Согласно учению Святых Отцов, погибель души человека состоит в его отчуждении от Бога. Спасение же происходит через примирение с Богом, возвращение потерянного единства с Ним. Весьма важное значение в деле спасения имеет молитва, в том числе благодарственные молитвы.
Молитва — это обращение человека к Богу. Различают молитвы благодарственные, покаянные и просительные. По словам Святых Отцов, очень важным условием любой молитвы являются: благоговение человека перед Богом, покаянный, сокрушённый дух и вера.
Разумеется, нельзя просить Господа о чём-либо греховном, противном Его заповедям. Необходимо понимать, что прося Бога о чём-либо, мы предоставляем Ему решить, исполнить просьбу или нет. Невыполнение нашего прошения может быть связано с несвоевременностью или неполезностью просимого.
Существуют существенные отличия молитвы от магических заклинаний, заговоров и прочего. Христианин не должен просить у Бога не только чего-либо греховного, но и суетного. В молитве о земных потребностях следует быть благоразумным, по слову Спасителя: «ищите прежде Царства Божиего, и это всё приложится вам” (Мф. 6:33).
Ещё одно важное отличие: Бог не случайно назван в Писании Живым. Обращаясь к Нему, мы осознаём важность нашего отношения к Нему, с какими чувствами мы обращаемся к Нему. Слова молитвы или совершение сопутствующих обрядов не составляет первостепенную важность. Они необходимы нам самим, а не Богу. Христианин обращает всё свое внимание на выполнение заповедей Божиих. Именно в этом — условие успешной молитвы («много может молитва праведного”, Иак. 5:16).
Мы знаем, что святые небесные силы благодарили Творца ещё прежде существования человека (Иов, 38:7) и сейчас пребывают в непрестанном славословии Бога. Человек получил не меньшие благодеяния, чем ангелы, поэтому благодарность Богу является его святой обязанностью.
Апостол Павел призывает христиан за всё благодарить Господа
“За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1Сол.5:18).
Святитель Иоанн Златоуст:
“Кто с удивлением взирает на Бога и воздаёт Ему честь, тот обретает спасение и получает величайшую похвалу” (Полное собрание сочинений).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
“достойно и праведно созданию непрестанно славословить Тебя, Бога Создателя, извлекшего нас в бытие из ничтожества, украсившего нас красотою, славою Твоего образа и подобия” (Том 1, “Слава Богу”).
Как правильно благодарить Бога? Наилучшим примером благодарственных молитв служат составленные Церковью последования. К ним относятся:
Благодарственные молитвы Господу могут быть краткими. Они произносятся верующими в течение дня (“слава Тебе, Господи!”, “слава Богу”).
В случае, если мы получили от Господа, какой-либо духовный дар или житейское благо, самым лучшим выражением благодарности будет участие в Литургии и благодарственном молебне. Помимо этого следует прочитать благодарение за всякое благодеяние Божие.
Согласно учению Святых Отцов, благодарящий человек принимает ещё большие дары от Бога.
Благодарение Богу составляет весьма важную часть духовной работы христианина. Заповедь повелевает благодарить всегда, то есть и за случившиеся скорби также. В этом — признание христианином премудрости и благости Божией. Отсутствие благодарения является тяжёлым грехом. Писание говорит про таких людей: “ропотники, ничем не довольные” (Иуд. 1:16). Святые Отцы наставляют нас совершать благодарение Богу, преодолевая возникающие чувства ропота.
“В скорби твоей начни произносить от души, повторять слова: слава Богу! Увидишь чудо: эти слова прогонят скорбь…” (святитель Игнатий Брянчанинов).
Благода́рни су́ще недосто́йнии раби Твои, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!»
Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.
Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!»
Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.
Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница.
Тебе́ Бо́га хва́лим, Тебе́ Го́спода испове́дуем, Тебе́ преве́чнаго Отца́ вся земля́ велича́ет; Тебе́ вси А́нгели, Тебе́ Небеса́ и вся Си́лы, Тебе́ Херуви́ми и Серафи́ми непреста́нными гла́сы взыва́ют: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Бог Савао́ф, по́лна суть Небеса́ и земля́ вели́чества сла́вы Твоея́. Тебе́ пресла́вный апо́стольский лик, Тебе́ проро́ческое хвале́бное число́, Тебе́ хва́лит пресве́тлое му́ченическое во́инство; Тебе́ по всей вселе́нней испове́дует Свята́я Це́рковь: Отца́ непостижи́маго вели́чества, покланя́емаго Твоего́ и́стиннаго и Единоро́днаго Сы́на, и Свята́го Уте́шителя Ду́ха.
Ты Царю́ сла́вы, Христе́, Ты Отца́ присносу́щный Сын еси́; Ты ко избавле́нию прие́мля челове́ка, не возгнуша́лся еси́ Деви́ческаго чре́ва; Ты одоле́в сме́рти жа́ло, отве́рзл еси́ ве́рующим Ца́рство Небе́сное; Ты одесну́ю Бо́га седи́ши во сла́ве О́тчей, Судия́ приити́ ве́ришися. Тебе́ у́бо про́сим: помози́ рабо́м Твои́м, и́хже честно́ю Кро́вию искупи́л еси́, сподо́би со святы́ми Твои́ми в ве́чной сла́ве Твое́й ца́рствовати. Спаси́ лю́ди Твоя́, Го́споди, и благослови́ достоя́ние Твое́, испра́ви я́, и вознеси́ их во ве́ки. Во вся дни благослови́м Тебе́, и восхва́лим и́мя Твое́ во век, и в век ве́ка.
Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; бу́ди ми́лость Твоя́, Го́споди, на нас, я́коже упова́хом на Тя; на Тя, Го́споди, упова́хом, да не постыди́мся во ве́ки. Ами́нь.
Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь, Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа.
Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девичесюго чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки».
Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь.
“Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа.”