По мнению большинства православных богословов, человеческое естество имеет три составляющих. Это дух, душа и тело. Они являются не разрозненными автономными сущностями, а гармонично взаимодополняющими друг друга элементами личности. Однако прежде чем разобраться в каждом из них, следует вспомнить о православном понимании природы человека.
Согласно Священному Писанию, человек задуман Творцом как Его образ и подобие (Быт. 1:26). Святые Отцы учили, что образ Божий изначально заложен в нашей природе. Разум, чувства, свобода воли, способность к созиданию и творчеству – всё это унаследованные нами Божественные свойства. Наконец, каждый из нас сообразен вечному Богу тем, что обладает бессмертной душой, призванной к Вечной Жизни. Приведём слова святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностью и славой. Так изображается солнце в смиренной капле воды» («Аскетические опыты», том 1).
Божественное подобие, в отличие от образа, не дано нам изначально. Но Творец даровал каждому из нас возможность богоподобия, то есть обожения, достижения святости. Это призвание человека, цель, достигаемая усердным нравственным совершенствованием при помощи благодати Святого Духа. Впрочем, трудиться над собой или нет – личный выбор каждого. Протоиерей Серафим Слободской отмечает:
«Если человек стремится к истине, к добру, к правде Божией, то он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя… и не заботится о душе своей, то делается похожим на животных и может окончательно уподобиться злому духу – диаволу».
Душа нематериальна и бессмертна. Она сообщает физическому телу жизнь, является носителем наших воли, разума и чувств.
Судьба души в загробном мире зависит от духовного состояния, которого она достигла при жизни с телом (то есть когда человек был одним целым). Праведники обретают окончательное единение с Богом в раю. Нераскаявшиеся души, ставшие рабами греховных страстей, ещё при жизни разорвали связь с Господом. Поэтому в загробном мире они продолжают находиться во власти злых духов – в аду. Преподобный Исидор Пелусиот учит:
«Душа не ощутима взору (потому что невидима), но телу сообщает крепость и силу; по отшествии ее тело не только остается мертвым, но и разрушается. Поелику могущественна и непобедима лепота души, когда осиявает она соразмерностью добродетелей, напротив того, несносным и зверообразным делается вид души, когда приемлет она на себя срамоту порока».
Тело материально и с момента грехопадения человека является тленным. Это не только сосуд, но и орудие души в физическом мире, исполнитель наших разума и воли.
Существует ошибочное мнение, что дух и душа Православием превозносятся, а плоть унижается и даже рассматривается как источник греха. Однако само по себе тело не греховно. Пороки гнездятся в душе, позволяя ей быть в подчинении у плоти. Грешник разрывает связь с Богом и заменяет духовную пищу её суррогатом из материального мира. Так человек становится подверженным телесным искушениям: чревоугодию, блуду, праздности и т.п.
Плоть необходимо обуздывать, но она тоже призвана к обожению и спасению. Христианство не унижает тело, поскольку Сам Господь через Боговоплощение облёкся в человеческую плоть. Произошло освящение всей нашей природы – не только на духовном, но и на телесном уровне. Апостол Павел говорит:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).
Во время Второго Пришествия Спасителя тела всех людей воскреснут в обновлённом виде для жизни в Вечности.
Это не самостоятельный «компонент» человека, а часть его души. Дух и душа – в чем разница? Православие рассматривает дух как высшую силу души, обеспечивающую общение человека с Богом. Душа отвечает за «горизонтальные» связи человека с миром (область душевного), а дух – за «вертикальную» связь со Всевышним (область духовного). Святитель Феофан Затворник учит:
«Дух, как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой, Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».
Протоиерей Серафим Слободской, рассказывая о том, что такое душа и дух человека, отмечает, что последний проявляется в нас в виде страха Божьего, совести и жажды Бога. Человек призван к тому, чтобы его дух насыщался Господом и питал душу. Она, в свою очередь, должна питать тело.
Если человек не стремится к Богу и спасению, то иерархия его составляющих нарушается. Дух начинает жить душой (не духовными, а душевными ценностями), а она – телом. В таком неестественном состоянии плоть принимается искать пищу в бездушной материи и в итоге находит страдания и смерть. Происходит духовная гибель личности – подобно тому, как любая система (организм, механизм) даёт сбой вследствие нарушения порядка её связей. Иеромонах Серафим (Калугин) говорит про дух человека:
«Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, – оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обеспечивает правильное развитие души».