Евангелие от Иоанна глава 15 — что означает

Евангелие от Иоанна — что о нем известно

Чтобы больше знать о Спасителе, Святые Отцы советуют христианам читать книги Нового Завета. В особенности — Евангелие от Иоанна. Именно Четвертая Книга Нового Завета изобилует прямой речью Христа. К примеру, Евангелие от Иоанна глава 15 состоит только из слов самого Господа к 12-ти апостолам, а в их лице ко всем верующим.

Евангелие от Иоанна глава 15
Апостол Иоанн Богослов, автор Евангелия от Иоанна

По содержанию четвертая книга Нового Завета значительно отличается от остальных Евангелий (от Матфея, Марка, Луки). Повествовательная особенность четвертого Евангелия — наличие рассказов о первых деяниях Спасителя, совершенных в начале Его проповеди. Именно эта Книга Священного Писания сообщает нам о переживаниях Иисуса Христа в драматических ситуациях. Например, в истории об умершем Лазаре (Евангелие от Иоанна, 11:33-38). Таким образом, повествование Иоанна позволяет нам увидеть Спасителя как Личность. Это связано с тем, что евангелист Иоанн Богослов был очевидцем и участником описанных им событий.

Евангелие от Иоанна состоит из 21 главы и начинается с «гимна» о воплотившемся Боге-Слове — Иисусе Христе. Затем идёт повествование о проповедях и чудесах Господа, Его Крестных страданиях, явлении после Воскресения апостолам.

Евангелие от Иоанна, глава 15

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 15 Евангелия от Иоанна как молитва от пьянства

Среди невоцерковленных людей существует поверье, что глава 15 Евангелия от Иоанна — это молитва от пьянства. Мало того, народ даже составил ритуал со чтением молитв и Евангелия, направленный против алкоголизма. При этом оговорен строгий порядок что, где и когда читать. Главе 15 Евангелия от Иоанна приписывают некие волшебные качества. Ежедневное повторение текста якобы способно полностью освободить от алкогольной зависимости. Действительно ли это так? Откуда возникло такое мнение?

Для православных Евангелие является Словом Божьим. Это не магический сборник, прочтение которого обязательно гарантирует достижение желаемого результата. Для православных Евангелие — прежде всего учение Христа. Через чтение Священного Писания человек узнает Волю Божью, а не заучивает заклинания.

Применение Священного Писания для борьбы со страстью пьянства распространилось во второй половине 19 века. Это произошло после выхода в свет книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Автора произведения установить сложно. Известно только, что рукописный вариант был издан настоятелем Черемисского Михайло-Архангельского монастыря (сейчас Йошкар-Олинской епархии) Паисием Эриным (1814-1883). В рассказах повествование ведется от первого лица — странника, который посещает различные церкви и монастыри в России, желая понять, как правильно молиться Иисусовой молитвой.

В одном из рассказов повествуется, что зависимый от вина солдат по совету некоего монаха стал читать Новый Завет. Причем к чтению Евангелия он прибегал только при возникновении желания выпить. Когда было прочитано Евангелие от Иоанна, страсть винопития его оставила.

Чтение Евангелия в борьбе с пьянством

Представленная выше история могла иметь реальные основания. Как говорят Святые Отцы, при постоянном внимательном чтении Евангелия исцеляется душа. Она приводится в «правильное» состояние. Чтение Священного Писания сравнимо с молитвой. На молитве верующий предстоит перед Господом и просит Его о помощи, прощении грехов. Так и при чтении Евангелия каждый христианин должен мысленно общаться с Христом и ожидать от Него милость, вразумление, ободрение, наставление.

«Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой и при одном только взгляде на него отрешается от всего житейского. Если же присоединяется и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшей, так как с ней беседует Бог через эти Писания. Даже если ты не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).

В 20 веке о художественном произведении «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» позабыли. Однако в народной памяти остался «рецепт» для борьбы со страстью пьянства — чтение Евангелия. Так, маловоцерковленными людьми и был составлен ритуал с использованием одной главы 15 Евангелия от Иоанна. Им показалось, именно эта часть Священного Писания логически больше подходит к ситуации (речь идет о винограде). На самом деле потребительское использование главы 15 в качестве молитвы от пьянства неоправданно. Ведь для православных молитва — это обращение к Богу за помощью. А текст 15-й главы — речь Господа Иисуса Христа к ученикам.

Смысл главы 15 Евангелия от Иоанна

Какой же истинный смысл имеет глава 15 Евангелия от Иоанна?

Для правильного понимания следует обратить внимание, где и когда эти слова были произнесены Господом.

В главу 15-ю Евангелия от Иоанна вошли слова Спасителя, сказанные Им во время Тайной Вечери, накануне Его Крестной смерти. Этой речи Христа предшествовало омовение ног апостолов — действие, показывающее смирение и самоуничтожение Иисуса. По толкованию профессора Александра Павловича Лопухина (1852-1904), омовение ног следует также характеризовать как

«действие, которым подается ученикам очищающая их от грехов благодатная сила, которая необходима всякому человеку для достижения спасения».

За пасхальным столом Господь совершил первое Причастие, благословив и раздав апостолам хлеб и вино. Затем последовало пояснение Спасителем значения единства Церкви, наставления в послушании и любви. С помощью сравнения Себя с Виноградной Лозой, а учеников с ветвями и плодами виноградного куста, Христос показал связь христиан с Творцом через Сына Божия. Спаситель дал пояснения об отношении к другим людям, предсказал гонения исповедников христианства. В завершение Он обещал всем верующим, что придет Помощник — Святой Дух. 

Глава 15 известна как прощальная речь Спасителя, Который вскоре должен был покинуть учеников. Виноградная лоза была использована как образ для изображения «идеальных» духовных отношений, в которых апостолы (а в их лице и все христиане) должны находиться с Господом. Такое образное изображение духовных отношений использовалось еще с ветхозаветного периода (Книга пророка Исаии, 5; Книга пророка Иеремии, 2:21; Книга пророка Иезекииля, 15, 19:10).

«Пункт сравнения между виноградной лозой и Христом есть органическое единство, в каком находится ствол виноградной лозы с её ветвями и по которому ветви могут жить только жизнью ствола и приносить плод (как и во всяком, впрочем, растении). Как ветви живы и приносят плод лишь постольку, поскольку питаются соками ствола, так и ученики и все последователи Христовы могут быть духовно живы лишь постольку, поскольку они эту силу духовной жизни заимствуют от Господа» (епископ Михаил Лузин, 1830-1887).

Молитвы об избавлении от пьянства

Молитва Господу Иисусу Христу

Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» (Пс.39:18). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).

Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи!

Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» (Пс.26:9), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Молитва перед иконой Божьей Матери, именуемой «Неупиваемая чаша»

О, премилосе́рдная Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас – жен, дете́й, мате́рей и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тери своея́ – Це́ркви Христо́вой и спасе́ния отпа́дающих, бра́тьев и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́. О, ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́сь серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии.

Приими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы ма́терей, о ча́дах свои́х сле́зы пролива́ющих; жен, о му́жех свои́х рыда́ющих; чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помоги́ пройти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва я святителю Вонифатию Милостивому

О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Аминь.

Предыдущая запись Акафист «Избавление от бед страждущих»
Следующая запись Иерусалимская икона Божией Матери