Что такое мощи святых, почему и как их почитают

Что такое мощи святых?

У человека, недавно знакомого с Православием, может возникнуть вопрос «Что такое мощи святых?». Так называют почитаемые Церковью останки Божьих праведников. В церковнославянском языке понятие «мощи» употребляется в отношении тела или праха любого умершего человека. Останки же праведников принято называть святыми (или честны́ми) мощами.

что такое мощи святых
Мощи святого Николая Чудотворца в Бари (Италия)

Понятие «мощи» происходит от слова «мощь» (сила). В древности источником естественной жизненной силы человека считались именно его кости, а не плоть. Останки же людей, как правило, представлены именно костями.

Способы хранения святых мощей

Как выглядят мощи святых? Это могут быть как высохшие тела или скелеты праведников, так и отдельные их фрагменты. Для хранения и выставления на поклонение полностью сохранившегося тела или объёмных мощей используется красиво оформленный деревянный или металлический гроб – рака. В ней также могут находиться различные реликвии, связанные со святым (одежда, крест и т.п.).

Фрагменты мощей хранятся в небольших ящичках (ковчежцах) или сосудах (мощевиках). Ковчежец со святыми останками закладывают под престол православного храма при его освящении епископом. Мощевики же часто крепят к иконам. Роль мощевика могут выполнять архиерейская панагия (нагрудный образ Богоматери), крест священника и прочие атрибуты духовенства. В старину фрагменты мощей нередко носили на себе и миряне, используя нагрудные ладанки-реликварии.

В алтаре православного храма на престоле лежит антиминс – платок с зашитой частицей мощей. Известно, что первые христиане служили литургию на гробах мучеников. Поэтому современная Церковь, следуя древнему священному обычаю, совершает литургию на антиминсе с частицей святых останков.

Поклонение мощам в Православии – что это?

Почитание мощей святых в Православии – почему и как это происходит? Во-первых, почитание мощей праведников имеет нравственно-назидательное значение. Святые останки служат для христиан напоминанием о личности Божьего угодника. Мощи побуждают верующих к подражанию его благочестивой жизни. Святитель Иоанн Златоуст учил, что вид гробниц праведников поражает и возбуждает наши души, приводит их в молитвенно-покаянное состояние.

Почитание святых мощей имеет и литургическое значение. Земная и Небесная Церкви пребывают во взаимной любви и молитвенном общении. Венцом этой связи является Таинство Евхаристии, в котором происходит соединение человека с Богом. Православный богослов и новомученик Иван Попов (1867-1938) в своём труде «О почитании святых мощей» отмечает:

«Мощи святых являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников. Причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика».

Ещё одним аргументом в пользу почитания святых останков является учение Церкви об их благодатной силе. Тела святых при жизни стали вместилищами Духа Святого. Таковыми они остаются и после земной кончины праведников. Поклоняясь мощам, христиане напитываются Божественной благодатью и уповают на молитвенное ходатайство святого. В этом и состоит отличие святых мощей от идолов и талисманов, которые духовно неграмотные люди воспринимают как самостоятельные источники силы.

Преподобный Ефрем Сирин учил:

«Бог обитает в костях сих. Им [Богом] совершают они все чудеса» (Творения, том 3).

Благоговейное собирание и сохранение мощей, поклонение им, возведение над ними часовен, храмов и монастырей, закладывание мощей в церковные престолы и антиминсы – всё это является различными проявлениями почитания святых останков в Православии. Также мощи праведников торжественно открывают и переносят, а в честь этих событий устанавливаются церковные празднества.

История появления и почитания святых мощей

Чудотворение святых останков упоминается ещё в Ветхом Завете. Так, прах пророка Елисея случайно соприкоснулся с телом умершего человека, и последний ожил (4Цар. 13:21). Тем не менее, ветхозаветные иудеи избегали прикосновений к человеческим останкам. Мертвые тела считались источником сакральной нечистоты (Чис. 19:11-13).

В Новом Завете предписание о нечистоте было отменено. Ещё на заре христианства распространилась практика благоговейного сохранения мощей первых мучеников и даже их целования. Преподобный Иоанн Дамаскин (7-8 вв.) в своём труде «Точное изложение православной веры» учит:

«По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

Не позднее 4 века возник обычай выкапывания и перенесения святых мощей. В 419 году Карфагенский собор предписал, что святые останки должны быть в основании каждого христианского храма.

Окончательное же постановление об обязательном почитании святых мощей как носителей Божественной благодати было принято на Седьмом Вселенском соборе в 787 году (Никея, Малая Азия). Собор постановил отлучать от Церкви тех, кто отрицает святость останков праведников и необходимость их почитания.

В Средние века распространился обычай паломничества христиан в места пребывания знаменитых мощей. Обладание священными останками или реликвиями увеличивало популярность храма или монашеской обители, а также их доходы от пожертвований. Бывали случаи, когда мощи святых похищали из одного города и увозили в другой, чтобы повысить его статус. Например, это происходило с мощами святителя Николая Чудотворца в начале прошлого тысячелетия.

Как отличают настоящие мощи от поддельных?

Древняя практика разделения святых останков на частицы (для положения новых храмов и защиты от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных мощей. Обогащение на фальшивых святынях процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойцов отмечает:

«В Русской Православной Церкви проводится профессиональная работа по изучению подлинности приходящих с Запада мощей святых… Сотрудники Центра изучения православных святынь предотвратили сотни случаев попадания фальшивых святынь в храмы».

Священник предостерегает от покупки «частиц мощей» в Интернете и на барахолках. Если православный христианин по неведению приложился к поддельным мощам, то в этом нет ничего страшного. Ведь главное – это вера, с которой мы просим помощи у Бога и святых. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Специалист в области изучения православных святынь Михаил Артеев указывает на то, что подлинные святыни всегда хорошо документированы и «не появляются из ниоткуда». Мощевики опечатываются епископами и вскрываются только при их участии. Разделение святых останков непременно фиксируется в документах. В некоторых случаях проводятся специальные исследования и экспертизы. Михаил добавляет, что в антиминсы зашивают частицы лишь достоверных мощей.

Всегда ли святые мощи нетленны?

Нет, не всегда. Тление мёртвого тела – естественный, установленный Богом процесс, который не является признаком гибели души почившего. Также нетленность останков ещё не означает, что они святы. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) отмечает, что в некоторых случаях нетление тела может быть свидетельством Божьего гнева и следствием отлучения от Церкви.

Однако тела грешников, хоть и бывают неповреждёнными, но при этом являются безобразными, чёрными, раздутыми. Нетленные мощи святых, напротив, как правило, источают благоухание, они не противны взору. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет нетление святых мощей

«их изъятием чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Преподобный Амвросий Оптинский говорил следующее:

«Во исполнение слов Господних: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), – и в святых мощах предается тлению часть некая: или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное» («Письма»)

Священномученик Александр Трапицын отмечает, что в некоторых случаях останки могут хорошо сохраняться всего лишь из-за благоприятных климатических условий. Тела подлинно святых людей зачастую начинали тлеть после смерти, но этот процесс останавливался Божественной силой:

«Это остановившееся тление в смертных останках с источением от них чудес и исцелений и служит для верующих основанием и побуждением к благоговейному чествованию их».

В любом случае главными аргументами в пользу святости человека являются его благочестивая жизнь и происходящие по его молитвам чудеса. Нетленность же мощей выступает лишь дополнительным доводом.

Итак, не все нетленные останки являются святыми и не всегда мощи праведников остаются нетленными. Однако в течение многих столетий в народе бытовало убеждение, что святые мощи непременно являются неповреждёнными. Это заблуждение использовалось безбожными советскими властями в антирелигиозной пропаганде. Проводилось множество публичных вскрытий святых мощей. Многие из них оказывались костями, что расходилось с ожиданиями людей.

Чудеса, связанные со святыми мощами

Святой преподобный Ефрем Сирин учит:

«И по смерти действуют они <святые> как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа» (Творения, том 1)

Приведём некоторые примеры чудес, связанных с честными мощами. Несколько столетий назад к мощам святителя Тихона Задонского приехал болящий киевский чиновник П. Забугин. Не один десяток лет он страдал от головных болей, рвоты и болей в желудке. Из-за неизлечимого недуга чиновник был вынужден оставить работу. Затем он и вовсе оказался прикованным к постели. Страдальца привезли к мощам святителя Тихона, когда врачи сообщили, что ему осталось жить не более месяца. Стремительное выздоровление началось уже после первой службы у гроба святого. Забугин вернулся домой совершенно здоровым.

Массовые исцеления слепых, глухих, хромых и немых происходили при прославлении Серафима Саровского и открытии его мощей в начале 20 века. Сохранились свидетельства, что за один день у источника преподобного Серафима накопилась груда костылей, ставших невостребованными. Люди с радостью сжигали их, прославляя святого старца.

Приведём современное свидетельство рабы Божьей Антонины о чуде по молитвам перед мощами великомученика и целителя Пантелеимона:

«Сын мой неожиданно заболел, врачи определили у него довольно редкую и тяжелую болезнь. Его пытались лечить, но ничего не помогало. И вот, когда привозили в Москву мощи великомученика и целителя Пантелеимона, мы отправились вместе с сыном поклониться им и помолиться этому святому. И случилось настоящее чудо: вскоре после этого болезнь прошла».

Предыдущая запись Синод – это история и современность РПЦ
Следующая запись Сугубая молитва о здравии – что это такое