В любой религии под постом понимается временное воздержание от чего-либо (пищи, развлечений). Особенности поста и требования, что можно есть в пост, обусловлены религиозными и народными традициями.
Пост бывает телесным (ограничение в еде), душевным (ограничение от внешних впечатлений и удовольствий) и духовным (борьба со страстями).
Исторические свидетельства соблюдения поста можно найти в Священном Писании. Известно, что во времена Ветхого Завета люди придерживались поста во время бедствий и опасностей. Книга Исход (34:28) рассказывает, что Моисей на горе Синай 40 дней и ночей ничего не ел и не пил. В это время ему Господь дал десять заповедей для Израильского народа. Царь Давид ничего не ел на протяжении семи дней. Это случилось после того, как пророк Нафан объявил ему, что его дитя умрет (Вторая Книга Царств, 12:16-21). Иисус Христос постился в пустыне 40 дней (Евангелие от Марка, 1:13).
Первые христиане соблюдали пост с особой строгостью. Некоторые старались воздерживаться от воды до трех часов дня. Пищу же (хлеб и овощи) начинали употреблять после девяти часов вечера. Похожего поста придерживаются мусульмане в месяце Рамадан. Они также пьют и кушают после захода солнца (Коран, аль-Бакара, 183-185).
Пост в Православии тесно связан с догматическим учением Церкви. Нарушение поста, заповеданного Богом человеку в Раю, заключалось в нарушении вкушать запретные плоды (Бытие, 2:16-17). В результате Богоподобная человеческая природа была повреждена грехом. С православной точки зрения, соблюдение поста способствует процессу очищения души от греха. Как говорил праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908),
«без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания – невозможно измениться к лучшему».
Для христиан время поста — это время, когда каждый может «уйти в себя». То есть побыть наедине с Богом, провести самоанализ, внимательно пересмотреть свою жизнь. Результатом духовной работы является исправление недостатков, искоренение страстей, очищение плоти и духа.
Преподобный Иоанн Лествичник (6-7 век) о свойствах поста в книге «Лествица» (Слово 14) пишет:
«Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».
По мнению Святых Отцов, время поста — период весны для души человека. Как поется на вечерней службе во время Великого поста: «Се — время благоприятное, се — день спасения».
В это время верующие стремятся особенно внимательно относиться к внутренней жизни и душе. Например, постом и молитвой православные подготавливают себя к Причащению Святых Тела и Крови Господней.
«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими (Евангелие от Луки, 21:34). А чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету. Извращаем и оскверняем в себе образ Божий… Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).
Однако не только в ограничении кушанья заключается пост.
«Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится (лишь) о благе своей плоти» (старец Паисий Святогорец).
Протоиерей Александр Тюрик:
«Суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост. Когда во время поста ходите по прочим развлекательным заведениям, — это не пост. Когда тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону — это не пост. Если вы, воздерживаясь от скоромной пищи и развлечений, осуждаете других за «нерадивую» жизнь, это тем более — не пост».
Уставом Церкви предусмотрены многодневные и однодневные посты. Многодневных постов в Православии четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.
К однодневным постам относятся пост в определенные праздники. А также в среду и пятницу на каждой неделе.
Иногда местными церковными властями по особым случаям могут устанавливаться дополнительные локальные посты. Например, в ходе войны, стихийных бедствий, эпидемий. Так, в 1395 году, когда нависла угроза нашествия на Москву правителя Орды Тамерлана, митрополит Киприан благословил жителей столицы на пост. До Москвы Тамерлан не дошел.
Самым длительным и строгим из всех постов является Великий. Его ещё называют Святой Четыредесятницей (славянское словаюо «четыредесять» — «сорок»). Установлен он перед праздником Пасхи. Неделя перед Воскресением Христовым называется Страстной седмицей (вспоминаются евангельские события предательства, распятия Спасителя).
Следует отметить, что Страстная Седмица «официально» в Великий Пост не входит. Это особое время воспоминания последних днях земной жизни Иисуса Христа. Великий пост (молитва и еда) нужен для подготовки души к встрече Великого Праздника Пасхи.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорил:
«Во время Великого поста нам даётся больше возможности к подвигу, к более полному участию в спасительных страстях нашего Господа покаянием, поклонами, отсечением страстей и уменьшением количества пищи, ради любви ко Христу. Используем же как можно больше для себя во благо это духовное поприще, когда есть такие условия и такая возможность стать ближе к Распятому Господу, принять от Него помощь и преображенными духовно проведённым постом встретить в радости святое Воскресение».
Петров пост начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых апостолов Петра и Павла (12 июля). В пост разрешается рыбная пища (кроме среды и пятницы). По причине «плавающей» даты начала поста он имеет разную продолжительность. Самая длительная его продолжительность составляет 6 недель, а самая короткая — 8 дней. Так, в 2020 году Петров пост будет длиться 27 дней, в 2021-ом — 14.
За 2 недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, с 14 до 28 августа, установлен Успенский пост. Народное его название — «лакомка»- связано с традицией освящать мед в первый его день. Успенский пост, как и Великий, строгий. Рыба разрешается лишь 19 августа, когда празднуется Преображение Господне.
Праздник Рождества Христова (7 января) предваряет Рождественский пост, который длится 40 дней. Перед самим праздником (6 января — Сочельник) воздерживаются от еды до появления на небе первой звезды.
Одной из традиций Православия является пост в среду и пятницу. Соблюдение поста в эти дни началось еще в раннехристианский период. Исторические свидетельства конца первого века можно найти в «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»).
В 8 главе имеется предписание:
«Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Здесь счёт дней недели указан по ветхозаветной традиции (седьмой день недели — суббота).
Пост в среду установлен в память предательства Спасителя одним из двенадцати апостолов, Иудой. В пятницу вспоминается Крестная смерть Иисуса Христа. Эти посты соблюдаются на протяжении всего года. Исключение — Святки (с 7 по 17 января) и сплошных седмиц (недели после Пасхи и Пятидесятницы).
Рыбная пища разрешается в среду и пятницу, если на них приходятся следующие праздники:
Сретение Господня (15 февраля),
Преображение Господня (19 августа),
Рождество Богородицы (21 сентября),
Введение Богородицы во храм (4 декабря),
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
Рождество Иоанна Предтечи (7 июля),
память апостолов Петра и Павла (12 июля).
Однодневные посты
В Крещенский Сочельник (18 января), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) установлен однодневный пост. Он считается строгим, так как не разрешается кушать мясную, молочную пищу, яйца и рыбу.
Пост в Крещенский Сочельник установлен из-за важности предстоящего события — Крещения Господня. По народной традиции в этот день варят сочиво (коливо) — пшеничный взвар с медом и изюмом.
Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из Великих праздников в Русской Православной Церкви. Строгость поста в этот день обусловлена памятью об Иоанне, Предтече Господнем, великом постнике (Евангелие от Матфея, 3:4).
Воздвижение Креста Господня — это праздник, связанный с событиями обретения (4 век) царицей Еленой самого Креста. В этот день верующие вспоминают страдания Спасителя при Распятии на Кресте.
Для всех постов в Православной Церкви утверждено общее правило по воздержанию от мясной и молочной пищи, а также яиц. Постные дни в церковном календаря можно разделить по строгости. Могут вводиться дополнительные ограничения в постное питание. Например, еда в пост без растительного масла. По Типикону в некоторые постные дни разрешается пить немного вина.
У многих новокрещенных людей возникает вопрос: что можно есть в Великий (строгий) пост? На это современная православная кухня предлагает достаточно большое количество блюд на основе разнообразных круп, грибов, овощей и фруктов. Существуют блюда, которые можно приготовить и без растительного масла.
Постная пища обычно очень проста в приготовлении. У верующих остается больше времени подумать о духовном.
«Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи» (старец Паисий Святогорец).
Но строгое выполнение этих рекомендаций христиане не должны ставить самоцелью. Соблюдая пост, не нужно добиваться ослабления физических сил. Каждый верующий самостоятельно выбирает для себя меру следования Уставу Церкви. Главное, чтобы тяга к земному не ослабляла стремления к небесному. Степень строгости поста лучше всего оговорить с духовником или приходским священником.
Также нужно отметить, что по благословению священника тяжелобольным, маленьким детям, беременным и кормящим матерям, путешествующим, военнослужащим строгость поста может ослабляться.
Питание во время постов должно быть сбалансированным и разнообразным. В рацион должны обязательно входить продукты, содержащие витамины: овощи и фрукты (или сухофрукты). Основу постного стола могут составлять грибы. По возможности, следует употреблять больше зелени. Рецептов для приготовления постных блюд достаточно много. Каждый верующий может по своему вкусу подобрать себе рацион. Главное помнить слова святителя Иоанна Златоуста:
«Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».
Протоиерей Игорь Шумилов на вопрос «Как держать пост?» дает следующие советы:
«Постом стоит постараться воздерживаться не только от употребления продуктов животного происхождения, но от всего душевредного: праздного времяпровождения, увеселений и явно греховных дел, а также чрезмерного общения. Праздный, согласно толковому словарю, означает пустой, порожний, ничем не занятый. В праздности человек опустошает себя. Даже если вы считаете, что праздность – это необходимый вид отдыха, чтобы «снять стресс», «слить негатив», то образовавшееся «пустое место» нужно чем-то заполнить.
Самый лучший наполнитель для души человеческой — это Благодать Святого Духа, иными словами Божественная Энергия. Ею душа питается и исцеляется от всяческих ран. Конечно же после труда, учебы, особенно малоподвижной, нужно отдохнуть. Это может быть и активный отдых, лучше на природе, а может и культурный. Думающий человек сам понимает, на пользу ему общение или нет. Это чувствует и наша душа. Очень часто после безумного веселья, человек ощущает себя истощенным. Так же и общение может быть как опустошающим, а может и очень полезным».
Архимандрит Маркел Павук советует православным не забывать, что
«пост и молитва — это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью».
Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.