Что готовят на 9 дней после смерти? Прежде чем ознакомиться с кулинарными традициями поминок, необходимо понять, что такое православное поминовение умершего. Человек создан Господом как непостижимый нашему уму союз материального тела и бессмертной души. Со смертью тела этот союз распадается. Материальная сущность человека уходит в землю, а духовная продолжает существование в Вечности.
Человек способен к духовно-нравственному развитию только при жизни. Его душа и тело в это время являются единым целым. Загробное состояние – закономерный итог земной жизни человека. Так, праведники обретают рай, то есть вечное пребывание с Богом. Ведь они стремились ко Господу и давно обрели Его в своих сердцах. Но Бог не может принудительно “притянуть” к себе души не раскаявшихся грешников. Это было бы нарушением их свободы воли. Ведь в своей земной жизни они не хотели обрести единение с Творцом. Если в земной жизни человек выбрал служение злу, это повлияет на судьбу его души. После смерти он продолжает находится в мучительном плену тёмных духов – в аду.
Облегчить страдания нераскаявшейся души может только поминовение живых людей. Оно заключается в церковных и домашних молитвах. Также нельзя забывать о добрых делах, которые совершаются для спасения усопшего. В раю души имеют различную степень близости ко Всевышнему. Так и в аду мучения не одинаковы для всех грешников. Видя любовь и милосердие живых людей к умершему, Бог помогает страждущей душе и даже может изменить её участь. Преподобный Паисий Святогорец учил:
«В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек “друг” Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом» («Слова». Том 4).
Поминками называют коллективную трапезу для поминовения души усопшего. Во-первых, это доброе дело, милостыня для ближних со стороны родственников умершего ради спасения его души. Во-вторых, это молитвенная помощь усопшему, оказываемая в благодарность за трапезу её участниками.
Первая поминальная трапеза совершается вслед за погребением усопшего, то есть на 3-й день после его кончины. Затем поминки проводятся на 9-й и 40-й день. Эти даты привязаны к определённым этапам пути души после смерти. Церковное предание говорит, что в течение трёх дней после кончины душа свободна и пребывает на земле, посещая дорогие ей места. Затем до 9-го дня душа созерцает рай и прикасается к вечному блаженству пребывания с Господом. После этого до 40-го дня ей даётся возможность увидеть загробную жизнь без Бога, то есть адские мучения.
Между перечисленными этапами душа предстаёт перед Всевышним. На 40-й день она вновь поклоняется Богу. Над душой проводится частный суд и определяется место, где она будет находиться до всеобщего Страшного суда. Нередко поминки в узком семейном кругу проводятся и в последующие годовщины смерти, а также в дни рождения усопшего.
Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос, что готовят на 9 дней, советует в эту дату помянуть покойного, прежде всего, церковной молитвой. То есть панихидой и проскомидией. После этого можно приступить и к поминальной трапезе. Также священник рекомендует прочитать в этот день Канон об усопшем или же помолиться о душе покойника своими словами.
В Древней Руси на поминках принимали всех желающих, в том числе незнакомых и нищих людей. Традиционными блюдами были кутья, мёд, блины, различные каши и кисель. До наших дней сохранился обычай приносить поминальную еду в церковь и раздавать ближним угощение «за упокой души».
Тем, кто ищет информацию по теме «меню на 9 дней поминки дома», следует знать об обязательном блюде на каждой поминальной трапезе. Это ко́ливо (или кутья) – рисовая или пшеничная каша с медом и изюмом. Зерна символизируют Воскресение умершего в Вечной Жизни, а мёд с изюмом – сладость пребывания праведной души с Богом. Перед трапезой коливо следует освящать на панихиде в церкви. Именно с этого блюда начинается поминальный обед. Коливо нужно попробовать каждому, кто присутствует на поминках. Первыми это делают родные и близкие усопшего.
После кутьи принято подавать борщ, каши, котлеты, грибы, мясо, рыбу. Также едят блины, сыр, колбасу, салаты, пироги. Однако нельзя забывать, что в постные дни трапеза должна быть соответствующей. На десерт принято угощать сладкими пирожками, пряниками и конфетами. Меню должно быть простым, без изысков.
Поминальный обед на 9 дней нужно начинать и заканчивать молитвой с совершением крестного знамения. Женщины на трапезе должны сидеть с покрытыми головами, а мужчины, напротив, без головных уборов. Не следует проводить поминки у могилы усопшего. Это древняя языческая традиция, подразумевающая разделение трапезы с умершим. Душе покойного нужна не еда, а наша молитва. На самом деле вопрос, что готовят на 9 дней, не принципиален. По этой же причине не надо ставить стакан водки перед портретом усопшего и отдельные столовые приборы для него.
На поминках не следует подавать алкогольные напитки. Иначе благочестивая трапеза может превратиться в непристойное застолье. Вот что об этом говорит протоиерей Виктор Гузенко:
«И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках. Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед – это вид милостыни, принесенный за упокой души».
На поминках нельзя шуметь и празднословить. Лучше по-доброму вспомнить об усопшем и помолиться о спасении его души. Оставшуюся после трапезы пищу принято раздать уходящим гостям, чтобы те ещё раз помянули усопшего дома со своими близкими.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Из последования панихиды
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих), на Тя бо упование возложи (или о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!
Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.