Экуменизм в переводе с греческого языка означает “населять”, “обитать”. Изначально “ойкуменой” именовалась освоенная людьми территория. Следовательно, “экуменистический” – это “вселенский”, относящийся ко всему человечеству.
Современное понятие “экуменизм” вошло в употребление на съезде “Международного миссионерского совета” в начале ХХ века. Автором идеи является известный протестантский проповедник Джон Моттом (1865 – 1955). Его экуменистические взгляды получили широкое распространение среди протестантов. Впоследствии они стали популярны среди разнообразных религиозных течений Европы и Америки.
Экуменизм – это идея сближения различных религиозных течений в одну общность (общину). Идея экуменизма также претендует на “вселенский” масштаб. Однако истинная вера при этом заменяется исключительно механическим объединением различных религиозных течений, отпавших от Православия. Она имеет три основных направления.
Конструктивный диалог между христианскими общинами, направленный на совместную проповедь Евангелия в нехристианском мире. Также важной задачей является противодействие негативным сторонам современного язычества. Примером такого сотрудничества может служить проведенный в 1994 году христианский семинар “Тоталитарные секты в России”. На ней христиане различных конфессий обозначили как антихристианскую инициативу объединения христианства с “оккультными” и восточными верованиями.
«Если какая-то религиозная или “культурологическая” группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий – это явный признак того, что перед нами отнюдь не “всепримиряющее учение”. Это секта, которая пытается насадить псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству” (итоговый доклад семинара).
Либеральное течение, в основе которого лежит стремление к объединению различных христианских конфессий в общую Церковь. Свое начало экуменизм в таком понимании берет среди протестантов. Суть так называемой “теории ветвей” заключается в том, что христиане, к какой бы Церкви себя не относили, имеют общую веру в Христа распятого и воскресшего. Следовательно, несмотря на существенные различия в догматах, все христиане являются членами одной Церкви.
Такое объединение, по мнению сторонников данной идеи, принесло бы только пользу в распространении христианства. Более того, оно могло бы обогатить и разнообразить культуру друг друга. Сближение предполагало общую молитву и совместное Причастие.
Учение об объединении всех мировых религий в единую религиозную систему, в котором Бог представляется как “высший разум” и “абсолют”. Таким образом предлагается не только снять все противоречия, но и ликвидировать все особенности разных религий.
Поговорим об экуменизме как о стремлении к объединению христианских конфессий в одну Церковь.
Преподобный Паисий Святогорец (1924 – 1994) на вопрос “что такое экуменизм?” отвечал:
“Дьявол закинул сети, чтобы поймать в них все человечество. Богатых от хочет уловить масонством, бедных – коммунизмом, а верующих – экуменизмом”.
Впервые идеи экуменизма были осуждены Русской Православной Церковью в 1621 году патриархом Филаретом (Соборное изложение 1621 года о крещении Латынь). При этом идея сближения православных и католиков была широко распространена среди греческого священноначалия и духовенства. Позднее, в период Европейской Реформации, идею о духовном единстве всех христиан разделили многие протестантские общины.
В наши дни “христианский” экуменизм набирает все большие обороты среди людей, считающих себя последователями Христа. Чаще всего приверженцы этой идеи не углубляются в изучение Священного Писания и вероучения Православной Церкви.
““Христианский” экуменизм опирается на неопределенное, но тем не менее вполне реальное ощущение «общего христианства», разделяемого многими, кто не особенно глубоко размышляет о Церкви и не особенно горячо к ней относится, и целью его является “создание” церкви, объединяющей всех таких равнодушных христиан… “Христианский” экуменизм в своем наилучшем варианте представляет собой искреннее и понятное заблуждение протестантов и католиков, – заблуждение, которое заключается в том, что они не умеют понять, что видимая Церковь Христова уже существует и что они находятся вне ее” (иеромонах Серафим (Роуз)).
Экуменистические инициативы и в наши дни серьезно рассматриваются во многих христианских Церквях. Так, Папа Римский Франциск I предложил определить общую дату Пасхи для всех христиан. И это невзирая на то, что в правиле I Вселенского Собора (325 года) четко обозначены критерии определения даты Воскресения Христова и никаких изменений в нем не предусматривается.
На это патриарх Константинопольский Варфоломей ответил, что в такой реформе он видит пользу
“для христиан, живущих в Америке, Западной Европе и Океании” и “в последние годы, а особенно после падения «железного занавеса», некоторые силы в каких-то национальных Церквях, к сожалению, выступают против этой идеи реформы” (из интервью итальянской газете La Stampa).
В Русской Православной Церкви большинство священнослужителей не видят реальной возможности объединения христианских конфессий для общей молитвы и участия в Евхаристии. Ведь апостольское правило гласит:“Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен” (10-е правило святых Апостолов).
“Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т. е. она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15)” (преподобный Иустин (Попович) “Доклад Священному Синоду Сербской Церкви”).
Нужно признать, что некоторые священники Русской Православной Церкви лояльно относятся к тенденции сближения с католиками. Самый известный пример — протоиерей Александр Мень.
В Символе Веры четко сформулирован вероучение об истинной Церкви Христовой:
“Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь”.
Здесь говорится не о новой объединенной структуре, а многие века существующей и неизменной Православной Церкви. Эта Церковь создана на камне Христовой Истины, а не на песке всевозможных ересей и заблуждений. Церковь не была бы единой, если бы допускались своевольные подходы к догматам. Собственно, результат подобных толкований имеет исторический пример — наличие огромного числа протестантских течений.
Экуменисты отвергают незыблемые апостольские правила (10-е и 45-е). Они говорят о невозможности молитвенного общения с еретиками. А любой православный христианин, отступающий от этого запрета, должен быть отлучен от Церкви.
Также экуменизму свойственно умалять значение святоотеческих трудов. Оно подается как человеческое творчество, а не божественное откровение. Священное Предание перестает быть Священным, оно больше не рассматривается как авторитет. На первое место ставится трактовка Библии по своему усмотрению, что приводит к существенным заблуждениям.
Такой взгляд чужд православному вероучению, так как божественная истина остается неизменной более 2000 лет. В экуменизме истинная нелицеприятная вера заменяется на “удобный” суррогат. Появляется возможность отменять «слишком строгие» и «несовременные» догматы и устанавливать свои правила.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
““Еретики те же христиане”. Откуда вы это взяли?.. Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию…
Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе Божескую честь от ослепленных человеков; ересью он делает слепотствующих человеков участниками главного греха – богохульства”.
Диакон Андрей Кураев:
“Между религиями есть содержательные противоречия. Православные не согласны на унию не в силу своего дурного характера (“нетерпимы”, “фанатичны”, “невежественны…”). Как раз наоборот – православные богословы защищают своеобразие православия именно потому, что они более образованны и сведущи в вопросах религиозной жизни, чем обыватели, не знающие всерьез ни религиозной традиции своей нации, ни тем более других.
Речь идет не об историческом, национальном или корпоративном рефлексе, а о мысли и о сердце. Православный опыт обращения сердца ко Христу отличен от других религиозных путей. А православная богословская мысль, находясь в послушании у этого опыта, дает ему объяснение. Поэтому призыв к широте не ограничивается повышением образованности и включением в свой кругозор книг других традиций.
Книжки почитать – дело нехитрое. Экуменический проект предполагает перемену того опыта, который для православной мысли является экзистенциально-достоверным. Ведь “примирение религий” означает необходимость признать, что помимо православно-святоотеческого опыта жизни во Христе вполне достоверным источником познания оказывается опыт других религий”.
Архимандрит Серафим (Алексиев):
“Экуменизм гибелен и для инославных и для православных. Путем экуменизма инославные не обретают истину, а ею обладающие православные удаляются от нее”.