Многие с детства привыкли видеть иконы в домах и храмах. Для православного христианина святые образы, на которых изображены Господь Вседержитель, Пресвятая Богородица, святые угодники Божии, ангелы, воспринимаются столь же естественно, как солнце за окном. Наличие священных изображений характерно для любой религии. Однако в ветхозаветные времена существовал строгий запрет на изображение Бога (Второзаконие, 4, 15). Это было связано с тем, что Творца «никто никогда не видел» (Евангелие от Иоанна, 1:18). Такой запрет должен был не допустить влияния на евреев соседних языческих народов. Для язычников характерным было изображение своих божеств и мифологических персонажей.
Только с воплощением Сына Божия, Истинного Бога, стало возможным запечатлеть его образ. Иисус Христос, Богочеловек, имеющий человеческую плоть и кровь, стал осязаемым и изображаемым. На иконах, конечно, изображается не Его божественная природа, непостижимая для людей. На них перед нами Иисус Христос как Личность. Как Человек, Который воплотился, принял страдания, был распят и воскрес из мертвых.
«В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога» (преподобный Иоанн Дамаскин, 675-753).
Евангелистами не была описана внешность Сына Божия, пришедшего в мир. Но известно, что Господь Вседержитель воспринимался людьми обычным человеком, сыном плотника:
«не Иосифов ли это сын?» (Евангелие от Луки, 4:22);
«Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Евангелие от Марка, 6:3).
Существует легендарная версия, не подтвержденная пока историческими фактами. Согласно ей внешний облик Христа описан проконсулом Иудеи Публием Лентулой (1 век). Его предполагаемое письмо римскому императору Тиберию содержит следующий отрывок:
«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных».
Про появление первого образа Спасителя, Его «портрета», говорит Церковное Предание. Эдесским царем Авгарем (1 век), который болел проказой, в израильские земли был послан живописец для написания изображения Иисуса. Не имея возможности самому увидеть Спасителя, царь пожелал увидеть хотя бы Его изображение. Так он надеялся получить исцеление. Однако написать изображение у живописца не получалось из-за большого количества людей, окружавших Христа.
Тогда Спаситель приложил к Своему лицу отрез материи, на котором остался нерукотворный отпечаток. Это изображение и было отправлено царю Авгарю. В настоящее время местонахождение нерукотворного образа неизвестно. Согласно одной версии, в 13 веке из Константинополя его похитили крестоносцы. Однако корабль потерпел крушение в Мраморном море. По другой — эта убрус, который является святыней монастыря апостола Варфоломея в Генуе (Италия).
Для раннехристианского периода характерно аллегорическое изображение Спасителя. Это образ агнца (Евангелие от Иоанна, 1:29), рыбы (перевод с греческого акронима ИХТИС). После прекращения гонений на христиан в 4 веке широкое распространение получило изображение Спасителя в образе «Доброго Пастыря». Христос — это пастух, несущий на плечах заблудшую овцу.
Однако впоследствии постановлением Трулльского собора (692 год, Константинополь) запрещалось аллегорически изображать Иисуса. Собор требовал заменять символы прямым, конкретным образом. Чтобы глядя на икону, вспоминать земную жизнь Христа, Его крестные страдания за грехи человечества (Правило 82).
Традиционный иконописный образ Господа присутствовал уже на стенах древнеримских катакомб, где собирались ранние христиане. Развитие иконографии образа Господа Вседержителя началось с 5 века. Это связано с появлением фресочного и мозаичного искусства в церквях Восточной и Западной Римской империи. К 6 веку относятся первые писаные иконы.
Центральный образ в иконографии Сына Божия — икона Господь Вседержитель. Спаситель изображен как Небесный Царь и Судия. Спасителя могут изображать в полный рост или восседающим на царском троне. Также встречаются иконы с поясным или погрудным изображениями. Левой рукой Господь держит свиток или Евангелие (символ принесенной в мир благой вести). Правой Он благословляет молящихся. Такой тип икон получил название Пантократор, что в переводе с греческого языка означает «всевластный, всесильный, всемогущий».
Широкое применение образ Спаса Вседержителя нашел в росписи пространства центральных куполов в православных храмах. Одиночные иконы Господа входят в деисисные композиции (в центре на престоле восседает Христос, а с двух сторон стоят Богоматерь и Иоанн Креститель), занимают особое место в иконостасе, настенных росписях. Редким вариантом написания иконы Пантократора является замена Евангелия на символы царской власти — державу и скипетр.
Древнейшим образом Христа Пантократора является икона середины 6 века, хранящаяся в Синайском монастыре святой великомученицы Екатерины (Египет). Написан образ был константинопольскими иконописцами по заказу императора Юстиниана (483-565).
Изображение Спасителя написано в свободной живописной манере, свойственной византийским портретам. Черты лица у Господа на иконе свидетельствуют о Его душевных качествах,
«преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью» (российский искусствовед Попова Ольга Сигизмундовна, 1938-2020).
На лице Господа заметна асимметрия. Левая сторона более полно освещена светом, бровь имеет форму ровной дуги, глаз широко раскрыт. Правая часть находится больше в тени, дуга брови приподнята и изогнута. Глаз немного прищурен, отчего создаётся ощущение напряженно вглядывающегося лица. Такое написание образа Иисуса Христа истолковывается как наглядное выражение двойственности Его природы — Бог и Человек. Для византийской иконописи этот прием впоследствии стал отличительной особенностью иконографии Пантократора.
«В синайской иконе Спас Вседержитель нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы» (российский искусствовед Галина Колпакова, 1955-2006).
(из утреннего молитвенного правила)
Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти, в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй, се́рдца же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый, Безнача́льный и Присносу́щный Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще, от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м, и оста́ви нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением, или́ неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха.
И да́руй нам бо́дренным се́рдцем и тре́звенною мы́слию всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́, ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне Единоро́днаго Твое́го Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, во́ньже со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отда́ти по де́лом его́; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твое́го лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(из вечернего молитвенного правила)
Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́, мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́ никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц, не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть. Ты у́бо, Го́споди Бо́же покланя́емый, Царю́ Святы́й, Иису́се Христе́, спя́ща мя сохрани́ немерца́ющим све́том, Ду́хом Твои́м Святы́м, И́мже освяти́л еси́ Твоя́ ученики́. Даждь, Го́споди, и мне, недосто́йному рабу́ Твоему́, спасе́ние Твое́ на ло́жи мое́м: просвети́ ум мой све́том ра́зума свята́го Ева́нгелия Твоего́, ду́шу любо́вию Креста́ Твоего́, се́рдце чистото́ю словесе́ Твоего́, те́ло мое́ Твое́ю стра́стию безстра́стною, мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и воздви́гни мя во вре́мя подо́бно на Твое́ славосло́вие. Я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки. Ами́нь.
Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мо́й, и́же неизрече́ннаго ра́ди Твоего́ человеколю́бия на коне́ц веко́в во пло́ть оболки́йся от Присноде́вы Мари́и, сла́влю о мне́ Твое́ спаси́тельное промышле́ние, ра́б Тво́й, Влады́ко; песносло́влю Тя́, я́ко Тебе́ ра́ди Отца́ позна́х; благословлю́ Тя́, Его́же ра́ди и Ду́х Святы́й в ми́р прии́де; покланя́юся Твое́й по пло́ти Пречи́стей Ма́тери, такове́й стра́шней та́йне послужи́вшей; восхваля́ю Твоя́ А́нгельская ликостоя́ния, я́ко воспева́тели и служи́тели Твоего́ вели́чествия; ублажа́ю Предте́чу Иоа́нна, Тебе́ крести́вшаго, Го́споди; почита́ю и провозвести́вшия Тя́ проро́ки, прославля́ю апо́столы Твоя́ святы́я; торжеству́ю же и му́ченики, свяще́нники же Твоя́ сла́влю; покланя́юся преподо́бным Твои́м, и вся́ Твоя́ пра́ведники пе́стунствую. Такова́го и толи́ко мно́гаго и неизрече́ннаго ли́ка Боже́ственнаго в моли́тву привожду́ Тебе́, всеще́дрому Бо́гу, ра́б Тво́й, и сего́ ра́ди прошу́ мои́м согреше́нием проще́ния, е́же да́руй ми́ все́х Твои́х ра́ди святы́х, изря́днее же святы́х Твои́х щедро́т, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.