Какой должна быть детская исповедь? Прежде всего следует разобраться в значении этого таинства. Церковными таинствами в Православии именуются 7 особенно важных священнодействий. В них невидимо участвует Сам Господь, напитывая верующих Своей благодатью. Она освящает и преображает христианина, помогает ему в борьбе со страстями и в спасении души. Помимо Исповеди (Покаяния) существуют такие церковные таинства как Крещение, Причастие (Евхаристия), Венчание и другие.
На исповеди верующий в присутствии священника раскаивается Богу в грехах с решимостью больше не совершать их. Если покаяние было искренним и честным, без утаивания грехов и самооправдания, то Господь прощает человека. Он посылает ему укрепляющую и спасительную благодать. Священником на исповеди читается специальная разрешительная молитва, которая является видимым свидетельством прощения грешника Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учил:
«Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости» (из книги «В помощь кающимся»)
Таинство Покаяния обычно совершается в церкви во время вечернего богослужения (или сразу после него), а также перед литургией (или одновременно с ней). В особых случаях исповедь возможна на дому или в больнице. В РПЦ таинством Покаяния предваряется таинство Причастия.
Исповедоваться следует всем крещёным православным христианам, в том числе и детям. Конечно, у ребёнка нет тяжких грехов. Но благодать таинства освящает его, приучает к христианской жизни и помогает в духовном возрастании в лоне Церкви.
Дети нуждаются в исповеди, поскольку склонность ко злу заложена в падшей человеческой природе. Все мы рождаемся с печатью первородного греха. В нем, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «заключается семя всех страстей». Греховные проявления мы можем наблюдать даже у младенцев, ещё не способных распознавать в себе зло. Поэтому ошибаются те, кто воспринимают детей как ангелов во плоти. Их природа изначально заражена грехом. Иерей Георгий Романенко отмечает:
«Дети не ангелы ещё и потому, что детская душа еще не имеет таких высоких чувств, как, например, глубокое покаяние, сострадание, а все, что у них есть – ласка, нежность, – все это может быть лишь чертой их характера или свойством, которое они переняли от вас или от бабушки».
Протоиерей Алексей Уминский напоминает о блаженном Августине. Тот видел проявление греховной природы младенца в том, что он кусает грудь кормящей его матери. Священник обращается к тем, кто интересуется, как подготовить ребёнка к первой исповеди:
«Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Ребенок не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями».
Традиционно детей начинают исповедовать с 7 лет, когда ребёнок перестаёт быть младенцем и вступает в отроческий период. Считается, что к этому возрасту дети уже достигают определённого уровня духовной зрелости. У них проявляется нравственная воля, совесть, способность к самоанализу и осознанному противлению соблазнам.
В зависимости от уровня развития ребёнка, первая исповедь дозволяется и в более раннем или позднем возрасте. Младенцев же перед Причастием не исповедуют, а лишь приводят ко священнику для благословения.
Протоиерей Максим Козлов предостерегает:
«Худшее, что можно сделать, — это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации».
Поэтому причащать малышей до 10 лет нужно еженедельно, но приводить их на исповедь лучше гораздо реже – несколько раз в год. В остальное же время детям перед Причастием следует, как и раньше, брать у священника благословение.
Прежде всего, родителям следует простым и понятным языком объяснить ребенку значение таинства и необходимость покаяния. Нужно ориентировать дитя не на внешние моральные запреты, а на внутреннее нравственное чувство и стремление к добродетелям. При этом важную роль играет личный пример взрослых.
Протоиерей Фёдор Бородин отмечает:
«Самим родителям надо жить покаянной жизнью. Например, им надо уметь просить прощения у ребенка, когда они неправы».
Протоиерей Игорь Фомин говорит, что ребёнок не будет бояться первой исповеди, если до этого он регулярно посещал храм с родителями, причащался, видел исповедь своих родных и других детей.
Категорически нельзя запугивать детей Божьими наказаниями за грехи. Наоборот, нужно как можно чаще говорить именно о любви и милосердии Всевышнего, приучать ребёнка к общению с Ним, то есть к молитве.
Тем родителям, которые ищут информацию по теме «детская исповедь: перечень грехов», протоиерей Игорь Фомин говорит:
«Вы можете аккуратно навести ребёнка на самокритику, но ни в коем случае не давите и не составляйте за него список грехов. Он должен сделать это сам, в своем сердце».
Протоиерей Артемий Владимиров советует детям начинать исповедь с того, за что им особенно стыдно.
Подготовить ребёнка к исповеди могут и крёстные родители, которые брали на себя ответственность за его духовное воспитание.
Первая исповедь ребёнка в 7 лет не должна стать страшным испытанием, из-за которого он будет бояться в дальнейшем участвовать в церковной жизни. Родителям следует объяснить своему чаду: это, хоть и ответственное, волнительное, но всё же радостное событие. Ведь оно позволяет приблизиться ко Господу и почувствовать Его любовь.
Исповедь не должна быть для родителей и детей лишь формальным придатком к Причастию. Создавать у ребёнка подобное легкомысленное отношение к покаянию – серьёзный грех. Малышу следует знать, что исповедь – самостоятельное Таинство, требующее участия сердца, а не лишь внешних действий. Протоиерей Максим Козлов предостерегает от формализации таинства:
«Дети очень быстро научаются говорить то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Но по прошествии нескольких лет такому чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние».
Нельзя допустить, чтобы исповедь превратилась для ребёнка в сухой отчёт перед священником в роли строгого судьи. Маленький христианин должен знать, что таинство – это встреча с милостивым Богом, в которой священник выступает добрым помощником.
Также исповедь ни в коем случае не должна быть навязанной взрослыми. Родителям следует помнить, что в таинстве принимают участие по своей воле, свободно и осознанно. Поэтому, если ребёнок наотрез отказывается исповедоваться, то не нужно его принуждать.
Наконец, ребёнок на исповеди не должен зачитывать священнику список грехов, написанный родителями (или под их диктовку). Иерей Георгий Романенко приводит случай из своей практики:
«Подходит отрок лет десяти, достает из кармана записочку и начинает читать: “Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу…”. Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Почерк детский, но написано всё со слов мамы».
Священник напоминает, что дети в силу возраста не понимают таких формулировок. Исповедь ребёнка должна литься из его сердца, то есть быть простой и искренней. Нужно позволить чаду самостоятельно вспомнить свои детские грехи и осознанно в них раскаяться. Помощь родителей при этом должна быть очень мягкой и деликатной.