Иерусалимская икона Божией Матери особо почитается в Православии. Именно этот образ присутствует в истории обращения на путь спасения преподобной Марии Египетской (344-421). Будучи блудницей, она прибыла в Иерусалим вместе с христианскими паломниками из Египта. Был тогда праздник Воздвижения Креста Господня и христиане шли в храм Воскресения Христова. Однако неведомая сила не пустила грешницу войти со всеми в храм. Тогда Мария Египетская обратилась с покаянной молитвой к Богородице, образ Которой находился перед входом в храм.
По преданию, это была икона, известная сейчас под названием «Иерусалимская». Божья Матерь не оставила заблудшую душу, повелела идти спасаться в пустыню за рекой Иордан. Услышав голос от иконы, Мария последовала повелению Богоматери. Так началось чудное обращение величайшей грешницы на путь покаяния, молитвы и поста.
В начале 18 века реставрировали Корсунскую икону Богоматери, хранившуюся в московском Успенском Соборе. В нижней части иконы царский изограф из иконописной мастерской Оружейной палаты Кирилл Уланов (1684-1731) нанес надпись на греческом и русском языках. Она сообщала историю появления образа в Москве. Согласно записи, икону написал апостол Луке в Гефсимании через 15 лет после Вознесения Спасителя.
Византийский император Лев I (401-474) перенес этот образ в константинопольский монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После чудесного избавления города от нападения скифов в начале 7 века почитаемую икону поместили во Влахернский храм. Затем святыня оказалась на крымской земле в городе Херсонесе (Корсуни).
После принятия христианства князь Владимир забрал с собой древний образ Богоматери. По его повелению икону перенесли в новопостроенный Софийской собор в Великом Новгороде. В 1572 году царь Иоанн Грозный распорядился перевезти образ в Кремль. В новгородском Софийском соборе оставили список (копию).
После распространения данной версии о происхождении Корсунской иконы верующие стали именовать ее Гефсиманской, или Иерусалимской
Во время захвата Москвы французами в 1812 году Успенский собор Кремля подвергся осквернению, захватчики устроили в нем конюшню. С тех пор Иерусалимский образ с драгоценным окладом исчез. Существует предположение, что его отвезли во Францию. Долгое время местом нахождения древнего образа считался собор Парижской Богоматери. Однако, согласно официальному ответу французских властей в 1977 году, подобной иконы в соборе не было.
Существует и другая версия о дальнейшей судьбе пропавшей Иерусалимской иконы. Ее авторы — журналист Василий Иванович Кельсиев (1835-1872) и беллетрист-этнограф Павел Иванович Мельников (1818-1883). Согласно их данным, пропажа Иерусалимской иконы связана с деятельностью московских старообрядце. Якобы те воспользовались ситуацией в городе при вхождении французский войск. Названо было даже имя похитителя — Никифор Тимофеев. Однако никаких дальнейших сведений это предположение не предоставляет.
В 1701 году при реставрации Иерусалимской иконы царские иконописцы сделали ее список (копия), который поместили в церкви Рождества Богородицы на Сенях (Москва). С 1813 года список занял место похищенной древнейшей иконы в Успенском Соборе Кремля. Сейчас икона находится в пристенном иконостасе у южной стены собора за Мономаховым троном. Образ отличается внушительными размерами: 210 х 152 см.
Другой почитаемый список Иерусалимской иконы находится в Покровском соборе на Сергиево-Виноградском острове (Измайлово, Москва). С этой иконой связан случай чудесного избавления подмосковных деревень от свирепствовавшей холеры в 1866 году. При разорении собора в 1930-е годы икона почернела в результате пожара. Но вскоре она необъяснимо с рациональной точки зрения самостоятельно очистилась и обновилась в красках.
Также чудотворный список можно найти в бронницком храме в честь Иерусалимской иконы (Московская область). Эта икона (15 век) — точная копия кремлевского образа. Известно несколько случаев прекращения распространения чумы и холеры после крестного хода с этой иконой (1771, 1848, 1864, 1866).
Оригинальная Иерусалимская икона Божией Матери относится к типу «Дексиократуса» (с греческого — «Правосторонняя»), или как его еще называют, «обратной» Одигитрии (с греческого — «Путеводительница»). На иконе — поясное изображение Богоматери, держащей Иисуса Христа на правой руке. Голова Девы Марии склонена в сторону Сына. Однако Ее взгляд не устремлен на Иисуса. Глаза Богородицы отражают внутреннюю сосредоточенность и отрешенность от всего земного. Голова Спасителя немного приподнята, взгляд направлен в сторону Богоматери. Его правая рука сложена для благословения. Левая рука лежит на коленях и держит свернутый свиток (символ благой вести). На нем сине-зеленый хитон с золотым орнаментом и темно-розовый гиматий (накидка). Свисающий край гиматии частично прикрывает правую ладонь Богородицы. Пятки ног Иисуса прижаты друг к другу, а ступни развернуты. Мафорий (верхняя одежда) Приснодевы красного цвета, украшен драгоценной каймой.
По бокам древней Иерусалимской иконы (по описанию 1701 года) располагались 12 фигур апостолов в полный рост. В нижней части иконы — поколенное изображение 4-х мучеников: Георгия, Прокопия, Димитрия, Меркурия.
Существуют списки с зеркальным изображением. Спаситель находится на левой руке Богоматери. Правой рукой Иисус Христос благословляет, в левой у Него держава (символ власти). Изображение святых может отсутствовать или их состав изменен.
День памяти Иерусалимской иконы Богоматери — 25 октября по новому стилю.
Для православных христиан большое значение имеется возможность обращаться с молитвой к Божьей Матери. Это существенно отличает Православие от протестантских общин, не признающих молитву ни святым, ни Богоматери. Основной аргумент протестантов — не должно быть посредников между человеком и Богом. Православные этот вопрос рассматривают с другой позиции. Дева Мария — это не среднее звено между людьми и Создателем. Она Та, Кто родила Сына Божия и потому православные не могут отделить Ее от Спасителя.
Иерусалимская икона Божьей Матери — один из значимых православных святых образов. Это подтверждает наличие большого количества списков. Для христиан ключевым моментом является личное знакомство апостола Луки с Девой Марией. Именно апостол, как гласил Предание, написал данный образ Богоматери при Ее земной жизни. По мнению богослова Павла Флоренского (1882-1937), для настоящего иконописца важна личная встреча с Богом:
«Как же может писать икону тот, кто не только пред собою не имеет, но и не видывал никогда первообраза, или, выражаясь на языке живописи, натуры?».
Перед Иерусалимской иконой Божией Матери молятся о избавлении от пожаров, прекращении эпидемий, от несчастных случаев. Также верующие возносят свои моления об исцелении различных заболеваний, о разрешении сложных жизненных ситуаций.
Летом 2001 года в Российский реабилитационный центр «Детство» (Подмосковье) женщина И. привезла на лечение своего четырехлетнего сына, неспособного ходить. За время пребывания в центре женщина несколько раз посещала находящийся недалеко Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. Здесь она молилась перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Когда И. вернулась домой с сыном, ребенок стал самостоятельно ходить, хотя прежде лечение не приносило ощутимого результата.
Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоpа́дованная Влады́чице, пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия, всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице! Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем, и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся: моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́, о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице, да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит, и от гpехо́в вся́ких свободи́в, Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет: ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши, и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши, Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.
Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти, слез и воздыха́ний на́ших, но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши, пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́, умиле́нием сердца́ их испо́лни, и крест земна́го жития́ нести́ им помози́, ели́ка бо хо́щеши мо́жеши.
Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.