Иерей — это православный священник

Происхождение священства в Православии

В ветхозаветные времена священники (по-гречески «иерей» — это в дословном переводе «жрец») приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме. Священство в иудаизме появилось после выхода израильского народа из египетского рабства. На горе Синай Бог дал через Моисея Десять заповедей и законы, которые определяли религиозную и гражданскую жизнь народа. По Синайскому законодательству священство принадлежало только колену Левия. Причем священниками могли быть только потомки семейства Аарона, которого Господь первым поставил на служение (Исход, 29:29).

иерей это
Православный священник готовится к Таинству Крещения

Также священниками назывались языческие жрецы, которые приносили кровавые жертвы. В Новом Завете Великим иереем назван Иисус Христос: Он одновременно является Жертвой и Приносящим жертву. В христианстве прекращено ветхозаветное служение священников, так как Ветхий Завет исполнен и завершен. Священники в иудаизме нужны были для приношения жертв умилостивления Бога за грехи. Иисус стал «Агнцем, закланным от создания мира» (Откровение Иоанна Богослова, 13:8). Он стал Жертвой умилостивления для искупления человека. Поэтому потребность как таковых ветхозаветных священниках закончилась.

Как писал апостол Павел в Послании к Евреям (10:4):

«ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.» И далее: «Он же (Иисус Христос), принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога».

В Священном Писании неоднократно встречаются упоминания о различных степенях иерархического служения. В частности, о епископах, прямых наследниках и продолжателях апостольского служения (Деяния апостолов, 1:20, 20, 28; 1  Послание Павла к Тимофею, 5:22). О пресвитерах, имеющих обязанности возвещения Слова и соработничество апостолам (Деяния апостолов, 20:17; 1 Послание апостола Павла к Тимофею, 4:14; Послание апостола Павла к Титу, 1:5). И о диаконах, у которых функции вспомоществования на евхаристических собраниях и в социальном служении (Деяния апостолов, 5:6).

Иерей — что это значит

В Православии священник может также называться пресвитером (с греческого «старейшина, глава общины»). С 4 века более частым становится употребление наименования «иерей». На Руси было распространено бытовое наименование священника словом «поп», взятое у греков (от греческого: «папас» — παπάς- «отец»). В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства. Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом.

Православный священник нередко называется «пастырем». Он, как пастух, заботится об «овцах» (верующих прихожан), защищая от «волков» (искушений дьявольских). В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна, 10:11).

«Великое лицо достойный священник — он друг Божий, постоянный исполнитель воли Его. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще (Евангелие от Матфея, 28:19); совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание (Евангелие от Луки, 22:19); учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» (праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908).

К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка».

Иерархия священнослужителей

Архиерей (епископ), иерей (священник), диакон — это названия священных санов в Православии. Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 4:11).

В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство. 

При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов (правил) Православия. Священнослужители (епископы и священники) совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими.

Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств. В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение. Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона.

Что значит «диакон»

Диакон — это помощник священника или архиерея. Сам он Таинства не совершает, но участвует в них. В переводе с греческого языка «диакон» означает «служитель». В функции диакона входит оказание помощи архиерею или иерею во время совершения Церковных Таинств.

Своей службой диакон украшает и дополняет совершаемое священником богослужение. Но его служение не является обязательным, иерей может совершать службу один. К диакону принято обращаться по имени и отчеству без добавления слова «отец» или с указанием сана («отец диакон»). Архидиакон — это диакон, который служит при архиерее (епископе).

Кто такой «архиерей»

С греческого языка слово «архиерей» переводится как «старший священник». Это сан высшей церковной иерархии. В настоящее время существует 4 архиерейских титула: патриарх (предстоятель поместной Церкви), митрополит, архиепископ и епископ. Эти титулы (кроме титула патриарха) не связаны с различными священными полномочиями. Они свидетельствуют лишь о личных почетных отличиях.

В Православной Церкви все архиереи относятся к черному духовенству. Архиереи могут совершать все богослужения, освящать миро, антиминсы, церкви. В их ведении управление церковными делами в пределах вверенных епархий.

Требования к кандидату в священство

Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную. 

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет (глава XI. Приходы, пункт, 24), для епископа — старше 30 лет (глава X.Епархии, пункт 10). Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия. К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи (например, убийство, кражи, блуд). 

К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством. Так, священнослужители не могут занимать должности в государственных органах, а также состоять на воинской службе (83-е Апостольское правило). На принятие сана священства влияет семейное положение. Диакон и священник должны быть женаты только один раз, при этом вступление в брак должно произойти раньше принятия сана.

«Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности», (Послание апостола Павла к Титу, 1:16).

После принятия священного сана повторное вступление в брак (в случае вдовства или развода) недопустимо. Запрещено принимать сан священника человеку, который после крещения имел два и более браков или постоянные внебрачные отношения. Епископом может быть только монах. Сан священства может принимать только мужчина.

«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Социальная роль современного священника

Русская Православная Церковь старается готовить для современного мира квалифицированных священников.

Как отмечал протоиерей Сергей Правдолюбов 1890-1950): «Священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями)».

Им поставлена задача выполнять роль «старших» наставников для основного числа верующих христиан.

Священники должны уметь общаться с людьми, быть внимательными к ним, давать ответы на их вопросы, в том числе и нецерковные. Они должны уметь забывать себя для оказания помощи верующим. Современный иерей это не только «совершитель» обрядов и таинств, он должен учить и направлять христиан «жить во Христе».

«Родить для духовной жизни, для жизни с Богом, привести ко Христу – вот основная задача священника, задача посредника. И в ней нет – и не должно быть – ничего, мешающего общению с Богом. Наоборот. Такой посредник – это не лишнее звено, а необходимое, без которого встреча может и не произойти. Даже перед приходом Христа был посредник – Иоанн Креститель, Предтеча, который готовил народ израильский к встрече со Христом. Почему же сегодня мы должны думать, что нам такие посредники не нужны? У Христа, жившего среди людей и общавшегося с ними непосредственно, были ученики – апостолы. Разве современный человек более готов к встрече с Богом, чем две тысячи лет назад?» (протоиерей Владимир Воробьев, интервью для Православного журнала «Фома», 2017).

Предыдущая запись Молитва на принятие святой воды — история, смысл, текст
Следующая запись Прелюбодеяние — это нарушение нескольких заповедей