоé, éже еси́ уготóвал пред лицéм всех людéй, свет во откровéние язы́ков и слáву людéй Твои́х Изрáиля.

Святы́й Бо́же, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас (трижды).

Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́менé Твоегó рáди.

Гóсподи поми́луй (трижды).

Слáва, и ны́не:

Óтче наш, И́же еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й

Уст твои́х, я́коже свéтлость огня, возсия́вши благодáть, вселéнную просвети́; не сребролю́бия ми́рови сокрóвища снискá, высоту́ нам смиренному́дрия показá, но твои́ми словесы́ наказу́я, óтче Иоáнне Златоу́сте, моли́ Слóва Христá Бóга спасти́ся душáм нáшим.

Кондак, глас 6-й

Слава: От небéс прия́л еси́ Божéственную благодáть, и твои́ми устнáми вся учи́ши покланя́тися в Трóице Еди́ному Бóгу, Иоáнне Златоу́сте всеблажéнне, преподóбне, достóйно хвáлим тя: еси́ бо настáвник, я́ко Божéственная явля́я.

И ныне: Предстáтельство христиáн непосты́дное, ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное, не прéзри грéшных молéний глáсы, но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас, вéрно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умолéние, предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.

Если совершалась литургия святого Василия Великого, читается

Тропарь Василию Великому, глас 1-й

Во всю зéмлю изы́де вещáние твоé, я́ко приéмшую слóво твоé, и́мже боголéпно научи́л еси́, естествó су́щих уясни́л еси́, человéческия обы́чаи украси́л еси́, цáрское свящéние, óтче преподóбне, моли́ Хри́ста Бóга, спасти́ся душáм нáшим.

Кондак, глас 4-й

Слава: Яви́лся еси́ основáние непоколеби́мое Цéркве, подая́ всем некрадóмое госпóдство человéком, запечатлéя твои́ми велéньми, небоявлéнне Васи́лие преподóбне.

И ныне: Предстáтельство христи́ан…

Если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читается

Тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-й:

И́же от Бóга свы́ше Божéственную благодáть восприéм, слáвне Григóрие, и Тогó си́лою укрепля́емь, евáнгельски шéствовати извóлил еси́, отону́дуже у Христá возмéздие трудóв прия́л еси́, всеблажéнне: Егóже моли́, да спасéт ду́ши нáша.Кондак, глас 3-й

Слава: Подобоначáльник показáлся еси́ Начáльника пáстырем Христá, и́ноков чреды́, óтче Григóрие, ко огрáде небéсней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ стáдо Христóво зáповедем Егó: ны́не же с ни́ми рáдуешися, и лику́еши в небéсных крóвех.

И ныне: Предстáтельство христиáн…

Гóсподи поми́луй (12 раз).

Слáва, и ны́не:

Честнéйшую Херуви́м…

После причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.

Предыдущая запись Одежда монаха — что, как и зачем носят
Следующая запись Полиелей — что это, как происходит и для чего