Долгое время предметом научных дискуссий была историческая реальность знаменитого библейского царя Соломона. До сих пор не найдены однозначные археологические доказательства его существования. О нем сложено множество легенд, называющих Соломона мудрейшим из людей и самым справедливым судьей. Молва приписала ему сверхъестественные способности и качества, от знания языка зверей до власти над джиннами. Наряду с этим многие историки признают, что царь Соломон был исторической фигурой.
Основной источник сведений об этом царе — Священное Писание. Также римско-иудейский историк Иосиф Флавий (37-100) упоминал о нем в сочинении «О древности еврейского народа. Против Апиона».
В Библии указано, что царь Давид имел много детей (более 20) от жен и наложниц. Десятым его сыном являлся Соломон, матерью которого была Вирсавия.
Согласно Священному Писанию, царь Давид прельстился красотой замужней Вирсавии и согрешил с ней. После известия о беременности Вирсавии Давид попытался скрыть свое преступление.
Он приказал ее мужу, воину Урии, вернуться с войны к жене. Однако Урия не вошёл к себе домой, а ночевал у ворот. Он посчитал несправедливым отдыхать дома, когда его друзья находятся на войне. Так не состоялся замысел Давида представить будущего ребенка Вирсавии рождённым от мужа. Тогда царь послал письмо полководцу Иоаву с приказом направить Урию на передовую в бою. После этого нужно было отступить, чтобы враги убили Урию. Так чужими руками Давид «освободил» Вирсавию от прежнего мужа и взял себе в жены. Этот грех царя был противен Богу.
В положенный срок Вирсавия родила ребенка. К царю Давиду пришел пророк Нафан. Он притчей о богаче, который несправедливо забрал единственную овечку у бедняка, разбудил совесть у царя. Давид осознал греховность своего поступка и вознес к Создателю покаянный плач — псалом 50. Но несмотря на покаяние, обратить вспять последствия действий тяжкого греха было невозможно. Согласно еврейской традиции рожденный от прелюбодеяния ребенок должен был понести наказание:
«Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне» (Второзаконие, 23:2).
Господь принял раскаяние Давида, но наказал его смертью новорожденного сына.
От Вирсавии у царя Давида родилось еще 4 сына, старшим из которых был Соломон. В Священном Писании в родословии Иисуса Христа имеется косвенное упоминание матери Соломона:
«Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Евангелие от Матфея, 1:6).
Имя Соломон (на еврейском языке звучит как «Шломо») означает «мирный», «богатый миром». Сын Давида получил его во исполнение пророчества Нафана, свидетельствовавшее о его мирном царствовании над Израилем (Первая Книга Паралипоменнон, 22:8-10).
Израильское Царство достигло наивысшего расцвета именно в период правления Соломона (10 век до Рождества Христова). Начало царствования нового израильского царя ознаменовалось принесением жертвы Богу. В сонном видении Соломону явился Господь и предложил молодому царю любую награду. Всем богатствам и благам царь предпочел способность разумно править страной. Такой выбор понравился Богу. Поэтому Соломону были обещаны также богатство и слава (Третья Книга Царств, 3:12-15).
Классическим примером мудрости Соломона служит разрешение спора двух женщин (Третья Книга Царств, 3:16-27). Это были жившие в одном доме блудницы, у которых в один срок родились дети. Однажды ночью у одной женщины умер младенец. Она тайком забрала себе живое дитя, а другой женщине подложила умершего. Утром разразился спор за живого ребенка. Для его разрешения женщины направились к мудрому царю.
Каждая из сторон заявляла о своей правоте, других доказательств и свидетельств не было. Выслушавший женщин Соломон приказал рассечь пополам младенца, чтобы каждой «по справедливости» досталась половина. Подлинная мать согласилась отдать ребенка, отказаться от него ради сохранения его жизни. Солгавшая же женщина была согласна с таким решением как «справедливым». Таким образом Соломон обличил ложь и выяснил истинное положение дел.
«Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость» (архимандрит Никифор Бажанов).
Слава о мудрости Соломона распространилась далеко за пределы Израильского царства. Священное Писание сообщает о царице Савской, предположительно правительнице Сабейского царства на юге Аравийского полуострова. Она явилась в Иерусалим с большими подарками для царя Соломона. Царица желала побеседовать с ним и проверить его мудрость загадками.
«Согласно Масоретскому (древнееврейскому) тексту, царица явилась в Иерусалим, услышав о славе Соломона во имя Господа. По Септуагинте же (переведенной на древнегреческий версии Библии) — услышав имя Соломона и имя Господа. Таким образом, по одной версии, причиной визита была «слава Соломона», что может указывать на любознательность» (религиовед Илья Вевюрко).
Существует также гипотеза, что царица Савская поехала в Иерусалим из интереса к израильскому вероисповеданию. Предполагают даже принятие ею иудаизма. В пользу этой версии свидетельствует фраза царицы Савской в адрес царя Соломона:
«Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (Третья Книга Царств,10:9).
Соломон ответил на все ее вопросы
«и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей» (Третья Книга Царств,10:1-3).
Существует предание, что после посещения Иерусалима царица Савская через 9 месяцев родила сына.
«Эфиопские цари, христиане, всегда настаивали на том, что Соломон поженился на ней (царице Савской) и стал праотцом всем эфиопским царям и правителям» (протоиерей Олег Стеняев).
Давид завещал сыну исполнить свое обещание Богу и построить вместо временной Скинии постоянный Храм на горе Мориа. На вершине этой величественной горы по Божьему повелению праотец Авраам должен был принести в жертву своего единственного сына Исаака (Бытие, 22:2). Царь Давид, выкупив участок земли на горе у местного жителя Орны, воздвиг там жертвенник Господу (Вторая Книга Царств, 24:18-25). Царь Соломон за 7 лет построил здесь Первый Храм.
Также Соломон укрепил существующие израильские города, в том числе Иерусалим, и построил новые. Раскопки 1988-1989 годов показали, что многие города, относящиеся к 10 веку до Рождества Христова, были построены по единому плану. В городах были найдены административно-дворцовые комплексы для управления округами. В других городах обнаружены строения для размещения гарнизонов.
Благодаря умелой налоговой политике в отношении израильского и ханаанского населения государство при Соломоне существенно обогатилось. Израиль в те времена жил в мире с соседними государствами.
«Соломон был первым, а может быть, и единственным известным истории правителем, который не вел войн на протяжении своего достаточно длительного правления, добиваясь усиления своего государства исключительно мирным путем. Именно мирные устремления стали стержнем его стратегической линии, как руководителя государства. Выбор стратегии создания мирного государства сам по себе уникален. Еще более сложна реализация этой необычной цели. А ведь согласно Библии Соломон царствовал 40 лет и при этом не воевал» (доктор исторических наук Борис Григорьевич Литвак, 1940-2012).
Стратегия сохранения мира с соседями способствовала развитию торговли. Экономическое процветание Израиля сопровождалось укреплением государственных структур. Во время правления царя Соломона Объединенное Израильское Царство было разделено на 12 областей без учета деления израильского народа на 12 колен (родов). В каждой области был назначен приставник, обязанностями которых была доставка продовольственных запасов царскому дому (Третья Книга Царств, 4:7).
Для укрепления мирных отношений с могущественным Египтом царь Соломон взял в жены дочь фараона. Помимо нее у царя было ещё 700 жён и 300 наложниц. Они в основном были язычницами из окрестных народов. Для них Соломон построил языческие капища.
Как повествуется в Священном Писании, Соломон постепенно поддавался влиянию своих жен и наложниц. Так он все более уклонялся от почитания Истинного Бога (Третья Книга Царств, 11:1-10). В старости царь Соломон стал почитать богиню Астарту (покровительницу династии египетских фараонов) и приносить жертвы божеству Молоху (верховному богу ханаанского народа). Участие в языческих обрядах развратили сердце Соломона. В наказание Господь обещал отнять почти все царство от наследников Соломона (Третья Книга Царств, 11:11-13). Однако, по словам святителя Филарета Черниговского (1805-1866), царь «не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона».
«Царь же Соломон, хотя и отпал под конец своей жизни, от истинного Бога, уклонившись в идолослужение, однако принес покаяние. В состав Ветхозаветных Священных книг, включены книги, которые он написал: Книга Премудрости Соломоновой, Песнь песней, Притчи и Екклесиаст. И хотя Библия не сообщает нам о факте его покаяния, в Предании Церкви сохраняется память об этом. Она выражается в древних иконах сошествия Христа во ад, на которых изображается, как Спаситель выводит Соломона из ада. Известная чудотворная икона Богоматери – Курская Коренная, от которой получил исцеление Прохор Мошнин (в будущем – преп. Серафим Саровский), среди прочих священных лиц, содержит и изображение царя Соломона в нимбе. Есть в Церкви и отдельные иконы этого ветхозаветного праведника. Память его совершается в Неделю Святых Праотцов» (протоиерей Димитрий Шушпанов).
Соломон известен не только как мудрый управитель. Он пророк, автор поучительных притчей — кратких поучений, высказанных в образной форме. С помощью иносказаний он выражает превосходство мудрости, благочестия, доброты, милости. Такой стиль изложения был выбран Соломоном не случайно. Благодаря подобной подаче человеку легче усвоить «технологию» добра. Образы и символы более понятны, чем «сухой» теоретический текст.
«Книга Притчей Царя Соломона распространяется как бы на три части: первая часть – описание пути премудрости. Вот интересно с чего начинает Царь Соломон. Он начинает не с того, что расскажет, что такое добро и зло. Нет, он начинает с источника добра и который противится злу, а именно с Божественной премудрости. Вторая часть посвящена подробностям того, как дело премудрости осуществляется в обычной жизни. И последняя часть Книги Притчей посвящена показу того, каким образом совершается удивительная, таинственная разгадка путей промысла Божьего в этом мире» (иерей Даниил Сысоев).
С христианской точки зрения обретение истинной премудрости невозможно без нравственного учения, данного Спасителем. Но о богодухновенности и каноническом авторитете Притчей Соломона свидетельствуют многократные ссылки на Книгу Притчей в Новом Завете. На уважение Православия к Книге Притчей указывает и широкое употребление отрывков из нее в богослужении.
«Как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся через сие к понесению больших трудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в духовных подвигах» (святитель Григорий Нисский, 335-394).
О, великий угодниче Божий и преславный пророче, святый благоверный царю Соломоне, небесный наш заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю! Предстоя Престолу великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и поклоняемого, велие дерзновение имаши к нему, яко верный раб помазанник, пророк и угодник. В тебе убо, яко многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии и умиленно просим тя: моли Триединаго Бога, обратит нас на путь покаяния и спасения.
Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение, и вся, яже к животу и благочестию потребная, нам даровати испроси, избави ны ото всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством твоим избави, и от всех врагов видимых и невидимых покровом твоим защити.
Сохрани молитвами твоими в мире, здравии и долгоденствии люди российская и буди крепкое им ограждение, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и Твое святое заступление, во веки веков. Аминь.