«Ересь» переводится с греческого языка как «направление», “школа” или «выбор». Так называется утверждение или учение, противоречащее христианским догматам (богооткровенным истинам). Это намеренное искажение подлинного вероучения и отклонение от Истины. Еретик – это сознательный сторонник еретической идеологии.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, когда люди начали массово принимать христианство, дьявол понял, что тщетны попытки вернуть их в идолопоклонство. Поэтому он способствовал возникновению ложных христианских учений:
«Посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, дьявол не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством» («О ереси и расколе»).
Ересь нельзя путать с отступничеством от веры, то есть полным отказом от неё. Ересь – это не отречение от христианства, а его искажение. Также нужно отличать ересь от раскола. Будучи нарушением церковного единства, раскол, как правило, не затрагивает вопросы догматики. Он является следствием обрядовых, канонических и дисциплинарных противоречий внутри Церкви.
Ересь – что это изначально? В иудео-греческой культуре понятие «ересь» использовалось для нейтрального обозначения различных религиозных и философских направлений. Однако в посланиях святых апостолов термин обретает иной смысл. Для них ересь – это не просто какое-либо учение, а именно отрицающее Божественное Откровение. Это идеология, противоположная Истине и лишающая человека спасения.
Апостол Пётр предостерегал:
«Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1).
Апостол Павел по степени духовной пагубности уподобляет ересь колдовству и идолослужению (Гал.5:20).
Первые ереси возникли на заре христианства. Эти течения можно разделить на иудействующие (назареи, евионитство) и язычествующие (гностицизм, манихейство). Первые стремились соединить христианство с иудейской верой, максимально вернуть верующих в рамки ветхозаветной религии. Вторые пытались смешать учение Спасителя с языческим мировоззрением и различными философскими размышлениями.
Последующие ереси образовались непосредственно на почве христианства. Например, антитринитаризм (монархианство), отвергавший учение о Троичности Единого Бога. Или возникшее в 4 веке арианство, отрицавшее Божественность Иисуса Христа. Тогда же появилась ересь духоборчества (македонианство), которая отрицала личность и Божество Святого Духа, считая Его лишь освящающей силой. Несторианство, монофизитство и монофелитство образовались уже на основе более древних ересей. Все они заблуждались в вопросах человеческой и Божественной природ Христа.
В Византии 8 века возникла ересь иконоборчества. Кто такие еретики-иконоборцы? Они, опираясь на заповедь о запрете создания кумиров, приравняли почитание икон к идолопоклонству. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что эта ересь косвенно отвергает воплощение Сына Божьего:
«Если Сын Божий был облечен плотью, то имеется полная возможность Его, неизобразимого по Божественному естеству, изображать как человека. Если можно изображать Его, то изображения Его должны быть особенно почитаемы» («Агиографические и апологетические сочинения»).
К наиболее известным ересям, возникшим на Руси, относятся: жидовствующие (15 век, отрицание Троичности Бога и Христа как Спасителя), беспоповство (17 век, учение о воцарившемся антихристе и прекращении церковной иерархии), молоканство (18 век, отрицание почитания икон, креста, святых, крестного знамения и церковной иерархии).
Святая Церковь сохраняла чистоту учения и боролась с ересями на протяжении всей своей истории. Она решительно обличала лжеучения и противопоставляла себя любым искажениям христианства. В связи с этим уже во 2 веке возник термин «Православие», то есть «правильная, истинная вера». Среди наиболее известных обличителей ересей были св. Ириней Лионский, Ориген, святитель Епифаний Кипрский, блаженный Аврелий Августин и другие. С 3 века Церковь начала осуждать ереси на поместных и вселенских соборах (собраниях христианских иерархов). Также на соборах постепенно утверждались догматы христианства.
В первые века христианства еретиков карали отлучением от Церкви. Наказания (от ссылок до смертной казни) начали применяться в христианском Риме и Византии с 4 века. Как правило, этим занималась не Церковь, а светские власти. Законы также ограничивали возможности еретиков проповедовать своё учение, проводить собрания и владеть церквями.
Физическое уничтожение еретиков достигло своего пика в Западном христианстве, в период инквизиции. Наиболее активно этот карательный орган католической Церкви действовал с 13 по 16 век. Казни еретиков практиковались и на Руси, но по инициативе государства и в значительно меньших масштабах. Для защиты и популяризации подлинной веры организовывались православные братства с больницами, школами, типографиями.
Еретики – кто это для христиан? Следует помнить, что еретики не являются врагами верующих. Врагом Церкви является только дьявол. Именно он ведёт войну против Православия, используя духовно неокрепших людей. Поэтому осуждать следует только лжеучение, но не заблуждающегося человека. Ещё в первые века христианства святитель Иоанн Златоуст учил:
«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» («Творения»).
Святитель Иоанн увещевает единоверцев обличать еретика «без ненависти, но оказывая искреннюю любовь к нему». Протоиерей Олег Стеняев отмечает:
«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».
В Западном и Восточном христианстве сложились различные подходы к миссионерству и противодействию еретикам. В католицизме считались допустимыми и даже обязательными принуждение к вере и суровые наказания еретиков (Крестовые походы, инквизиция и т.д.). Благой целью католики оправдывали любые жестокие средства.
Но отстаивая внешнее благочестие, они забыли о подлинных христианских идеалах. По словам апостола Павла, христианство не стремится к «власти над чужой волей» (2Кор.1:24), то есть не принуждает к вере. Поэтому метод меча и огня в Православии был не правилом, а исключением. Церковь всегда стремилась орудовать именно наставлениями, обличениями и отлучениями. Практика западной инквизиции так и не прижилась на Руси.
В наше время Русская Православная Церковь отделена от государства и она самостоятельно решает свои внутренние проблемы. К еретикам применяются лишь меры воспитательного характера. Еретик это заблуждающийся человек. Например, заблуждающегося стараются переубедить беседой с архиереем. Если еретик упорствует, его на некоторое время отлучают от Причастия. Священнослужителям временно запрещают служить или извергают из сана.
Наконец, в крайнем случае еретика могут предать полному отлучению от Церкви – анафеме. Таким образом констатируется тот факт, что человек сам отделил себя от Истинной Церкви. Но даже анафема является воспитательной мерой. Вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не проклятие, навсегда лишающее возможности вернуться в лоно Церкви. Анафема может быть отменена, если еретик принёс искреннее покаяние.
Итак, подлинное христианство борется не с личностями-еретиками, а с самими ересями – опасными духовными болезнями. Особенно актуальное в наше время сравнение ереси с вирусом привёл святитель Василий Великий, живший в 4 веке:
«Как во время моровых поветрий и те, которые со всею тщательностью берегут свое здоровье, занемогают наравне с прочими, заражаясь от одного обращения с больными, так и ныне все мы стали подобны друг другу; овладевшая нашими душами страсть к спорам всех увлекает в соревнование худому» («Творения»).