Годовщина смерти — смысл и правила поминовения

Узнайте все самое интересное и важное о годовщине смерти, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Смерть — продолжение жизни

В человеке соединены две природы: материальная (тело) и духовная (душа и дух). Пока два этих начала находится в единстве и взаимосвязи, человек живет. Но земная жизнь каждого рано или поздно заканчивается смертью (разделением души от тела). Так что годовщина смерти и связанные с ней молитвы актуальны для всех.

Смерть постигает любого, вне зависимости от национальности, места жительства, социального положения в обществе, материального благосостояния. Это следствие грехопадения первых людей (Бытие, 2:17). Изначально человек был создан для бессмертной жизни. Но нарушение Божьей заповеди о запретном плоде являлось следствием горделивого стремления к независимости от Творца. Это было проявлением внутреннего желания быть самому как бог.

«В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие, 3:5).

годовщина смерти
Молитва об усопших

Отчуждение человека от Бога лишило его  благодати Божией. Чтобы человек навеки не остался в таком состоянии,  в мир вошла смерть.

«Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным» (святитель Феофил Антиохийский, 2 век).

Смерть как переход в вечность

После смерти человеческое тело подвергается тлению и разрушению. Душа же, как учит Православие, является бессмертной.

«Если умирает человек, это не значит, что душа его перестает существовать. Тело уничтожается, а душа бессмертна. Она жива, хотя живет не с нами, живет иной жизнью, как иной жизнью живут и святые» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

В зависимости от духовного качества прожитой жизни на земле определяется участь души вином мире. Она или обретает рай, находясь со Творцом и всеми святыми. Или попадает в ад, где подвергается мучениям. Причем страдания души заключаются не физической боли вроде «поджаривания на сковороде». Это состояние удаленности от Бога.

«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Смерть представляет собой переход в вечность. Это великая тайна. Земной путь человека является только подготовкой к вечной жизни. Поэтому смерть — не конец, а продолжение этой жизни.

«Ужасна смерть и страшна для незнающих высшего любомудрия, для незнающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия, разумеется, для таких смерть ужасна, уже самое название ее убийственно. Мы же, благодатью Божьей увидевшие безвестные и тайные премудрости Его, и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать, потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).

Участь души человека после смерти

Бессмертная душа после смерти человека живёт отдельно от тела. Окончательное решение о ее загробной участи, по учению Церкви, будет принято на Страшном Суде. Но на 40-й день после смерти происходит частный суд (предварительный).

«На 40 день после смерти определяется место пребывания души в вечности вплоть до Страшного суда. Это называется «частный суд», когда Бог определяет место, где душа будет находиться. Особенно нужны молитвы живых об ушедшем человеке, если нераскаянные грехи таковы, что в душе нет места для светлой вечности. Тогда мы можем помочь новопреставленному деятельно. То есть молитвой, милостыней в память о нем, добрыми делами, участием в таинствах.

Частный суд предполагает встречу человека с самим собой. С таким собой, каким он призван был быть в замысле Божием о нем. Когда человеку открываются эти горизонты святости и благодати, ему становится стыдно за то, каким он пришел на это суд. За все свои падения и страсти, низости и самооправдания. За убитое время и вычеркнутых из его сердца людей, которых он призван был не отвергнуть, но отогреть своей любовью и вниманием. Бесы предъявляют свои права на его душу. Ангелы защищают ее» (иеромонах Дмитрий Першин).

Умершие ждут Страшного Суда

В ожидании всеобщего воскресения и окончательного Божьего суда душа человека обретает блаженство и наслаждение рая или подвергается мучениям в аду. Причем Церковь признает существование рая и ада  реальным. Однако они имеют не материальный, а духовный характер. 

«Так как страсти не естественны душе, а входят в нее по грехолюбию нашему, то, по причине этой самой неестественности своей, и будут томить и жечь душу. Страсти: это ведь внутренние жаждания, разжигания, вожделения души грехолюбивой; удовлетворишь их – они замолчат на время, а потом опять, еще с большею силою требуют себе удовлетворения и не дают покоя, пока не получат его. На том же свете нечем будет удовлетворять их, потому что все предметы страстей – предметы земные. Сами они останутся в душе и будут требовать себе удовлетворения, а так как удовлетворить их нечем, то жажда будет все сильнее и томительней. И чем более будет жить душа, тем более будет томиться и терзаться неудовлетворяемыми страстями; непрекращаемая мука эта все будет расти и расти, и конца не будет этому возрастанию и усилению. Вот и ад! Зависть – червь, гнев и ярость – огонь, ненависть – скрежет зубов, похоть – тьма кромешная» (святитель Феофан Затворник).

Годовщина смерти: для чего молиться о покойных

Облегчение загробной участи души до Страшного Суда возможно по молитвам живых людей. Молитва является связью между живыми и умершими. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Евангелие от Луки, 20:38).

«Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания. Так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы — это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог — до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет» (святой Паисий Святогорец).

Для умерших людей очень важна помощь и поддержка ныне живущих на земле. И это не дорогие надгробия или годовщина смерти с пышными поминками. Им нужна сердечная молитва о упокоении их душ, о прощении грехов.

«Они приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние. А несчастные усопшие уже не могут сами улучшить свое положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой» (святой Паисий Святогорец,).

Только молитвы верующих способны переменить участь усопшего на лучшее. По свидетельствам Святых Отцов, известно немало случаев вымаливания грешников из ада.

В «Алфавитном патерике» (4-5 век) имеется история о святом Макарии Египетском.

«Однажды идя по пустыне, он увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте. А ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, они получают некоторое облегчение»».

Годовщина со дня смерти

Святая Церковь несколько раз в году совершает заупокойные службы (Литургии, панихиды). Но родные могут в частном порядке особо молиться в  памятные дни для умершего. К ним относятся 3-й, 9-й, 40-й день, годовщина смерти.

«Совершайте же и третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его» (Книга Апостольских Постановлений, 8:42).

Для человека свойственно притупление скорби с годами. Но это не повод не вспоминать умерших даже по прошествии многих лет со дня смерти. Для христиан «день поминок» должен быть всегда. Поэтому в кругу семьи об усопших родственниках молятся ежедневно.

«Православные христиане не расстаются со своими любимыми даже после их смерти. Каждый день, поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни. Как если бы они вдруг уехали в далекий край, и мы просто давно их не видели. Но при этом мы надеемся, мы очень верим, что когда-нибудь обязательно встретимся с ними. С теми, кого мы так любим, и кто так любит нас… Потому что всех нас любит Бог» (иерей Андрей Ткаченко).

Годовщина смерти: как правильно поминать усопших

Как поминать умершего в годовщину смерти? Этот вопрос закономерно встает перед близкими родственниками. Годовщина смерти и поминки не должны сводиться к выполнению устоявшихся ритуалов. Посещение кладбища или накрытие стола это, конечно важно. Но самое важное — это молитва, просьба Господа о милости о Царствии Небесном. Молитва может быть частной, в домашних условиях. Но лучше поминовение заказать в церкви или монастыре (посоветуйтесь со священником).

Что же заказывают в храме на годовщину смерти? В этот день следует заказать поминовение в храме на Божественной Литургии. Это самое главное и важное для души уже умерших христиан. Во время подготовительной части (Проскомидии), священник вынимает частицы из просфор. При этом в молитвах поминаются живые и усопшие христиане, за которых подавались записки. Вынутые частички опускаются  в Чашу с Кровью Христовой для Причащения. Священником произносится молитва: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». 

«Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших» (святитель Афанасий Ковровский, 1887-1962).

Годовщина смерти это веский повод почтить память усопшего и молитвенно ему помочь. В этот день можно заказать панихиду (особую поминальную службу). Совершить ее можно не только в храме, но и на кладбище у могилы. Для этого заранее следует обратиться в церковь, подать специальную записку с именем усопшего.

Также за упокой души усопшего можно раздать милостыню. Это своего рода просьба к другим людям совершить молитву за умершего. Причём годовщина смерти не единственный повод к милостыни — её нужно совершать постоянно.

Молитва об усопших

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Предыдущая запись Псалтирь по усопшим — для чего, когда и как читается
Следующая запись Молитва Киприану и Иустине — защита от колдовства