В ряде религиозных и философских учений душой именуется бессмертная нематериальная сущность человека, его жизненное и личностное начало. Её зачастую противопоставляют физической материальной составляющей человеческой природы. Под душой также может подразумеваться внутренний мир личности. То есть всё то, из чего состоит психическая жизнь: мысли, чувства, мечты, фантазии. Но что такое душа человека в православном вероучении? Каково её происхождение и место в иерархии нашей природы?
С точки зрения Православия душа – один из элементов человеческого естества. Это бессмертная духовная сущность, сообщающая жизнь физической материи. Душа является носителем чувств, воли и разума:
«В душе встречаем три силы: ум, чувство, волю, или, как у Святых Отцов, силу рассудительную, раздражительную и пожелательную» (Святитель Феофан Затворник, «Путь ко спасению»).
Раздражительная сила заключается в способности испытывать эмоции и в стремлении к наслаждению и счастью. Желательная – в способности действовать или, напротив, воздерживаться от чего-либо. Это проявление дарованной Творцом свободы выбора. Наконец, мыслительная сила состоит в умении размышлять и познавать. Святой Иоанн Дамаскин объясняет, что такое душа человека:
«Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом».
После смерти тела душа продолжает самостоятельно существовать в духовном мире. Это высшая реальность, Вечность, в которой нет материи, пространства и времени. Здесь душа уже не способна измениться – там она пожинает плоды своей земной жизни. Протоиерей Олег Стеняев отмечает:
«Покаяние возможно только в земной жизни… Это самый ответственный период в деле нашего спасения. Земная жизнь даётся для того, чтобы мы определились, где будем находиться в вечности».
Чистые, раскаявшиеся души пребывают с Тем, к Кому стремились – с Богом в раю. Если же человек не трудился над своим спасением и жил во грехах, его душа становится неспособной находиться рядом с Господом. Поэтому она пребывает там, где Его нет – в аду с тёмными духами.
Царствие Небесное или преисподняя – не столько награда или наказание от Господа, сколько естественная духовная среда для души, однородная её состоянию. И «формирование» её облика происходит именно в земной жизни. Покаявшаяся душа попросту не может не быть с Богом. Грешная нераскаявшаяся – сама не в состоянии пребывать рядом с Ним. Святой Исидор Пелусилот наставляет:
«Могущественна и непобедима лепота души, когда осиявает она соразмерностью добродетелей, напротив того, несносным и зверообразным делается вид души, когда приемлет она на себя срамоту порока».
Существует ли душа человека до его зарождения? Бытуют различные религиозные и философские мнения по данному вопросу. Например, согласно Платону, души создаются Творцом заранее и до воплощения на Земле пребывают в райском мире идей. Именно там душа получает все знания, а в земной жизни происходит процесс их «припоминания» человеком.
Согласно же восточным религиям (различные направления индуизма, буддизма и др.), до воплощения в каком-либо живом существе душа пребывает во многих других телах. Таким образом, она проходит через целую цепочку перерождений – реинкарнаций.
Православие отвергает учения о предсуществовании и реинкарнации душ. Святые Отцы наставляли, что душа человека появляется в начале его зарождения и проживает одну жизнь. Вместе с тем, в Церкви нет единой строгой доктрины о том, когда именно и каким образом происходит появление души. Протопресвитер Михаил Помазанский отмечает:
«Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете».
Например, одни богословы учили, что зарождение души происходит в момент зачатия, а другие – что на 40-й день после него. Святые Ефрем Сирин и Иоанн Златоуст считали, что Бог творит каждую душу из ничего. А святые Григорий Богослов и Макарий Великий были убеждены, что она рождается от душ родителей.
Как уже было сказано, душа является лишь одной из составляющих человеческой природы. Мы выяснили, что другой её элемент – физическое тело – выступает сосудом и орудием души. Но есть и третья составляющая, которая именуется духом. Церковь учит, что это высшая, главная сила души, отвечающая за связь человека с Творцом.
Дух возносит человека над областью душевного и делает его существом духовным, способным к Богопознанию. Согласно протоиерею Серафиму Слободскому, дух обнаруживается в нас в виде совести и жажды Бога. Святой Феофан Затворник отмечает:
«Дух, как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой, Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».
Иерархия составляющих человеческой природы такова: тело должно питаться душой, а душа – духом. Дух же насыщается Господом. Иеромонах Серафим (Калугин) объясняет:
«Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, – оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу».
Трёхсоставность человеческого естества в богословии обозначается термином «трихотомия». Впрочем некоторые Святые Отцы признавали в человеке лишь две природы: душу и тело («дихотомия»). Дихотомисты противопоставляли телесный, материальный уровень нашего бытия духовному, нематериальному, подразумевая, что последний включает в себя и связь с Богом. Учение о составе нашего естества не догматизировано Православной Церковью.
Тем, кого интересует душа с научной точки зрения, следует помнить, что она является непространственной нематериальной духовной сущностью. Наука же занимается изучением сугубо материальных предметов и явлений. Поэтому невозможно доказать или опровергнуть наличие у человека души научными методами. Тем не менее, подобные попытки известны.
Так, в начале 20 века американский медик Дункан Макдугал провёл ряд экспериментов, которые заключались в точном взвешивании умирающих людей (с их согласия). В нескольких случаях учёный выявил посмертную потерю веса, которая составляла около 20 грамм. Макдугал предположил, что эта разница объясняется исходом души из умирающего тела. Но подчеркнул, что необходимо провести намного больше подобных экспериментов, чтобы однозначно выяснить таким способом, есть ли душа у человека.
Рассуждения медика были опубликованы во многих авторитетных периодических изданиях, но подверглись критике в научной среде. Посмертную потерю веса другие учёные объясняли повышенным потоотделением в момент смерти. Макдугала также обвиняли в избирательной отчётности, то есть игнорировании тех результатов эксперимента, которые не подтверждали заявленную теорию. Скептики также указывали на небольшой размер выборки исследования и на невозможность (на тот момент) определения точного времени смерти подопытных людей. В наше время данный эксперимент не рассматривается как представляющий научную ценность.
В качестве доказательств существования души нередко приводятся примеры многочисленных феноменов околосмертных переживаний. Так, некоторые люди, перенесшие клиническую смерть, рассказывают, что словно наблюдали свои тела со стороны, оказывались в тёмном тоннеле с источником света в его конце, видели своих умерших родственников и т.д.
Одним из наиболее известных исследователей данных феноменов является американский врач и философ Рэймонд Моуди. Многочисленные примеры околосмертных переживаний описаны им в ставшей бестселлером книге «Жизнь после жизни». Впрочем, немало современных учёных объясняют подобные видения специфической работой мозга и сознания во время клинической смерти.