Дата Пасхи — это вопрос, имеющий отношение не только к христианству. В ветхозаветные времена самым важным праздником еврейского народа считался праздник Пасха. Это название происходит от еврейского глагола «passah» (песах) — «переходить». Установлен он был Богом перед исходом евреев из Египта.
В то время пророк Моисей по повелению Божию пришел к фараону с просьбой отпустить израильский народ. Однако тот отказался это делать. Тогда на Египет Господь послал Десять казней (великих бедствий). Последняя казнь была самой тяжелой. Ангел Господень должен был поразить смертью всех первенцев, начиная с первенца фараона до всего первородного из скота. Накануне (в 14-й лунный день весеннего месяца колосьев, который приблизительно приходится на наш апрель), как повелел Господь, каждая еврейская семья должна была заколоть однолетнего ягненка, испечь его и скушать с горькими травами и пресным хлебом. Кровью же ягненка требовалось помазать косяки входных дверей. Ангел Божий проходил мимо таких домов. Где не было знака, в тех домах все первенцы умерли.
После этого фараон уже не мог сопротивляться Божьей воле. Он приказал всем израильтянам покинуть его страну. Этот памятный день освобождения из египетского рабства особо чтился у еврейского народа. С этого времени у израильтян первым месяцем года стал считаться месяц авив (по вавилонской терминологии — «нисан»).
«Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Книга Исход, 12:2).
В христианстве Пасхой называется Воскресение Христово на третий день после Его распятия.
По учению Церкви, Пасха Ветхого Завета была прообразом Новозаветной Пасхи. Кровь ягненка спасла израильтян от смерти. А Иисус Христос Спаситель, проливший Свою кровь на Кресте, преодолевший отчуждение Бога и человеков, спасает всех верующих от духовной смерти. В Египте смерть прошла мимо домов евреев. И они, получившие освобождение от египетского рабства, наследовали Обетованную (обещанную) Землю. А в христианскую Пасху верующие в Истинного Бога избавляются от вечной смерти, освободившись от рабства греха.
Вся Пасха Ветхого Завета была наполнена прообразами, которые относятся ко Спасителю.
Святитель Кирилл Александрийский (376-444):
«Агнец долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен ко страданию за род человеческий. В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с Великой Жертвой, а в кроплении кровью пасхального агнца — образ нашего искупления кровью Христа. Вкушение пресных хлебов — указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою незаквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни».
Протоиерей Олег Стеняев:
«Если ветхозаветный пророк (Моисей) вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории».
Трапеза ветхозаветной Пасхи была прообразом Литургии Нового Завета. Сам Христос установил ее и совершил в Сионской горнице (где проходила Тайная Вечеря) накануне Его ареста в Гефсиманском саду.
Об этом блаженный Иероним Стридонский (342-419) писал:
«После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».
Для христиан Пасха — истинно «перехождение от смерти к жизни, от земли к небу».
Для вычисления празднования ветхозаветной Пасхи за основу брался лунный календарь. Полнолуние выпадало всегда на 14-й день любого месяца, продолжительность которого могла быть 29 или 30 дней. При таком расчете «лунный» год был короче на 10 дней солнечного года. Если год состоял из 13 месяцев, то он получался на 20 дней длиннее солнечного.
Поэтому евреи периодически корректировали лунный и солнечный календари методом периодического добавления 13-го месяца. Решение об этом принималось первосвященником. Обязательное условие при этом: начало года должно совпадать с первым урожаем ячменя (весенний месяц нисан). В разных местах из-за климатических условий в начало месяца нисана могло запаздывать по отношению к весеннему дню равноденствия от 8 до 20 дней. Случалось, что дата Пасхи у еврейского народа выпадала раньше равноденствия, а иногда – значительно позже.
В раннехристианские времена празднование Воскресения Христова совершалось в первое воскресенье после еврейского праздника. Дата Пасхи исчислялась самими иудеями, то есть христиане в этом плане от них зависели. Поэтому в христианском мире назрела необходимость утвердить принцип самостоятельного исчисления этого Праздника. Вопрос был решен на Первом Вселенском Соборе в городе Никея (Малая Азия) в 325 году.
Дата Пасхи в христианстве учитывала соблюдение некоторых правил. Так, она должна была праздноваться после еврейской Пасхи, ведь Воскресение Христово произошло после этого праздника.
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина» (7-е Апостольское правило).
При этом оговаривался случай, если полнолуние (день, когда празднуется ветхозаветная Пасха) приходится на воскресенье. Тогда празднование христианской Пасхи переносится на следующее воскресенье.
Согласно правила Первого Вселенского Собора, празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Для избежания споров, какое полнолуние является первым весенним, была установлена граница, отделявшая зиму от весны. Это был день весеннего равноденствия, который по юлианскому календарю приходился на 21 марта.
Необходимо отметить, что дата Пасхи требует рассматривать дни полнолуний и равноденствия не как астрономические явления, а как определенные даты. То есть 14-й день лунной фазы считается «пасхальным» полнолунием. Для весеннего же равноденствия признана дата 21 марта. Эти правила лежат в основе Пасхалий (методики вычисления праздника Пасхи).
При земной жизни Спасителя на территории Римской империи для исчисления времени использовался юлианский календарь. Он был разработан александрийским астроном Созигеном по поручению Юлия Цезаря в 46 году до Рождества Христова и заменил собой лунный римский календарь. Однако он не совсем точный и длиннее астрономического года (времени вращения Земли вокруг Солнца). В нем каждые 128 лет накапливается один лишний день.
В 1583 году день весеннего равноденствия наступил 11 марта. Поэтому, чтобы «вернуть» его на 21 марта, папой Римским Григорием XIII была проведена календарная реформа. Был произведен пересчет всех дат за счёт перемещения их на 10 дней вперед. В результате, год реформы искусственно был уменьшен на 10 дней. Таким образом, появился новый календарный стиль (григорианский). Его и придерживается Католическая Церковь.
В основе григорианского стиля лежит периодичность движения Земли вокруг Солнца. Однако, если дату Пасхи исчислять по этому календарю, то она может выпадать раньше еврейской Пасхи. Поэтому Русская Православная Церковь придерживается Юлианского календаря, когда сохраняется историческая последовательность евангельских событий.
«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконивают Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету» (иеромонах Матфей Властарь, византийский канонист, 14 век).
Православную Пасхалию (специальные таблицы) можно найти в книгах «Богослужебный Устав» или «Типикон». Пасха Христова бывает в период с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю).
Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий Фигуровский (1863-1931) в защиту Православной Пасхалии писал:
«В течение 1600 лет, протекших после Первого Вселенского Собора, Православная Пасхалия никогда не отступала от установленного правила, тогда как Католическая Церковь, принявшая григорианский календарь, нередко праздновала свою пасху или ранее иудейской или вместе с иудеями, что запрещено 7-м Апостольским правилом под угрозой извержения из священного чина всякого нарушающего это правило епископа, пресвитера и диакона. Это уже одно достаточно говорит в пользу нашего православного календаря. Но имеются и другие основания считать православный календарь более правильным, чем католический».
Благодатный огонь, сходящий на гроб Господень в канун Воскресения Христова, когда празднуют Пасху православные, подтверждает правильность исчисления по юлианскому календарю.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.