Фарисейство это вера или состояние души?

Кто такие фарисеи

Произнося «фарисейство», мы зачастую имеем в виду религиозное и моральное лицемерие. Причем лицемерие, основанное на гордыне, самодовольстве и тщеславии. В современном языке слова “лицемер” и “фарисей” стали равнозначными. Это связано с тем, что в Евангелии Иисус Христос обращается к ним со словами обличения:

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете” (Мф.23,13).

фарисейство это
Древний Иерусалим, священный город иудаизма

Но кем же были фарисеи во времена земной жизни Спасителя. Почему Он так негодовал на, казалось бы, праведный образ жизни этих людей? Что означало быть фарисеем 2000 лет назад? И почему фарисейство – это в некотором смысле “черта характера”, присущая многим людям в современном обществе?

Фарисейство во времена земной жизни Иисуса Христа

Фарисейство – это религиозное течение в древнем иудаизме, имевшее огромное влияние среди еврейского народа. Оно не упоминается непосредственно в текстах Ветхого Завета. Поэтому принято считать, что данное религиозное движение зародилось около 200 года до н.э. В это время в Израиле существовало большое количество политических групп и религиозных течений. Одним из них были хасиды (“благочестивые”, “святые”). Поводом к зарождению консервативного движения хасидов послужило проникновение в иудейскую среду греческой культуры и язычества. Хасиды фанатично защищали Моисеев Закон и всячески противились влиянию языческого эллинизма. Позднее эта группа распалась на фарисеев, ессеев и саддукеев. 

Хасиды неукоснительно соблюдали все (более 600) нормы и правила поведения, а также 365 запретов. Они вели образ жизни в строгом соответствии с Законом Моисея.

Дважды в неделю они добровольно налагали на себя пост, что ставилось себе в заслугу. Много времени тратили на молитву и чтение Священных Книг. Фарисеи отстаивали соблюдение Закона и ритуальной чистоты. Например, заповедь о соблюдении субботы они истолковывали как запрет даже разводить огонь в этот день. Им нельзя было писать более одной буквы и проходить более определенного количества шагов.

Фарисеи не садились за один стол с человеком, если предполагали, что он грешник. Они строго следовали правилу “о десятине” и жертвовали ровно 10-ю часть от своего дохода. Ни меньше, но и не больше. Такие правила соблюдались во всех областях жизни. Но для обычного человека выполнить все предписания было практически невозможно.

Фарисеи верили в воскресение мертвых. Также они рьяно боролись с язычеством, что вызывало еще большее почтение среди евреев.

Общественно-политические движения в эпоху зарождения Нового Завета

После распада хасидов на отдельные группы также появились саддукеи и ессеи. 

Саддукеи представляли собой аристократическую прослойку общества. Их отличало от фарисеев то, что они отрицали Устный Закон (толкования Священного Писания пророками). Кроме того, они не верили в Воскресение мертвых. Саддукеи были готовы на компромиссы с захватчиками и активно договаривались с римскими властями. Поэтому в глазах простого народа они не вызывали особого доверия. 

Ессеи полностью отделились от общества и жили обособленными общинами. Они выступали за особую чистоту веры и исполнение Закона Моисея. Для них евреи, не разделявшие их взглядов, были грешниками и отступниками от Завета с Богом. Ессеи изгоняли из своих рядов  любого, кто позволял себе малейшие инакомыслие.

Зелоты (“ревнители”) были представителями бедных слоев населения. Они считали недопустимым любое сотрудничество с язычниками-римлянами, тем более подчинение им. Главной целью зелотов являлось свержение римского владычества любой ценой и восстановление независимого Израильского государства. Это сделало их самой радикальной политической группировкой в Иудеи. 

Также особую роль играли самаряне – народ, образовавшийся в результате смешения евреев с язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие и ожидали пришествия Мессии. При этом их религиозные представления значительно отличались от иудаизма из-за языческого влияния. Иудеи презрительно относились к самарянам. Слово “самарянин” считалось оскорблением. При этом многие самаряне поверили в Иисуса Христа как Сына Божьего и последовали за Спасителем.

Фарисейство: обратная сторона “праведности”

Исполнение внешних предписаний ставилось фарисеями на первое место. При этом они постепенно стали забывать о милосердии, сострадании, а порой и человечности. Они с презрением относились к нарушителям ветхозаветного закона, считая себя выше, лучше и чище их. 

Фарисеи являлись ревностными защитниками своего уклада жизни и традиций. Изначально ими двигало желание защитить свой народ от языческого влияния, а Моисеев Закон — от искажения. Фарисейство стало стремлением жить по заповедям и максимально точно соблюдать все предписания. Это внимание к внешнему впоследствии и стало причиной их “духовной немощи”.

За это время фарисейство приобрело в обществе особое уважение за счет строгости и аскетичности жизни. Этими качествами не могли похвастаться книжники (толкователи, учителя и знатоки Закона Моисея). Книжники в совершенстве знали Закон, но не всегда соблюдали его. Поэтому народ, видя разницу в выполнении предписаний между книжниками и фарисеями, уважали последних. Слово фарисеев было весомо, что давала им определенную власть и влияние. Но при этом ни одного грешника или разбойника Спаситель не обличал столь горькими словами, как фарисеев.

Почему фарисеи ненавидели Спасителя и желали Ему смерти?

С началом проповеди Иисуса Христа сразу обозначились коренные разногласия между Ним и фарисеями. 

В первую очередь они не могли поверить, что сын обычно плотника может быть Мессией. По их представлению Мессия – это влиятельный, могущественный Царь, который освободит от римского рабства и вознесет еврейский народ. Тот, кто внесет в их жизнь богатство, величие и процветание. “Фарисейский” Мессия должен был царствовать и повелевать. Христос же проповедовал Царствие Божье, милосердие и любовь даже к врагам. Всё это никак не сочеталось с образом могущественного и грозного Мессии.

Второй причиной возникших противоречий являлась проповедь Спасителя. Господь призывал народ к покаянию, к любви, к милосердию, терпению, исправлению себя. Спаситель уделял намного меньшее значение соблюдению внешней религиозности и многочисленных правил. Фарисеев же заботило лишь внешнее исполнение Закона, который ставился на главенствующее место. Однако они не задумывались о смысловой составляющей всех правил и запретов, о смысле самого Закона. 

Спаситель говорил:

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония” (Мф. 23:27-28).

Как человек может быть Богом?

Фарисеи не могли признать, что Иисус Христос, сын обычного плотника, может быть Мессией. Также они слишком буквально понимали заповедь о Едином Боге. И не представляли, что Сын Божий, Иисус Христос, может быть равен Богу Отцу. И тем более неприемлемым было для них принять критику с Его стороны. Поэтому после обличительных слов Спасителя внешне праведные фарисеи искали удобный момент, чтобы придать Христа смерти.

“Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Мф.5:20).

Вышеперечисленные разногласия породили ненависть к Иисусу Христу со стороны фарисеев. Они не могли смириться, что появился Человек праведнее, чище и духовнее их самих.

“Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость – все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия” (архимандрит Иов (Гумеров)).

Притча о мытаре и фарисее

В Евангелие от Луки приводится притча о мытаре и фарисее.

“Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк.18:9-14).

Иисус Христос противопоставляет молитву обоих друг другу. Нужно отметить, что мытари, служившие римлянам-захватчикам, были презираемы среди иудеев. Мытари собирали налоги с населения для римской казны. Они часто злоупотребляли полномочиями и обирали народ сверх нормы. Тем удивительнее, что молитва мытаря была угоднее Богу, чем молитва “праведного” фарисея.

Грешный мытарь приносит искренние слова покаяния Господу, сокрушается о своих беззакониях. Его молитва, хоть и коротка, но пропитана искренностью и раскаянием. Фарисей, с присущей ему самодовольством, благодарит Бога за то, что он лучше других. Фарисею, по его мнению, не за что каяться перед Богом. Он постится, соблюдает закон, долго молится, подает милостыню. Внешнее поведение фарисея безукоризненно. 

“Самодовольство фарисея как бы доминировало в том духовном состоянии, в котором он находился, настолько доминировало, что совершенно затмевало от него самого подлинную картину того, что происходило в его душе. Ничем не ограниченное самодовольство настолько его захватило, что он совершенно забыл, что все его так называемые добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим” (протоиерей Виктор Потапов).

Эта притча учит каждого из нас не только соблюдать обрядовую часть вероучения. Гораздо важнее, важнее всего — заботиться о своей душе. Мы должны не превозноситься над неверующими людьми, а следить за своими поступками и мыслями.

Фарисейство в современной жизни

Может показаться, что фарисейство как образ самодовольного, тщеславного мышления и скрупулезного соблюдения правил изжило себя еще 2000 лет назад. Однако в современных реалиях церковной жизни можно столкнуться с “фарисейской болезнью”. 

Опытные священники говорят, что такому поведению чаще подвержены неофиты. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

“Примеров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в церковь, начитавшись книг, начинают думать, что они уже все знают. Что они праведны. И к своим еще недавно близким людям из окружающего нецерковного мира они начинают относиться свысока, с презрением. И тем самым не привлекают их к вере, а только отталкивают. Или, наоборот, еще совсем не укоренившись во Христе и в Церкви, оставаясь невеждой в богословии, в догматике, человек повсюду начинает проповедовать”.

Распространенные проявления фарисейства хорошо известны. Фарисейство это выражается в тщательном контроле соблюдения церковного этикета. Например, работница за свечным ящиком отчитывает вошедшую в храм женщину в брюках или без платка. Или бдительные бабушки, делающие замечания прихожанам, что они не там встали, не так перекрестились. Такое поведение может оттолкнуть человека от храма. Ведь именно верующие христиане как никто другой должны с любовью и пониманием относиться друг к другу. А не становиться тем надменным, злобным фарисеем.

“Наше фарисейство всегда начинается тогда, когда мы начинаем осуждать: не так молится, не так постится и т. д. А вообще логика фарисейства очень проста: любой человек склонен к самооправданию и к самовозвеличиванию. Человек хочет быть хорошим, а что такое хороший? По сравнению с кем быть хорошим? Если я в Церкви, то я хочу быть не просто хорошим, я хочу быть святым. Правильно, так как Господь сказал: будьте святы, потому что Я свят. Надо с кем-то себя сравнить. Сравнивать себя с настоящими святыми очень невыгодно. Оказывается, что я плох.   Поэтому я сравниваю себя с теми, кто, как мне кажется, плох: “Какие все плохие, а я хороший по сравнению с ними”” (протоиерей Максим Первозванский).

Предыдущая запись Тропарь Царственным Страстотерпцам – текст и значение
Следующая запись Новости Православия – где искать и кому верить