Пятая заповедь, данная Богом через пророка Моисея, свидетельствует о важности почитания родителей, послушания им. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Книга Исход, 20:12). В другом месте Священного Писания сказано: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Евангелие от Марка, 7:10). Соответственно, и благословение детям на брак родителями имеет особую силу.
Самим Господом дается власть родителям над своими чадами. Но не следует понимать ее как произвол. Это власть любви. Родители стремятся оградить любимых детей от ошибок, направить их в богоугодное русло жизни. Благословение родителей — это своего рода разрешение, одобрение выбранного пути. Без него можно попасть в беду и искушение.
Согласно 38-му Правилу святого Василия Великого (330-379):
«Отроковицы, без соизволения отца посягшия, блудодействуют. Но примирением с родителями дело сие мнится имети врачевание. Впрочем они не тотчас допускаются к приобщению, но запрещаются на три лета».
То есть девица, вышедшая замуж без родительского согласия, лишается Таинства Причастия на 3 года. И это при условии, что родители всё-таки согласились на состоявшийся брак. Без согласия родителей такой брак подлежал расторжению. В основе этого Правила лежит древнеримский закон. Согласно этому закону, брак признавался действительным только с согласия родителей (или опекунов).
В настоящее время Русская Православная Церковь признает создание семьи действительным. Даже если при этом не было получено благословение деям на брак. Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно. И осуждала тех, кто из ложного понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 2017 года был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». При вступлении в церковный брак (венчание) предполагается открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины.
Кто может любить ребенка больше, чем его родители? В этой любви проявляется особая забота в защите от всего злого. Поэтому и при выборе невесты или жениха родители стараются помощь добрым советом.
«С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ее, руководствуясь любовью и мудростью» (священник Афанасий Гумеров).
Святитель Филарет Московский Дроздов (1782–1867) говорил, что родители должны
«благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную. Дети! дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Послание апостола Павла к Ефесянам, 3:15). Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 3:8-9)».
В 20 веке многие традиции были утрачены. У многих современных людей часто возникают вопросы: кто благословляет молодых? Как благословлять молодых?
Согласно древнерусской традиции, благословение детям на брак совершалось до Таинства Венчания. Жених вместе со своими родителями приходит к родителям невесты, чтобы попросить руки их дочери. При получении согласия на брак родители жениха и невесты иконами Спасителя и Божией Матери благословляют молодую пару. Жених и невеста после осенения себя крестным знамением совершают целование святых образов. Иконы потом ставятся в красном углу. Раньше это были родовые иконы (семейные святыни), передаваемые из поколения в поколение.
Также в благословении молодых на брак могут участвовать крестные родители жениха и невесты. Однако сейчас такая традиция почти не практикуется.
В настоящее время благословение детям на брак родителями подается после совершения бракосочетания (регистрации в ЗАГСе и венчания). После свадебной прогулки при входе в банкетный зал родители встречают молодых с иконами и караваем.
Не важно, какая именно икона для благословения молодоженов будет взята родителями. Хотя обычно это иконы Иисуса Христа и Богородицы. Духовный смысл здесь заключается в том, что молодая семья передается под защиту Господа и заступничество Богоматери.
Старец Паисий Святогорец большое внимание уделял родительскому благословению и проклятию, которые непосредственно влияют на судьбу детей. Однажды он рассказал историю одной семьи.
«Величайшим сокровищем на земле для людей является родительское благословение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «Умру от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети сиротами. Молился я, молился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то» — подумал я. Ее дети мне говорят: «На нас навели порчу». «Да нет, — говорю – это не от порчи видно… А может быть ваша мать прокляла вас?» «Верно, отче, — отвечают – в детстве мы очень шалили и она постоянно твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» «Идите, — говорю – к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтоб она покаялась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас».
И за полтора года все четверо создали семьи! Мать их легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она прокляла их».
Современная статистика свидетельствует о большом количестве разводов. Во многом это связано с несерьезным подходом молодых людей к значению брака. Как заметил старец Паисий Святогорец, «брак, дойдя сегодня до такого состояния, которое мы видим, потерял свой смысл. Семьи распадаются ни с того ни с сего».
Причиной тому часто является то, что многие люди оформляют только гражданский брак. Если над ними не совершено Таинство Венчания и нет родительского благословения, то они не имеют Божественной благодати в семье.
При этом не нужно воспринимать благословение родителей как магическую формулу, как амулет и заклинанием. Благословение очень важно, однако оно не отменяет собственных усилий по строительству семьи.
«Счастливая семейная жизнь возможна лишь там, где все члены семьи прилагают усилия для борьбы с грехом и для воплощения в жизнь христианских добродетелей. Семейное счастье — великий Божий дар, который Господь изливает всякому просящему христианину» (священник Андрей Овчинников).
Для создания крепкой семьи нужно с самого начала относиться к семейной жизни ответственно. Феофан Затворник советовал приступать «с молитвою и постом к избранию невесты».
А старец Паисий Святогорец (1924-1994) отмечал, что при выборе невесты
«самое главное, чтобы девушка, будущая жена, была по сердцу». Получив родительское благословение, молодые получают основу для крепкого брака, где сохраняются традиции почитания старших в семье.
О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая помощнице и всем людем утверждение и во всяких нуждах избавление!
Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице чтимая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо, грешнии, не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебя рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение. Скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.
Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с превечным на руку Твоею держимым младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане Галилей стей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу, в мире и единомыслии сохрани; честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благослови и сподобия к старости маститей достигнути, чистым сердцем делающе заповеди Твоя. Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.
Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.