Икона Божией Матери — значение, история, почитаемые образы

Узнайте все самое интересное и полезное об иконах Божией Матери, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Образ Божией Матери: история почитания

Особым почитанием в Православии пользуются образы Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Не только в храмах, но и в домах каждой православной семьи имеется икона Божией Матери.

«Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает (в себя) краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его (внутреннего) храма. «Человек есть храм Святого Духа». Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

икона Божией Матери
Икона Божией Матери на фоне храма

По преданию, евангелистом Лукой была написана первая икона Божией Матери еще при земной жизни Пресвятой Девы. Первоначальное почитание образов Богоматери началось в землях Палестины, связанных с жизнью Спасителя и Его Матери.

Одними из древнейших образов Богоматери, сохранившихся до нашего времени, являются изображения, найденные в римских подземных катакомбах (2-3 век). С 4 века иконография Богородицы широко развивается сначала в Византии и на Балканах, а после 10 века — и на территории Руси.

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120. 

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами. Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость». А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности. Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу. Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908). 

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей. 

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

«Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий, 296-373).

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант  написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

В Ветхом Завете сказано: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Книга Исаии, 7:14).

Из Нового Завета выбраны строки: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1:35). 

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6). 

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире. Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа. На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская. 

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»). Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему. Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение. 

«Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем Ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице, Пресвятой Деве Марии» (святитель Серафим Соболев, 1881-1950).

Примерами икон типа  «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской. На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом. Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

Предыдущая запись Где родился Иисус Христос — история земной жизни Сына Божия
Следующая запись Утреннее правило — какие молитвы читать, как и зачем