Иерусалимская икона Божией Матери

Вразумление грешницы

Иерусалимская икона Божией Матери особо почитается в Православии. Именно этот образ присутствует в истории обращения на путь спасения преподобной Марии Египетской (344-421). Будучи блудницей, она прибыла в Иерусалим вместе с христианскими паломниками из Египта. Был тогда праздник Воздвижения Креста Господня и христиане шли в храм Воскресения Христова. Однако неведомая сила не пустила грешницу войти со всеми в храм. Тогда Мария Египетская обратилась с покаянной молитвой к Богородице, образ Которой находился перед входом в храм.

По преданию, это была икона, известная сейчас под названием «Иерусалимская». Божья Матерь не оставила заблудшую душу, повелела идти спасаться в пустыню за рекой Иордан. Услышав голос от иконы, Мария последовала повелению Богоматери. Так началось чудное обращение величайшей грешницы на путь покаяния, молитвы и поста.

Иерусалимская икона Божией Матери
Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери: происхождение

В начале 18 века реставрировали Корсунскую икону Богоматери, хранившуюся в московском Успенском Соборе. В нижней части иконы царский изограф из иконописной мастерской Оружейной палаты Кирилл Уланов (1684-1731) нанес надпись на греческом и русском языках. Она сообщала историю появления образа в Москве. Согласно записи, икону написал апостол Луке в Гефсимании через 15 лет после Вознесения Спасителя.

Византийский император Лев I (401-474) перенес этот образ в константинопольский монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После чудесного избавления города от нападения скифов в начале 7 века почитаемую икону поместили во Влахернский храм. Затем святыня оказалась на крымской земле в городе Херсонесе (Корсуни).

После принятия христианства князь Владимир забрал с собой древний образ Богоматери. По его повелению икону перенесли в новопостроенный Софийской собор в Великом Новгороде. В 1572 году царь Иоанн Грозный распорядился перевезти образ в Кремль. В новгородском Софийском соборе оставили список (копию).

После распространения данной версии о происхождении Корсунской иконы верующие стали именовать ее Гефсиманской, или Иерусалимской

Исчезновение святыни

Во время захвата Москвы французами в 1812 году Успенский собор Кремля подвергся осквернению, захватчики устроили в нем конюшню. С тех пор Иерусалимский образ с драгоценным окладом исчез. Существует предположение, что его отвезли во Францию. Долгое время местом нахождения древнего образа считался собор Парижской Богоматери. Од­на­ко, согласно официальному ответу французских властей в 1977 го­ду, подобной иконы в соборе не было.

Существует и другая версия о дальнейшей судьбе пропавшей Иерусалимской иконы. Ее авторы —  журналист Василий Иванович Кельсиев (1835-1872) и беллетрист-этнограф Павел Иванович Мельников (1818-1883). Согласно их данным, пропажа Иерусалимской иконы связана с деятельностью московских старообрядце. Якобы те воспользовались ситуацией в городе при вхождении французский войск. Названо было даже  имя похитителя — Никифор Тимофеев. Однако никаких дальнейших сведений это предположение не предоставляет.

Почитаемые списки

В 1701 году при реставрации Иерусалимской иконы царские иконописцы сделали ее список (копия), который поместили в церкви Рождества Богородицы на Сенях (Москва). С 1813 года список занял место похищенной древнейшей иконы в Успенском Соборе Кремля. Сейчас икона находится в пристенном иконостасе у южной стены собора за Мономаховым троном. Образ отличается внушительными размерами: 210 х 152 см.

Другой почитаемый список Иерусалимской иконы находится в Покровском соборе на Сергиево-Виноградском острове (Измайлово, Москва). С этой иконой связан случай чудесного избавления подмосковных деревень от свирепствовавшей холеры в 1866 году. При разорении собора в 1930-е годы икона почернела в результате пожара.  Но вскоре она необъяснимо с рациональной точки зрения самостоятельно очистилась и обновилась в красках.

Также чудотворный список можно найти в бронницком храме в честь Иерусалимской иконы (Московская область). Эта икона (15 век) — точная копия кремлевского образа. Известно несколько случаев прекращения распространения чумы и холеры после крестного хода с этой иконой (1771, 1848, 1864, 1866).

Иерусалимская икона Божией матери: иконография

Оригинальная Иерусалимская икона Божией Матери относится к типу «Дексиократуса» (с греческого — «Правосторонняя»), или как его еще называют, «обратной» Одигитрии (с греческого — «Путеводительница»). На иконе — поясное изображение Богоматери, держащей Иисуса Христа на правой руке. Голова Девы Марии склонена в сторону Сына. Однако Ее взгляд не устремлен на Иисуса. Глаза Богородицы отражают внутреннюю сосредоточенность и отрешенность от всего земного. Голова Спасителя немного приподнята, взгляд направлен в сторону Богоматери. Его правая рука сложена для благословения. Левая рука лежит на коленях и держит свернутый свиток (символ благой вести). На нем сине-зеленый хитон с золотым орнаментом и темно-розовый гиматий (накидка). Свисающий край гиматии частично прикрывает правую ладонь Богородицы. Пятки ног Иисуса прижаты друг к другу, а ступни развернуты. Мафорий (верхняя одежда) Приснодевы красного цвета, украшен драгоценной каймой.

По бокам древней Иерусалимской иконы (по описанию 1701 года) располагались 12 фигур апостолов в полный рост. В нижней части иконы — поколенное изображение 4-х мучеников: Георгия, Прокопия, Димитрия, Меркурия.

Существуют списки с зеркальным изображением. Спаситель находится на левой руке Богоматери. Правой рукой Иисус Христос благословляет, в левой у Него держава (символ власти). Изображение святых может отсутствовать или их состав изменен.

День памяти Иерусалимской иконы Богоматери — 25 октября по новому стилю.

Иерусалимская икона Божией Матери: значение, в чем она помогает

Для православных христиан большое значение имеется возможность обращаться с молитвой к Божьей Матери. Это существенно отличает Православие от протестантских общин, не признающих молитву ни святым, ни Богоматери. Основной аргумент протестантов — не должно быть посредников между человеком и Богом. Православные этот вопрос рассматривают с другой позиции. Дева Мария — это не среднее звено между людьми и Создателем. Она Та, Кто родила Сына Божия и потому православные не могут отделить Ее от Спасителя.

Иерусалимская икона Божьей Матери — один из значимых православных святых образов. Это подтверждает наличие большого количества списков. Для христиан ключевым моментом является личное знакомство апостола Луки с Девой Марией. Именно апостол, как гласил Предание, написал данный образ Богоматери при Ее земной жизни. По мнению богослова Павла Флоренского (1882-1937), для настоящего иконописца важна личная встреча с Богом:

«Как же может писать икону тот, кто не только пред собою не имеет, но и не видывал никогда первообраза, или, выражаясь на языке живописи, натуры?».

Перед Иерусалимской иконой Божией Матери молятся о избавлении от пожаров, прекращении эпидемий, от несчастных случаев. Также верующие возносят свои моления об исцелении различных заболеваний, о разрешении сложных жизненных ситуаций.

Летом 2001 года в Российский реабилитационный центр «Детство» (Подмосковье) женщина И. привезла на лечение своего четырехлетнего сына, неспособного ходить. За время пребывания в центре женщина несколько раз посещала находящийся недалеко Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. Здесь она молилась перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Когда И. вернулась домой с сыном, ребенок стал самостоятельно ходить, хотя прежде лечение не приносило ощутимого результата.

Молитва перед Иерусалимской иконой Божией Матери

Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Богоpа́дованная Влады́чице, пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия, всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице! Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем, и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся: моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́, о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице, да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит, и от гpехо́в вся́ких свободи́в, Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет: ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши, и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши, Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.

Кондак

Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти, слез и воздыха́ний на́ших, но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши, пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́, умиле́нием сердца́ их испо́лни, и крест земна́го жития́ нести́ им помози́, ели́ка бо хо́щеши мо́жеши.

Величание

Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

Предыдущая запись Евангелие от Иоанна глава 15 — что означает
Следующая запись Возлюби ближнего своего — кого и как любить?