В переводе с древнегреческого языка слово «догмат» («δόγμα», «δόγματος») — это «мнение, решение, постановление». Первоначально данное понятие не имело отношения к религии. Так, по словам римского политического деятеля Цицерона (106-43 года до Рождества Христова) слово «догмат» должно применяться для обозначения известных всем неоспоримых истин. Со временем это слово вошло в обиход и в религиозной античной среде. Стали появляться «христианские догматы».
В Толковом словаре профессора С.И. Ожегова (1900-1964) содержится следующее определение, что такое «догмат»:
«Это основное положение в религиозном учении, считающееся (церковью) непреложной истиной и не подлежащее критике».
В греческом переводе книг Ветхого Завета слово «догма» («δόγμα») употребляется несколько раз (например, Книга пророка Даниила, 2:13; 3:10; 6:8; Книга Есфирь, 3:9). Оно обозначало царские указы и постановления правящей власти. В Новом Завете слово «догмат» стало применяться не только в отношении гражданских законов, но и Божьих установлений. Так, апостол Лука сначала употребляет это понятие, когда сообщает о повелении кесаря Августа о необходимости провести перепись населения на территории Римской империи (Евангелие от Луки, 2:1). А после Вознесения Иисуса Христа догматами евангелист называет принятые на апостольском соборе постановления (Книга Деяний Апостолов, 15:20-28, 16:4).
Апостол Павел догматом называет постановления закона Моисея (Послания апостола Павла к Колоссянам, 2:14; к Ефесянам, 2:15).
В раннехристианский период Святые Отцы и Учителя Церкви догматами называли учение Иисуса Христа и святых апостолов. В главе 13 Послания к Магнезианам священномученика Игнатия Богоносца (1-2 век) догматами названо само христианское учение. Также философом и богословом Оригеном (185-254) вообще все христианское богословие определялось как Божьи догматы.
К 4-5 векам стало формироваться более узкое понимание слова «догмат». Оно уже применялось непосредственно к истинам христианского учения. Так, святитель Василий Великий (330-379) отделяет христианскую проповедь от догматов. А святитель Иоанн Златоуст (347-407) при изъяснении слов апостола Павла во Втором Послании к Солунянам (беседа 4), где выражается желание об утверждении верующих в Иисуса Христа в благом деле и слове, указывает, что сказанное «относится и к догматам веры и к правилам деятельности».
«Образ благочестия состоит из двух вещей: из благочестивых догматов (δογμάτων εΰσεβών) и добрых дел. И догматы без добрых дел не благоугодны Богу, и дела, совершаемые без благочестивых догматов (εδσεβών δογμάτων), не приемлются Богом (святитель Кирилл Иерусалимский, 315-386).
Однако только со второй половины 17 века понятие «догмат» стало широко применяться в христианском богословии. Сама наука о христианском вероучении получила называние догматическое богословие. Сейчас слово «догмат» означает признаваемое Церковью как истинное вероучительное утверждение о Божественном.
Доктор богословия Александр Дмитриевич Беляев (1849-1920) выделял следующие свойства христианских догматов.
Изходя из вышесказанного, догматическое богословие определяет для догмата четырех обязательных признаков.
Во-первых, догмат должен быть вероучительным или теологичным. То есть догмат всегда должен говорить о Боге.
Во-вторых, догмат является богооткровенным. Это значит, что это истина, открытая Самим Творцом в Божественном Откровении людям.
В-третьих, догмат является церковным. Соответственно, обладателем, хранителем и толкователем догмата является только Церковь Христова.
В-четвёртых, догмат законообязательный. То есть истинный, полноценный член Церкви это лишь тот человек, который признает все установленные догматы.
Если какое-либо утверждение лишено одного хотя бы этого признака, то она не признается догматом.
Искажение христианской веры, извращение ее смысла, ошибочное толкование того или иного церковного догмата называется ересью. Догматические определения в церковной истории появлялись как ответ на еретическое искажение смысла христианской веры. Появление новых догматов Церкви не означало введение новых истин о Боге. Они являлись отражением изначального, единого и целостного христианского учения, но применимого к новым обстоятельствам истории. Так на Вселенских Соборах была сформулирована основная часть догматов христианства.
«Христианин без догматов – это как внутренне потерявшийся воин, который не знает, за что воюет. Солдат, не могущий различить родное от неродного, легко перейдет к врагу. Без четких догматов христианин перестает быть православным. Святые отцы строго хранили догматы; напротив, ереси появлялись оттого, что кто-то считал догматы малозначимыми. И Арий, и Несторий, и родоначальник монофизитства Евтихий с точки зрения мирского общества были подвижниками, внешне образцовыми христианами, но извратили догматы и в итоге утратили Бога» (священник Валерий Духанин).
Догматы, сформулированные на 7-ми Вселенских Соборах, в Православии обозначены греческим словом «oros» — «предел», «граница». Церковью определены «границы» деятельности человеческого ума в Богопознании для ограждения от заблуждений.
Самые важные догматы Православной Церкви содержатся в молитве Символ веры, которая входит в утреннее молитвенное правило и которую православные поют на каждой Божественной Литургии. Неприятие догматов отделяет человека от Церкви и Православия, лишает его надежды на спасение.
«Через изучение догматического богословия достигаются две очень важные цели. Первая – человек получает подлинные и проверенные ориентиры на пути к Богу. Если угодно, можно это понимать и как обретение дорожной карты, где указан точный путь к истинному Богу – путь, по которому уже прошли многие христиане. Без этих ориентиров человек при всех своих благих намерениях может легко сбиться и, думая, что движется к Богу и ведет богоугодную жизнь, оказаться во тьме и обольщении диавола. А трагический смысл ошибок он обнаруживает только за порогом смерти, когда уже ничего своими усилиями изменить невозможно. Вторая цель догматического богословия – защита Богооткровенных истин от искажений» (священник Вадим Леонов).
В Православии основными догматами являются:
Догмат о троичности Лиц в Боге. По существу Бог един, но троичен в лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Три самостоятельных Лица обладают всеми совершенствами, но не три Бога, а один Бог.
Догмат о грехопадении человека. Грех праотцов (Адама и Евы) наследуют все их потомки, то есть все люди. Это всеобщий, первородный грех.
Догмат об Искуплении людей от греха. Иисус Христос своей Крестной Смертью искупил всех людей от греха.
Догмат о Воплощении Господа. Сын Божий, Иисус Христос как истинный, но безгрешный Человек, родился сверхъестественным образом от Пресвятой Девы Марии по действию Святого Духа.
Догмат о Воскресении Иисуса Христа. Господь Иисус Христос победил смерть Своим Воскрешением.
Догмат о Вознесении Спасителя. Иисус Христос вознесся на Небо и воссел одесную Бога Отца. Господь вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство Небесное.
Догмат о Втором Пришествии Сына Божия и Страшном Суде. Время Второго Пришествия знает только Бог. На Страшном Суде будет решена участь всех людей: праведники наследуют жизнь с Богом, а грешники — вечное мучение.
Догмат единства и соборности Церкви, о преемственности священства. Церковь является необходимой посредницей в деле спасения людей. Глава Церкви — Иисус Христом. Поэтому Церковь святая, единая, соборная. Церковная иерархия прямо и преемственно восходит через непрерывную череду рукоположений епископов к поставленным Иисусом Христом апостолам.
Догмат всеобщего воскресения людей и будущей жизни. Воскресение мертвых будет действительным, всеобщим и одновременным, в тождественных телах.
Догмат о 2-х естествах Иисуса Христа. Он Бог и Человек одновременно.
Догмат о наличии у Господа Иисуса Христа 2-х волей — Божественной и Человеческой.
Догмат о правильности иконопочитания. На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, ангелы и святые угодники Божии.
Знание и понимание этих догматов позволяет верующему человеку иметь верное представление о Творце.
В 19 века в Западной Европе широко распространилась так называемая теория «догматического развития», автором которой выступал католический богослов кардинал Джон Генри Ньюмен (1801-1890). Теория заключалась в том, что богооткровенная истина частично сокрыта от церковного сознания. Поэтому Откровение находится на этапе продолжающегося развития и, следовательно, в Церкви возможно выявление и формулирование новых догматов, совершенно нового знания о вероучительных истинах. Однако для православных неприемлемо признавать, что христиане первых веков, в том числе и сами апостолы Христовы, знали о Господе существенно меньше, чем любой современный христианин после курса догматики. В каком же смысле происходит развитие догматической науки?
С православной точки зрения под развитием догматической науки подразумевается более точное выражение в слове познанной Истины. Истина была раз и навсегда открыта самим Господом Иисусом Христом. Но более точное выражение этой истины в слове и есть творчество богослова. Следовательно, не церковное сознание имеет развитие, а только способы выражения этого сознания. По словам архиепископа Сильвестра Малеванского (1828-1908), Церковь только формулирует догматы, придает им словесную форму, но не расширяет их круга и не изменяет их внутренней сущности.
Систематическим изложением и истолкованием догматов занимается богословие. Эта наука способствует единению человека с Господом, отвечает на вопросы вероучения, явившиеся причиной недоумений и разногласий в Церкви. Для каждой эпохи характерны свои методы богословия. Святые Отцы, прославленные как великие богословы, не были кабинетным учёными, а богословствовали на актуальные, волнующие христиан темы. Поэтому догматическое наследие преимущественно заключено в различных проповедях и словах, обращенных к современникам. Православные богословы сегодня в основном доносят мысли и мнения обществу через средства массовой информации.