Когда человек умирает, то близким людям приходится сталкиваться с множеством организационных вопросов. В том числе и как организовать поминальную трапезу (поминки). Поминки – это трапеза, за которой собираются близкие люди усопшего. Они молятся за упокой его души и во время подкрепления телесных сил вспоминают умершего. В православной традиции поминальную трапезу устраивают в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Особенно важен 40-й день. Поэтому вопрос “что готовят на поминки 40 дней?” актуален и в наши дни.
“40 дней после смерти — особое время, когда определяется участь души усопшего до Страшного Суда. И какой будет для нее эта наступающая вечность, отчасти зависит от нашей молитвы, любви, милосердия. В эти дни после смерти надлежит с особым вниманием относится ко всем движениям своей души. Стараться воздерживаться не только от греховных поступков, но и от самих злых и грязных мыслей…
Во дни сорокоуста, в течение 40 дней после смерти, мы отвечаем уже не только за себя. Тем самым мы призваны не оставлять молитвенное правило, никого не обижать. Не злиться и раздражаться втайне, не впадать в плотские грехи, изменяя даже в мыслях. Не завидовать, не превозноситься, не отдавать свое время кумирам и идолам, будь то гаджеты, шопинги или иные соблазны. В общем, всему находить свою меру, во главу угла ставя служение Богу и ближнему. А уж если это не удалось, не откладывая просить прощения у Господа и людей, пострадавших от нас, чтобы в мире молиться об усопшем” (иеромонах Димитрий (Першин)).
Христианское понимание смерти отличается от атеистической трактовки. Неверующие считают смерть полным и безвозвратным исчезновением человека в “никуда”. Православие же говорит, что смерть – это переход человеческой души из тела в Вечность. То есть умирает только плоть, душа же остается живой всегда.
“Если умирает человек, это не значит, что душа его перестает существовать. Тело уничтожается, а душа бессмертна. Она жива, хотя живет не с нами, живет иной жизнью, как иной жизнью живут и святые” (святитель Лука Крымский).
Где она окажется после смерти (в раю или аду), зависит не только от того, как человек провел земную жизнь. Хотя состояние души человека, обусловленное его земным путем, важнее всего. Также большое значение имеет и наша молитва за умершего, дела милосердия, милостыня, поминальная трапеза. Тем самым мы можем умолить Бога о милости для покойного. Ведь именно в первых 40 дней решается, куда попадет душа после смерти.
“В первую очередь надо молиться о тех усопших, которые в своей земной жизни опечалили Бога. Чтобы Он помиловал и их, особенно если кто-то был злым или жестоким человеком. А если к тому же его жизнь была греховной, то мы должны весьма много за него молиться, заказывать поминовение за литургией, сорокоусты и подавать бедным милостыню о упокоении его души, чтобы, услышав их молитву: «Упокой, Господи, душу его», — Бог смиловался над ним. Так мы сможем сделать за этого человека то, чего не сделал он сам. А человек добрый, даже если его жизнь была не особенно благочестивой, даже от незначительных молитв о его душе получает большое облегчение. Потому что он имел склонность к добру” (преподобный Паисий Святогорец).
Согласно Православному Преданию, в первые три дня после смерти душа имеет свободу передвижения. Она может находиться возле тела умершего, в доме, либо путешествовать по различным местам. В третий день душа покидает землю и впервые предстает перед Богом. Именно поэтому принято совершать погребения на третий день.
“Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» (преподобный Макарий Александрийский “О исходе душ праведных и грешных”).
Затем умерший начинает свой путь к Богу. Он видит райские обители и адскую бездну. Также душа проходит мытарства – своеобразные препятствия, обусловленные присущими ей грехами и страстями. И лишь преодолев одно мытарство, покойный переходит к следующему. На 9-й день душа прибывает на поклонение Богу второй раз. Этот путь длится вплоть до сорокового дня после смерти. Затем душа предстает перед Богом. В этот день решается где душа умершего будет находиться до Страшного Суда. Только во время Второго Пришествия будет окончательно определено место ее вечного пребывания. Поэтому так важна молитва за усопшего именно в первые 40 дней. Родные могут просьбами к Богу и добрыми делами “упросить” Его о милости к умершему.
На сороковой день по православной традиции принято посещать богослужение и заказывать в храме панихиду. Также необходимо подавать милостыню и организовывать поминки в память об умершем.
Насколько необходима молитва за усопших во время Божественной Литургии, можно судить из нескольких случаев. Когда Феодосий Черниговский не был прославлен в лике святых, старец Алексий задремал у мощей. Во время сна ему явился Святой. Он попросил старца во время Литургии помянуть родителей святого. И назвал их по именам (Никита и Мария).
«Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах Алексий.
«Да, это верно, – ответил святой Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв».
Вот насколько важна молитва об упокоении души именно в храме во время Литургии.
Святой Григорий Великий отвечает, «есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти»:
«Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына» (IV; 57, 60).
Даже среди верующих людей нередко поминальная трапеза подменяется обычным застольем, а порой и пьянкой. За столом собираются родственники, которые не видели друг друга долгое время. Они проводят время за сиюминутными разговорами, забывая о духовном смысле поминок, о молитве за усопшего. Для них проблема, что готовят на поминки 40 дней, заслоняет память о покойном.
Что же точно не нужно делать в 40-й день?
Не благословляется подавать на стол большого количества алкогольных напитков, исключением может быть лишь немного кагора. Так как поминальная трапеза — это не пиршество, и не застолье.
Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова говорит об алкоголе на поминках:
“Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться. Нужно даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой доброе дело, направленное на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего”.
Не следует тратить время на приготовление еды в ущерб богослужению и молитве. Не должна быть главной мысль, что готовят на поминки 40 дней. Никакой пользе для души умершего не принесут поминки, перетекающие в шумное застолье или пьянку.
“К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы” (иеромонах Дорофей (Баранов)).
Поминальный обед на 40 дней начинается с подачи на стол освященной в храме кутии (коливо). Это отваренные зерна пшеницы, иногда риса, заправленные медом. Пшеница ознаменовывает воскресение покойного: попадая в землю, она со временем превращается в растение. Так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Мед является символом вечного блаженства в Небесном Царстве. Традиционно подаются блины и сладкий кисель.
В постные дни еда на столе также должна быть постной.
В разных регионах существуют свои особенности в организации поминок. Во многих местах в течение 40 дней на окне или в красном углу стоял стакан воды и лежал хлеб или блин. На Смоленщине существовала благочестивая традиция в канун сорокового дня совершать особое заупокойное молитвенное правило, читались молитвы, пелись псалмы. На утро родные шли на кладбище и завершали день трапезой.
В южных регионах к поминкам пекли “лестницы” (мучное изделие в форме лестницы) как символ восхождения на Небо. В Рязани у ворот дома накрывали стол, ставили кисель и разведенный в воде мед, оставляли ложки. Каждый мог подойти, отведать угощение, помянуть умершего и забрать ложку с собой.
Протоиерей Сергий Васин советует:
“Для умершего человека 40 день после смерти — один из самых главных в его жизни. Понятно, что наше время и вечность, в которой времени не существует, это все большая условность. Тем не менее, для нас Господь определил именно таким образом, чтобы мы исходя из своего времени, находясь здесь, на земле, молились особенно за новопреставленного. Это важно, потому что решается предварительная участь усопшего, наступает предварительный суд над душой. Поэтому обязательно нужно в течение 40 дней усиленно молиться за эту душу. И поминать ее на 9-й день, когда душа из райских обителей переходит и ей показывается ад. Особенно молиться перед 40-м днем: обязательно нужно заказать обедню (когда частица за этого человека погружается в кровь Христову с молитвой, омыть грехи этого человека) и панихиду в храме — это самое главное.
Трапеза все-таки вторична. Она имеет значение, но в современном виде она, конечно, вообще потеряла свою основную цель. Так что вопрос, что готовят на поминки 40 дней, не принципиален. Изначально поминальная трапеза — это жертва Богу за душу человека, когда стараются накормить нуждающихся, голодных людей, умножить любовь в этом мире и поделиться любовью с новопреставленным. Так должно быть, по-настоящему”.
Протоиерей Андрей Ефанов напоминает:
“Самое главное в 40-й день — это помолиться об усопшем человеке. Что касается обеда, что готовят на поминки 40 дней, тоон не имеет никакой священной нагрузки. По сути, это просто обед, чтобы подкрепить силы родных и друзей. Они собираются в первую очередь для совместной молитвы. А потом и обедают, потому что без еды-то человеку трудно. И так как это последний день, то обед должен быть постным, то есть без продуктов животного происхождения. Если сказать проще, то в пост мы едим овощи и фрукты”.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (рабы Твоей), (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.