Икона Благодатное Небо – история и почитание

Пресвятая Богородица и Её иконы

В Православной иконографии существует более восьмисот различных образов Божьей Матери (по данным книги «Символика и семантика иконописного образа»). Среди них икона «Благодатное Небо». Какова её история? И в чём заключается особенность этого священного изображения? Чтобы узнать ответы на данные вопросы, необходимо иметь представление о роли Девы Марии в христианстве, а также о значении Её икон.

икона Благодатное Небо
Богородичная икона «Благодатное Небо»

Православные христиане почитают Деву Марию выше всех других Божьих праведников. Ведь Она стала Матерью воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа. Он искупил грехи человечества, примирил его с Богом и открыл всем нам дорогу в Царствие Небесное. Зачатие Господа в утробе Марии произошло непорочно, при участии Святого Духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: 

«Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери… Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов» (Полное собрание творений, том 4).

Пресвятая Богородица – наша главная Заступница и Молитвенница перед Господом на Небесах. Христиане обращаются к Ней не только в духовных, но и в житейских нуждах. Иконы Девы Марии помогают нашей молитве быть более осмысленной и внимательной. Написанный священный образ возносит наш ум и сердце к Первообразу, к Самой Богоматери. Приведём наставление преподобного Никодима Святогорца:

«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной. Возблагодари Её за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира. И что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство в помощь нам» («Творения»).

Икона «Благодатное Небо»: описание

Этот святой образ относится к группе икон, называемых Акафистными. Они прославляют Деву Марию как Царицу Небесную, опираясь на Её описания их акафистов – богослужебных произведений хвалебно-благодарственного характера.

Пресвятая Богородица на иконе изображена в полный рост, с Младенцем Христом в левой руке. Они окружены красным овальным нимбом (мандорлой) и исходящими жёлтыми волнистыми лучами, подобными языкам пламени. Головы Матери и Сына украшены коронами. Пальцы правой руки Богомладенца сложены в благословляющем жесте. Левой же рукой Он прижимает к груди Евангелие. Фон украшен облаками.

Название иконы «Благодатное Небо» взято из строчки Богородичного тропаря: «Что Тя нарече́м, о, Благода́тная? Не́бо? – я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды». Текст тропаря присутствует в верхней части иконы, обрамляя фигуры Богоматери и Христа. Нередко икону именуют первыми словами данного песнопения – «Что Тя Наречем».

Существуют и другие варианты этого святого образа, в том числе и многофигурный (с изображением пророков и других святых). Поэтому «Благодатное Небо» можно рассматривать как отдельный тип Богородичной иконографии.

Композиция иконы «Благодатное Небо» отсылает нас к известному библейскому образу – «Жена, облеченная в солнце». Он представлен в пророческой книге апостола Иоанна Богослова «Апокалипсис», повествующей о конце времён и Втором пришествии Христа. События будущего были представлены автору в видении. В нём Иоанн, помимо прочего, увидел загадочное небесное знамение: окружённую солнечным сиянием женщину с сыном, на которых покушается страшный дракон. Согласно одному из богословских толкований, облеченная в солнце жена – это Богоматерь с Иисусом Христом. Дракон же является образом иудейского царя Ирода, желавшего убить Богомладенца.

Икона «Благодатное Небо»: история почитания

Автор и происхождение иконы «Благодатное Небо» неизвестны. Согласно старинному преданию, не позднее 13-го века её оригинал был передан Константинопольским Патриархом в дар жителям Смоленска. В конце 14-го столетия, когда Смоленск входил в состав Литовского княжества, дочь местного правителя Витовта, София, обручилась с русским князем Василием Дмитриевичем. Она привезла икону в Москву в качестве родительского благословения.

Спустя два века царскими иконописцами был создан список (копия) «Благодатного Неба» для Архангельского собора Московского Кремля. Оригинал иконы не сохранился, однако в 19 веке широко прославилась её копия, которая и по сей день украшает левую часть иконостаса собора. Перед образом Богоматери ежедневно служился молебен. Также раз в неделю читался акафист и проводилось водоосвящение.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» почиталась не только православными, но и христианами других конфессий. Например, сохранилось свидетельство о чудесном исцелении тяжело больной лютеранки. В начале прошлого столетия святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил создать список иконы для Успенского Скита Ярославской губернии. Сегодня эта копия хранится в Воскресенском соборе города Тутаев.

Церковные празднования в честь иконы «Благодатное Небо» совершаются дважды в году – 19 марта и в День Всех Святых (1-е воскресение после Праздника Святой Троицы). Этому Богородичному образу традиционно молятся об избавлении от недугов души и тела, а также для наставления заблудших людей на путь спасения. Икона почитается покровительницей воинов воздушного десанта.

Молитвы Божьей Матери перед Её иконой «Благодатное Небо»

Тропарь, глас 6

Что Тя нарече́м, о, Благода́тная?/ Не́бо? – я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды;/ рай? – я́ко прозябла́ еси́ Цвет нетле́ния;/ Де́ву? – я́ко пребыла́ еси́ нетле́нна;/ Чи́стую Ма́терь? – я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га.// Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как Тебя назовем, о Благодатная? Небом? Потому что на Тебе взошло Солнце Правды. Раем? Потому что Ты произрастила бессмертный Цветок. Девой? Потому что осталась непорочна. Чистой Матерью? Потому что держала в святых Твоих объятьях Сына и Бога для всех. Его же моли о спасении душ наших.

Кондак, глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою гордимся, потому что мы – Твои рабы, да не будем ничего опасаться.

Молитва

Что Тя нарече́м, о, Благода́тная Богома́ти Богоотрокови́це, Пренепоро́чная Мари́е? Ки́ими песнопе́нии возвели́чим Тя, возвели́ченную Не́бом и земле́ю, А́нгелами и челове́ки? Яви́ся бо на Тебе́ неслы́шанное от ве́ка на земли́ и несве́домое А́нгелами на Небеси́ та́инство, па́че ума́ и сло́ва, вочелове́чения Бо́га Сло́ва, рожде́ннаго съискони́ от Безнача́льнаго Отца́ без ма́тери и воплоще́ннаго в Твое́й утро́бе и с нетле́нною печа́тию де́вства Твоего́ роди́вшагося.

О, чу́до всех дре́вних и но́вых чуде́с! Непрело́жное сло́во Сама́го Бо́га о победоно́сном се́мени жены́ и испо́лнися и соверши́ся в Безму́жней Де́ве. О, неизмери́мая глубина́ прему́дрости и вели́чия Бо́жия! Ки́ими имены́ нарече́м Тя, о Неве́сто Неневе́стная? Заре́ю ли нарече́м Тя восходя́щаго на не́бе со́лнца? Но Ты – са́мое Не́бо, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с Бог наш, Спаси́тель гре́шных. Имену́ем ли Тя врата́ми, вводя́щими в поте́рянный прароди́телями рай, оби́ловавший все́ми блага́ми? Но Ты Сама́ еси́ благода́тный рай, произрасти́вшая Цвет нетле́ния, врачу́ющий и отгоня́ющий смерде́ние греха́ и злово́ние прароди́тельскаго тле́ния.

Нарече́м ли Тя ю́ною Непоро́чною Де́вою, не позна́вшей бра́ка? Но Ты и до ста́рости пребыла́ Неискусобра́чною и де́вственною до рожде́ния, и в рожде́нии, и по рожде́нии Сы́на пребыла́ еси́. Наимену́ем ли Тя Чи́стою и Свято́ю Мари́ею, превозше́дшею Свое́ю чистото́ю всех ма́терей и прама́терей? Но Ты не то́кмо родила́ Того́ Младе́нца Христа́, но и носи́ла Его́ при Свои́х пе́рсех, и пита́ла Твои́м матероде́вственным млеко́м, Того́, И́же пита́ет вся́кое созда́ние, Ему́же со стра́хом и тре́петом предстоя́т Небе́сныя си́лы и Его́ же хва́лит вся́кое дыха́ние и тварь.

О, вои́стину Ты ди́вная еси́ в жена́х, чу́дная в де́вах, неподража́емая в ма́терех! К Тебе́ пред Твои́м Боже́ственным ли́ком припа́даем и пред Твои́ми святы́ми стопа́ми поверга́ем и слага́ем все на́ши мы́сли, жела́ния, наме́рения и чу́вства. Освяти́ их Твои́м Богома́терним призре́нием и вознеси́ их, я́ко же́ртву на́шего смире́ннаго се́рдца, я́ко малоце́нную ле́пту на́шей духо́вной нищеты́, к Престо́лу Сы́на Твоего́, Спаси́теля на́шего, да и́миже весть судьба́ми упра́вит наш путь ко спасе́нию и насле́дию Ца́рствия Его́, не иму́щаго конца́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Тропарь воскресный – что это и для чего
Следующая запись Акафист Казанской Божьей Матери