Среди всех явленных на Руси богородичных образов «Феодоровский» считается одним из наиболее древних и значимых. Его судьба удивительным образом переплелась с историей нашей страны. Эта чудотворная икона принадлежала великим русским князьям. Она сыграла важную роль в преодолении Смутного времени, была родовой святыней дома Романовых. Феодоровская икона Божией Матери является главной православной реликвией Костромского края.
Существует множество различных преданий о происхождении чудотворной иконы, её наименовании и обретении. Есть версия, что образ написали в 13 веке для князя Ярослава Всеволодовича из рода Рюриковичей. Святыня была создана в качестве подарка на свадьбу его сына – Александра Невского.
Феодоровская икона стала так именоваться в честь небесного покровителя Ярослава – раннехристианского мученика Феодора Стратилата. После смерти Александра реликвию унаследовал его младший брат Василий, который перенёс её в Кострому.
По другим легендам, икону создали не позднее 12 века. Якобы она находилась в деревянной часовне близ селения Городец (Нижегородская область). В начале 13 века в честь святыни на том месте возвели монашескую обитель. После разорения монастыря войсками монгольского хана Батыя в 1238 году хранившийся там образ Богоматери исчез.
Спустя год произошло чудесное обретение реликвии костромскими князьями. Икону торжественно перенесли в Кострому, в храм вышеупомянутого великомученика Феодора. Согласно этой версии, святыню стали именовать по месту её хранения.
Согласно старинному сказанию, через Феодоровскую икону Богоматерь спасла Кострому от ордынских завоевателей в 1262 году. Святой образ чудом оставался невредимым в пожарах. Протоиерей Игорь Шашков отмечает:
«Особая страница истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы связана со становлением российской государственности. После трагических лет Смутного времени 14 (27) марта 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского».
В память об этом событии было установлено отдельное празднество Феодоровского богородичного образа. Он стал священной реликвией династии Романовых. Иноземные принцессы, выходя замуж за наследников русского престола, при Крещении в Православие получали отчество «Фёдоровна». Этот обычай совершался именно в честь данной святыни. Феодоровская икона Божией Матери, значение которойстало общенациональным, ещё больше почиталась в народе.
Чудотворная икона находилась в Успенском кафедральном соборе Костромы до его закрытия в 1929 году. В течение 20 века святой образ хранился во многих других церквях города. Последние три десятилетия он пребывает на территории восстановленной Богоявленско-Анастасииной монашеской обители в одноименном кафедральном соборе.
Почитаемые списки Феодоровской Богоматери находятся в возрождённом Городецком монастыре, а также в Москве, Сызрани, Казани, Ярославле, Моршанске и других местах.
Икона является поясным изображением Девы Марии с Богомладенцем Христом в правой руке. Матерь слегка склоняет Свою голову к Сыну, прильнувшему к Её щеке обхватив руками за шею. Между фигурами Христа и Богородицы нет просвета. Это символизирует не только их личную тесную связь. Так подразумевается безграничная любовь Господа к человеческому роду (к которому принадлежит Дева Мария).
Композиция изображения относит его к распространённому иконографическому типу «Умиление». Исследователи предполагают, что Феодоровская Богоматерь следует образцу другой известной иконы данного типа – Владимирской. Единственным значительным отличием Феодоровского образа является обнажённая левая ножка Христа.
Древний оригинал чудотворной иконы является двусторонним. На обороте по пояс изображена великомученица Параскева. Святой образ, вероятно, был свадебным подарком. А эта праведница почиталась на Руси как покровительница невест и бракосочетаний. Также святую Параскеву особенно чтили в Полоцком княжестве. Именно оттуда была родом супруга Александра Невского, княгиня Александра Брячиславна. Святая молится с воздетыми на уровне груди руками. Изображение великомученицы Параскевы сохранилось намного лучше лицевой стороны, которую неоднократно реставрировали в течение последних столетий.
Церковные празднества в честь Феодоровского образа Пречистой совершаются 27 марта (в память о восшествии Михаила Федоровича на престол) и 29 августа (день чудесного обретения). Существуют специальные молитвы Богородице, читаемые в честь иконы, а также соответствующие акафист и канон. В данных священных текстах православные христиане просят у Богородицы молитвенного заступничества перед Господом, защиты от зла, освобождения от грехов, спасения души.
Таким образом, перед этой святыней можно изливать любую благую мольбу к Богородице. Причем как духовного характера, так и житейского. Традиционно же Феодоровская Божья Матерь почитается народом как покровительница невест и семейного благополучия. Перед иконой молятся в бездетности, при беременности и трудных родах, просят помощи в воспитании детей.
Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.
Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице и Присноде́во, Мари́е, еди́ная наде́ждо нам гре́шным! К Тебе́ прибега́ем и Тебе́ мо́лим, я́ко ве́лие и́маши дерзнове́ние пред ро́ждшимся от Тебе́ по пло́ти Го́сподем Бо́гом и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м. Не пре́зри слез на́ших, не возгнуша́йся воздыха́ний на́ших, не отри́ни ско́рби на́шея, не посрами́ упова́ния на́шего на Тя, но Ма́терними моле́нии Твои́ми умоли́ Го́спода Бо́га, да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных свободи́тися от грехо́в и страсте́й душе́вных и теле́сных, умре́ти ми́ру и жи́ти Ему́ еди́ному по вся дни живота́ на́шего.
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, путеше́ствующим спутеше́ствуй и огражда́й и охраня́й о́ныя, изба́ви плене́нных от плене́ния, свободи́ стра́ждущих от бед, уте́ши су́щих в печа́ли, ско́рбех и напа́стех, облегчи́ нищету́ и вся́ко злострада́ние теле́сное, и да́руй всем вся потре́бная к животу́, благоче́стию и жи́зни вре́менней. Спаси́, Влады́чице, вся стра́ны и гра́ды и сию́ страну́ и сей град, и́мже сия́ чудотво́рная и свята́я ико́на Твоя́ даде́ся во утеше́ние и огражде́ние, изба́ви я́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, и отврати́ вся́кий гнев на ны пра́ведно дви́жимый.
Да́руй нам вре́мя на покая́ние и обраще́ние, изба́ви нас от внеза́пныя сме́рти, и во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам я́вльшися, Де́во Богоро́дице, и изба́ви нас от возду́шных мыта́рств, князе́й ве́ка сего́, сподо́би на Стра́шнем Суди́щи Христо́вем ста́ти одесну́ю, и соде́лай нас насле́дники ве́чных благ, да сла́вим вове́ки великоле́пое и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Бла́гим и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
К кому́ воззову́, Влады́чице, к кому́ прибе́гну в печа́ли мое́й; кому́ принесу́ сле́зы и воздыха́ния моя́, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небесе́ и земли́. Кто́ исто́ргнет мя́ из ти́ны грехо́в и беззако́ний, а́ще не Ты́, о Ма́ти Живота́, Засту́пнице и Прибе́жище ро́да челове́ческаго.
Услы́ши стена́ние мое́, уте́ши мя́ и поми́луй в го́рести мое́й, защити́ в беда́х и напа́стех, изба́ви от озлобле́ний и скорбе́й и вся́ких неду́гов и боле́зней, от вра́г ви́димых и неви́димых, умири́ вражду́ стужа́ющих мне́, да изба́влен бу́ду от клеветы́ и зло́бы челове́ческия; та́кожде от своея́ ми́ пло́ти гну́сных обы́чаев свободи́ мя́.
Укры́й мя́ под се́нию ми́лости Твоея́, да обря́щу поко́й и ра́дость и от грехо́в очище́ние. Твоему́ Ма́тернему заступле́нию себе́ вруча́ю; бу́ди мне́ Ма́ти и наде́жда, покро́в и по́мощь и заступле́ние, ра́дость и утеше́ние и ско́рая во все́м Помо́щнице.
О, чу́дная Влады́чице! Вся́к, притека́яй к Тебе́, без Твоея́ всеси́льныя по́мощи не отхо́дит: сего́ ра́ди и а́з недосто́йный к Тебе́ прибега́ю, да изба́влен бу́ду от внеза́пныя и лю́тыя сме́рти, скре́жета зу́бнаго и ве́чнаго муче́ния. Небе́сное же Ца́рствие получи́ти сподо́блюся и Тебе́ во умиле́нии се́рдца реку́: Ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Предста́тельнице и Засту́пнице на́ша усе́рдная, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
К кому воззову, Владычица, к кому прибегу в печали моей; кому принесу слёзы и воздыхания мои, если не к Тебе, Царица Неба и земли? Кто вырвет меня из тины грехов и беззаконий, если не Ты, о Мать Жизни, Заступница и Прибежище рода человеческого?
Услышь моё воздыхание, утешь меня и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избавь от озлобления и скорбей и всех недугов и болезней, от врагов видимых и невидимых, успокой тех, которые мне докучают, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческой; также освободи меня от гнусных похотей моей плоти.
Укрой меня под сенью милости Твоей, да найду покой и радость и очищение от грехов. Твоему Материнскому заступлению себя вручаю; будь мне, Мать и надежда, покров и помощь и заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница.
О чудная Владычица! Каждый, который к Тебе прибегает, без Твоей всесильной помощи не уходит: поэтому и я недостойный к Тебе прибегаю, да буду избавлен от неожиданной и лютой смерти, скрежета зубов и вечного мучения. Небесное же Царство получить сподоблюсь и Тебе во умиле́нии се́рдца скажу: Радуйся, Матерь Божья, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.