Царственные страстотерпцы — жизнь и почитание

Узнайте все самое интересное и полезное о царственных страстотерпцах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Императорская семья

Последний российский монарх Николай II родился в 1868 году. На престол он взошел в возрасте 26 лет, после внезапной смерти отца – Александра III. Женился на немецкой принцессе Алисе Гессенской, которая крестилась в Православие с именем Александра и отчеством Федоровна. Такое отчество при Крещении получали многие иностранные принцессы и Великие княгини. Оно давалось в честь чудотворной Федоровской иконы Божьей матери, особо почитаемой родом Романовых. Основатель династии, Михаил Романов, был благословлен матерью на правление именно этой иконой. В 1896 году Николая II и его супругу официально венчали на царство. В историю они вошли как царственные страстотерпцы.

царственные страстотерпцы
Памятник царственным страстотерпцам в Дивеевском монастыре

У царской четы было четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и сын-наследник Алексей. Он родился с тяжелым наследственным недугом – гемофилией (несвертываемость крови). Даже незначительная физическая травма могла привести Алексея к кровотечению и смерти. Например, в восьмилетнем возрасте царевич ушиб ногу при неудачном прыжке в лодку. Образовалась гематома, которая долго не рассасывалась. Наследник был в состоянии, опасном для жизни. Николай в письме матери отмечал, что из-за высокой температуры и боли Алексей не мог спать. Мальчик только стонал и молился. 

Царская семья была дружной и сплоченной. Она вела благочестивую христианскую жизнь. Не было свидетелей ссор царственных супругов или даже повышения голоса друг на друга. Дочери императора не были изнежены и избалованы. Они занимались рукоделием и стремились творить добрые дела. Например, во время войны княжны с матерью ухаживали за ранеными солдатами.

Особое внимание в семье уделялось молитве и церковной жизни. Даже находясь под арестом, княжны пели на клиросе во время богослужений. Протоиерей Афанасий Беляев в своем дневнике писал:

«Надо самому видеть и так близко находиться, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по-православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за богослужениями».

Россия при Николае II

Несмотря на экономический рост России в годы правления Николая II, в стране нарастала внутренняя напряженность. У значительной части населения империи отсутствовали политические свободы. Несмотря на упразднение крепостного права, проблемным оставалось положение крестьян. У рабочих были тяжелые условия труда. Также Российская империя потерпела поражение в русско-японской войне. Всё это спровоцировало первую русскую революцию 1905 года. Император ограничил свою власть и дал народу больше гражданских свобод. Также под давлением либералов Николаем была учреждена Государственная дума.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Она привела к экономическому ослаблению России и усугублению внутриполитической нестабильности. В феврале 1917 года в столице вспыхнуло новое восстание. Одним из главных итогов Февральской революции стало отречение Николая II от престола. Однако достоверность этого поступка и его законность среди историков нередко подвергаются сомнению. Власть перешла к Временному правительству. Царская семья была арестована и позднее отправлена в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург.

В октябре 1917 года экономический, военный и политический кризис привел к государственному перевороту (Октябрьская революция). Большевики во главе с Владимиром Лениным свергли Временное правительство и взяли власть в свои руки. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай II, его семья и оставшиеся члены свиты были расстреляны большевиками в Екатеринбурге. 

Ещё задолго до Октябрьской революции святой праведный Иоанн Кронштадский сказал:

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду… Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Царственные страстотерпцы: народное почитание

В православных кругах отношение к убитым как к мученикам начало распространяться сразу после их казни. Спустя три дня после трагедии патриарх Тихон в своей проповеди осудил убийц. Он подчеркнул, что отречение от престола было совершено царем из благих побуждений. Патриарх также добавил, что царственные страстотерпцы до ареста могли уехать за границу. Но они остались вместе с Россией и безропотно приняли крест страданий. Глава Церкви благословил духовенство совершать панихиды об убиенных Романовых.

Народное почитание царской семьи было обусловлено отношением к государю как к убитому Божьему помазаннику. Также люди были поражены жестокостью преступления. Ведь не пощадили даже детей, среди которых больной и слабый 13-летний царевич Алексей. В русском эмигрантском сообществе почитание было особенно явным. Появлялись различные свидетельства чудес, совершенных по молитвам царской семье. Например, в 40-х годах в эмигрантской печати распространилась история о чудесном спасении во времена Гражданской войны казаков, молящихся царевичу Алексею.

В 1989 году в день памяти царской семьи на месте казни верующими впервые читались «самописные» молитвы. Также там был установлен деревянный крест. В 1990 году при замене креста на металлический произошло чудесное знамение. В дождливую погоду на него с неба упал яркий луч света. По свидетельствам очевидцев, знамение продолжалось около 20 минут. Долгое время крест оставался единственным в городе видимым знаком почитания убиенной царской семьи. В 1991 году в Екатеринбурге впервые был проведен Крестный ход и молебен в честь царской семьи. Почитание становилось всё более очевидным и массовым.

Святые царственные страстотерпцы — прославление

Зарубежная РПЦ прославила царскую семью в 1981 году.  После этого в СССР всё чаще стали говорить о возможной канонизации. 20 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых царственных страстотерпцев. Память святых царственных страстотерпцев совершается дважды в год. 17 июля — в день расстрела. И 7 февраля – в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Комиссия по канонизации приняла во внимание благочестие семьи Николая II, ее участие в церковных Таинствах и богоугодных делах. Однако было отмечено, что именно последний год её жизни был определяющим в вопросе канонизации. Николай II и его семья до самой смерти с христианским смирением несли свой тяжелый крест. В момент катастрофы они не бросили Россию и пострадали вместе с ней.

Лик святости «царственные страстотерпцы» используется церковью по отношению к русским правителям, которые, подражая Христу, с кротостью переносили страдания и были убиты политическими противниками. В этом лике были также прославлены, например, святые благоверные князья Борис и Глеб. В память царственных страстотерпцев в Екатеринбурге на месте их расстрела построен храм.

Доводы «за» и «против» канонизации

Значительный вклад в канонизацию внесло всероссийское народное почитание семьи Николая II и свидетельства о различных чудесах. Среди чудес — мироточение и кровоточение посвященных царской семье икон. Также были зафиксированы обращения многих людей в поддержку церковного прославления.

Находились и противники канонизации. По мнению некоторых, царь, отрекшись от престола, спровоцировал гибель Российской империи и стал государственным изменником. Также упоминались различные политические неудачи императора и жестокое подавление мятежа рабочих 9 января 1905 года. Высказывалась мысль, что царь и его семья были не мучениками за Христа, а лишь жертвами политического преследования.

В ответ РПЦ указала на то, что при канонизации оценивается отнюдь не политическая деятельность той или иной личности, а ее соответствие христианским идеалам. Церковь представила доказательства, что император не был виновен в кровавых январских событиях 1905 года. Действия рабочих имели радикальный характер, исключающий возможность диалога. Приказ войскам о стрельбе по мятежникам отдавал не Николай II. Отречение от престола было совершено государем ради мира и во избежание кровопролития. Чисто политическим убийство императорской семьи назвать нельзя. Она была ненавистна безбожным большевикам как олицетворение идеи православного царства. Следовательно, царственные страстотерпцы были именно мучениками за веру Христову.

Останки царской семьи

После расстрела большевики обезобразили тела убитых кислотой и закопали в окрестностях Екатеринбурга. В 1991 году недалеко от города в урочище Ганина Яма были найдены человеческие останки. В результате нескольких экспертиз они были идентифицированы учеными как принадлежащие царской семье и ее свите. Останки были захоронены в Петропавловском соборе. Но фрагментов тел царевича Алексея и его сестры Марии среди находок не было.

В 2007 году в 70 метрах от места прежних раскопок были найдены останки еще двух человек. Исследования показали, что они принадлежат Алексею и Марии. Для ученых и государства вопрос аутентичности останков стал окончательно закрытым.

Однако РПЦ ни старые, ни новые исследования не показались исчерпывающе убедительными. Церковь до сих пор не признала подлинность останков. Она пока лишь осторожно допускает их аутентичность и для большей надежности настаивает на дополнительных экспертизах. Есть сторонники версии, что тела убитых были бесследно уничтожены большевиками. Церковь подчеркивает, что пока есть хотя бы малейшие сомнения, она не может объявить найденные останки святыми мощами и предложить верующим поклоняться им. По причине продолжающихся разбирательств найденные в 2007 году останки остаются незахороненными. Сейчас они находятся в одном из московских монастырей.

Святые царственные страстотерпцы — молитва

Тропарь, глас 4

Днесь благовернии людие светло почтим  Седмерицу честную Царственных страстотерпец  Христову Едину домашнюю церковь: Николая и Александру,  Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо уз и страданий многоразличных не убоявшеся,  от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим:  О святии страстотерпцы, гласу покояния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните,  мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

Избрании Царем Царствующих и Господем господствующих  от рода Царей Российских благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии,  и венцы небесными увенчавшиися, к вам яко покровителем нашим милостивым с любовию благодарне вопием:  Радуйтеся, Царственнии страстотерпцы, за Русь святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Величание

Величаем вас, святии Царственнии страстотерпцы,  и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Предыдущая запись Сколько раз можно быть крестным отцом
Следующая запись Молитва о прощении грехов — смысл и тексты