Что такое Причастие? Это Таинство (священнодействие, в котором участвует сам Бог) заключается в том, что хлеб и вино чудесным (непостижимым) образом становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. А также в последующем раздаянии (раздаче) Их христианам во время службы. Происходит это во время Литургии, Святые дары освящаются Святым Духом по молитвам священника и верующих.
Причастие также называют Евхаристией (с греческого «благодарение»). Это один из важных моментов Литургии и центральное Таинство в Православии, основа Церкви.
Участие в этом Таинстве заповедал нам Иисус Христос на Тайной Вечери – последнем ужине с учениками. На той пасхальной трапезе Иисус Христос, знавший, что скоро Его казнят, дал последние наставления апостолам. Он предсказал предательство одного из них, а также установил Таинство Евхаристии.
Спаситель дал ученикам в пищу своё Тело и Кровь под видом хлеба и вина, сказав:
“Приимите и ядите: сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф 26:26-28).
Причастие – это наша возможность принять участие в Тайнуй Вечери и лично принять сердцем Святые Дары, чтобы соединиться со Христом.
Хлеб и вино во времена Христа были самыми распространёнными продуктами. Господь выбрал их для Причастия как символ (связь) единения с Богом. Во время Таинства хлеб и вино сохраняют свой физический облик, свою сущность. Но духовно они становятся Телом и Кровью Христа.
Святитель Григорий Нисский в труде “Большое огласительное слово” пишет, что Бог
“посредством Плоти сообщает Себя всем уверовавшим… чтобы единением с Бессмертным и человек соделался причастником Нетления… Естество видимого хлеба и вина преобразуется в Тело и Кровь Христа”.
Евхаристия – это не символический обряд, а самое настоящее Чудо, Дар Божий. Нам сложно его осознать, но дано принять верой. Поэтому Тело и Кровь Христову ещё называют Святыми Тайнами.
Принимать Тело и Кровь Христа нужно с осознанием того, что мы не достойны этой величайшей Святыни. Господь даёт Её кающимся грешникам по своей безмерной Милости. Поэтому перед Причастием следует немного потрудиться и подготовить своё тело и ум и душу. В течение веков сложился определённый обычай подготовки к Причастию. Она заключается в молитве, посте и покаянии.
Желающему причаститься следует уделить время молитве и прочитать Последование ко Святому Причащению. Также читаются три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю. Молитва должна быть вдумчивой и искренней, а не формальной. Также накануне принятия Христовых Таин необходимо посетить вечернее богослужение.
Отказ от излишеств в еде и развлечений также необходимо для достижения правильного настроя перед Причастием. Раньше желающие причаститься постились неделю и даже больше. Сегодня наиболее распространённой церковной традицией является трёхдневный пост перед Евхаристией.
В 2015 году была принята новая Евхаристическая концепция (“Участие верных в Евхаристии”) Русской Православной Церкви. Согласное ей, для тех верующих, которые соблюдают все многодневные посты в течение года и еженедельно постятся в среду и пятницу, допускается однодневный пост перед Причастием или вообще отменяется.
Накануне Причастия должно воздержаться от супружеской близости. Приступать к Христовым Тайнам нужно строго натощак, то есть накануне с полуночи нельзя принимать пищу. Стоит отметить, что особо важные лекарства не считаются пищей, их можно принимать накануне Причастия.
В некоторых случаях пост перед Евхаристией по благословению священника может быть облегчён или отменён. Такие послабления позволительны тяжело больным людям, а также беременным и кормящим женщинам. Священником могут быть учтены и другие жизненные обстоятельства (тяжёлая физическая работа, несение военной службы и т. п.).
Таинство Причастия в Православной Церкви также предполагает предварительное очищение от грехов в Таинстве Покаяния. Исповедаться можно накануне в субботу или же на Литургии в день Причастия. После Исповеди нужно взять у священника благословение на Причастие. Желающему причаститься необходимо примириться с ближними, попросить у них прощения и оставить все ссоры и обиды.
Готовящийся к Причастию человек может сталкиваться с различными искушениями. Но ему нужно стойко продолжать подготовку и не поддаваться дьявольскому воздействию. В этом помогут уединение, молитва и чтение душеполезной литературы.
После Причастия принято благодарить Бога за проявленную Им Милость и читать благодарственные молитвы. Существует традиция читать благодарственные молитвы 3 дня после Причастия. Нужно пребывать в благоговении и стремлении сохранить в себе полученную от Бога благодать. То, как часто причащаться, каждый христианин решает сам или с помощью духовника. Церковь же рекомендует делать это минимум один раз в месяц.
Ни в коем случае нельзя приравнивать Святое Причастие к “волшебной таблетке” от болезней и скорбей. Таким отношением мы огорчаем Бога и не ценим Его Святые Дары, искажаем и уменьшаем великое значение Христовых Тайн.
В послании к Ефесянам священномученик Игнатий Богоносец говорит:
“Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе”.
Причастие – это Святыня, позволяющая нам соединиться с Богом и спасти свою душу, а не магический инструмент для обретения земного благополучия.
Что даёт Причастие в церкви человеку? Принимая Тело и Кровь Христовы, мы воссоединяемся с Богом, напитываемся Его Благодатью. Господь вселяется в наше тело и сердце, освящает и преображает нас. Однако не следует причащаться ради получения особых ощущений и наслаждений, забывая при этом суть Таинства. Причастие дано нам для помощи в борьбе с грехом. Для того, чтобы мы могли преодолеть нашу греховную человеческую природу, приблизиться к Господу и спасти свою душу.
Бог не оставит того, кто смиренно и с Верой приступает к Чаше со Святыми Дарами. Известно множество случаев, когда Господь через Причастие исцелял людей от болезней, избавлял от скорбей. Но не житейские блага, а духовная близость с Богом и своими ближними должна быть нашим главным мотивом для принятия Христовых Тайн.
Святитель Василий Великий в “Нравственных правилах” говорит, что
“приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого даётся Причащение Тела и Крови Христовых, не получает от этого пользы, а причащающийся недостойно — осуждается”.
В “Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении” можно найти слова преподобного Никодима Святогорца:
“Без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия”.
Именно в спасительном приобщении к Богу заключается величайшее значение Таинства Евхаристии.