Чтобы правильно устроить домашний иконостас, необходимо понимать значение иконы в Православии. «Икона» переводится с греческого языка как «образ». Это священное изображение Господа, Божьей Матери, ангелов, святых или же значимых христианских событий.
Иконы пишутся по определённым иконописным правилам (канонам), а затем освящаются по особому церковному чину. Он включает в себя чтение молитв и окропление образа святой водой. Если икона освящена, значит, Церковь благословила её использование в богослужениях или домашней молитве.
Прототипами икон являются символические священные изображения, используемые на заре христианства. Первые же привычные нам святые образы появились, предположительно, в 4 веке в Египте. В 8 веке возникло ложное религиозное учение (ересь) против почитания икон. Причиной этому послужило неверное восприятие ветхозаветной заповеди, запрещающей создавать кумиров – материальных идолов для религиозного поклонения. Иконоборческая ересь была осуждена Церковью на Седьмом Вселенском соборе в 787 году. Иконопочитание стало одним из догматов христианства и окончательно утвердилось в 9 веке.
Православные христиане молятся и поклоняются не самой иконе, а той личности, которая на ней запечатлена. Священный образ служит лишь проводником к Первообразу, с которым верующий духовно соединяется в молитве. Поэтому изображениям на православных иконах свойственна простота и условность. Они не стремятся к высокой детализации и натурализму. Святой преподобный Паисий Святогорец учил:
«Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма» («Слова», том 2).
Благодать изображённой личности распространяется и на саму икону. Святой преподобный Иоанн Дамаскин в «Словах против порицающих святые иконы» отмечал, что после смерти праведников
«благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, и в их чертах, и в святых их изображениях».
Поэтому православные христиане благоговейно воспринимают икону как святыню.
Икона также имеет богословское значение и является одним из проявлений церковного предания. В почитании святых образов нашли отражение основные христианские догматы. Например, догмат о Боговоплощении. Ведь до рождения Христа любое изображение невидимого и неописуемого Бога было под запретом. Написание Его образа было бы кощунственным плодом человеческой фантазии. Однако два тысячелетия назад Господь воплотился, то есть принял человеческий облик. Сын Божий стал одним из нас, и с помощью икон мы можем об этом свидетельствовать. Именно поэтому иконопочитание стало отдельным догматом Православия. Приведём слова святого преподобного Феодора Студита:
«Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу» («Добротолюбие»).
Слово «иконостас» в переводе с греческого означает «место для образа». Так называют перегородку с иконами в православной церкви, которая отделяет алтарь (главную часть храма) от остального помещения. Алтарь – это символ места Божественного бытия и благодати, которое противопоставляется нашему миру. Поэтому самая святая область храма находится на возвышенности и отделена иконостасом.
Прототипом иконостаса является темплон – византийская каменная алтарная преграда, на которую ставили иконы. С веками на преграде увеличивалось количество ярусов. Главный ряд икон с центральным изображением Господа именовался «деисус», что переводится как «моление». Деисусом начали называть и весь иконостас, а в 17 веке появился близкий к современному термин «иконостав». Алтарную преграду всё чаще стали изготавливать из дерева. Она превратилась в огромную иконную раму с многочисленными декоративными элементами: колоннами, карнизами, розетками, орнаментом-меандром.
Святые образы на иконостасе размещаются в строгом порядке. Например, в центре нижнего яруса на Царских Вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение Девы Марии. Справа от Царских Врат помещается икона Господа, слева – Богородицы. По бокам могут быть изображения местных святых. Выше располагается ряд с иконами главных христианских праздников. Третьим является ряд деисус со Спасителем, Божьей Матерью, пророком Иоанном Предтечей апостолами и ангелами. Ветхозаветные пророки и праотцы изображаются на четвёртом и пятом рядах соответственно.
Таким образом, иконостас являет нам богатую совокупность священных образов. В нём представлена вся полнота христианской святости и ключевые священные события. Иконостас можно назвать соборной и многогранной иконой всей Святой Церкви.
Иконостас дома – это красный угол, то есть особое место для икон у восточной стены в жилищах православных христиан. Традиция устройства и почитания святого угла имеет многовековую историю. В старославянском языке слово «красный» означало высокую степень красоты, самый красивый. Данным эпитетом в отношении угла с иконами подчёркивалась его священность и значимость. Это было наиболее почётное место в доме. Сегодня в православных славянских странах возрождаются благочестивые традиции святого угла и семейной молитвы у домашнего иконостаса.
Жилище православного христианина можно сравнить с малой, домашней Церковью, где красный угол представляет собой подобие алтаря. Нередко на этом месте находится стол со священными книгами – символ церковного престола. Богослужебное соборное моление в храме должно продолжаться личной молитвой в малой Церкви. Перед домашним иконостасом верующие возносят Богу ежедневные молитвы, читают каноны, акафисты, Псалтирь, последование ко Причащению.
Каждому православному верующему следует иметь домашний иконостас для келейной молитвы. Можно обустроить иконостас своими руками на простой полочке или же приобрести для него многоярусный киот. Однако важно помнить, что количество и размеры икон не определяют уровень духовной жизни христианина. Протоиерей Андрей Ефанов отмечает:
«Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву».
Священник предостерегает от магического отношения к иконе:
«Икона — не оберег. Христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми».
Священные образы не должны превращаться в предметы пустого собирательства и обыденные элементы интерьера. Это святыни, предназначенные для нашей связи с духовным миром. Поэтому и располагать их нужно ответственно и благоговейно.
Домашний иконостас не должен соседствовать с телевизором и картинами. Среди икон не следует размещать предметы мирского характера: статуэтки, светскую литературу, сувениры. В красном углу можно хранить лишь освящённые предметы, например, Крещенскую воду или церковные свечи. Также в домашнем иконостасе принято размещать лампадку – символ огня нашей веры. Святой угол позволяется украшать живыми цветами.
Иконы в домашнем иконостасе должны размещаться в соответствии с духовной иерархией. В центре располагают образы Господа и Богоматери, над ними – образ Святой Троицы, а по бокам и внизу – иконы ангела-хранителя и праведников. Среди них должны быть изображения небесных покровителей членов семьи. Наиболее часто иконостас для дома содержит иконы святителя Николая Угодника, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, мучеников целителя Пантелеимона и Георгия Победоносца. Желательно, чтобы образы святых не превосходили по размерам иконы Христа и Девы Марии. На вершине же домашнего иконостаса устанавливают православный крест.