Икона Иисуса Христа — как изображают Бога

Проблема изображения Бога в христианстве

Икона Иисуса Христа — по-настоящему революционное явление. Ветхий Завет запрещал создавать изображения одушевленных существ. Еврейский народ имел склонность из любого изображения делать себе идолов. Тем самым евреи впадали в язычество и согрешали против Бога. Таким образом нарушали вторую заповедь: “не сотвори себе кумира”. Однако проблема изображения Бога основывалась не только на соответствующей заповеди. Бога никто и никогда не видел “лицом к лицу”, это просто невозможно.

икона Иисуса Христа
Икона Христос Пантократор (Греция, XIV век)

Так, Господь предстал перед Авраамов в виде трех мужей (ангелов). А пророк Даниил описывает Бога Отца в виде старца:

“Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь” (Дан. 7:9).

Именно его слова в дальнейшем в христианском церковном искусстве послужили обоснованием возможности изображать Бога Отца в виде старца. Но в 1667 году Большой Московский Собор запретил любое изображение Бога Отца. Хотя во многих храмах этот запрет игнорировался. В наше время богословские споры о допустимости или недопустимости изображения Бога Отца продолжаются.

Изображение Иисуса Христа

Первой иконой, на которой изображен лик Спасителя, считается образ Спаса Нерукотворного. По Преданию Церкви, икона получила свое название благодаря тому, что лик Иисуса Христа не был делом рук художника. Правитель города Эдессы Авгарь Ухама был неизлечимо болен проказой. Он послал в Палестину своего слугу Ананию, чтобы изобразить Иисуса Христа на холсте. Христос умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу и Авгарь исцелился от проказы. Образ Иисуса Христа был размещен над вратами Эдессы. Со временем “Спас Нерукотворный” был утерян, но чудотворные списки этой иконы существуют в наши дни.

Изображения Иисуса Христа появились в первые века христианства в римских катакомбах. Часто образ Спасителя имел аллегорический вид. Господь изображался в виде

  • ягненка (агнца) (Ин. 1:29),
  • пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы кровью накормить птенцов),
  • дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем,
  • ягнёнка под якорем, символизирующим крест,
  • рыбы (ихтис).

Также были распространены антропоморфные изображения: Орфей, играющий на арфе, пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Но Трулльский собор в 692 годузапретил изображать Иисуса Христа в аллегорическом виде.

Изображения Спасителя, близкие традиционным иконописным образам, распространены начиная с VI века.

Икона Иисуса Христа: основные типы

Изображение Спасителя является неотъемлемой частью церковных и домашних иконостасов. Существует множество вариантов иконографических образов Спасителя.

Спас Вседержитель (Пантократор). Один из главных образов Иисуса Христа, Он представлен как Судья и Небесный Царь. Чаще всего Спаситель восседает на троне или стоит. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, правой – благословляет.

Великий Архиерей. На ней Иисус Христос изображен в образе Первосвященника.

Деисус. В центре иконы Спаситель (стоя или сидящим на троне), а по левую и правую руку от него Богородица и Иоанн Предтеча. Также рядом со Христом могут изображаться апостолы и иные святые. Икона символизирует заступничество святых и их молитва перед Небесным Царем за людей.

Икона “Не рыдай Мене, Мати”. На иконе представлен Спаситель, наполовину находящийся во гробе, за спиной у Него крест. Рядом или немного позади Христа плачущая Богородица. 

Спас Нерукотворный. Крупным планом лик Спасителя на плате или на черепице. 

Икона Иисуса Христа, написанная сестрами монастыря Суроти. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, как он видел Спасителя. Старец так описывал случившееся:

“И тут я увидел, как исчезла одна из стен моей кельи (та, что в сторону мастерской, возле нее стоит кровать). Я увидел Христа — в Свете, на расстоянии примерно шести метров от меня. Я видел Его сбоку. Волосы Его были светлыми, а глаза голубыми. Он мне ничего не говорил, только смотрел — но не прямо на меня, а как бы чуть в сторону.

Я все это видел не телесными глазами. Тут телесные глаза открыты ли, закрыты ли — никакой разницы нет. Я все это видел глазами душевными”.

Монахиня-иконописец по детальным описаниям преподобного Паисия написала икону Господа.

Также изображение Иисуса Христа входит в ряд Праздничных икон: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретенье Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение Господне. 

Иконография Пасхи

У людей, посещающих храм во время празднования Светлого Христова Воскресения, нередко возникает вопрос. Почему икона Праздника Пасхи в разных храмах может значительно отличаться по своему сюжету и написанию?

В некоторых случаях можно увидеть икону, на которой изображен Спаситель, выходящий из могильной пещеры. В других храмах представлен совершенно другой сюжет: Иисус Христос выводит людей из ада, начиная с Адама и Евы. При этом обе иконы считаются “правильными” пасхальными. Это иногда вызывает недоумение даже у верующих и давно воцерковленных людей. Ведь обычно сюжет праздника на иконах не отличается, даже при естественных отличиях эпохи написания и разных иконописцах.

Дело в том, что Пасха является исключением и имеет сразу два иконографических типа.

Первый тип

Одними из первых образцов иконографии праздника Пасхи являются византийские фрески и мозаики. На них чаще всего изображается сюжет, изложенный в не вошедшем в Библию апокрифе “Евангелие от Никодима”:

“И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние”.

Согласно Церковному Преданию, Спаситель после Своей телесной смерти сошел в ад для спасения душ умерших людей. После грехопадения Адама и Евы никто из людей вне зависимости от их образа жизни и святости в рай не попадал. Их души томились в аду, ожидая пришествия Мессии – Спасителя. Но Господь своими крестными страданиями дает людям надежду на спасение. Этот великий момент в истории человечества и изображается на византийских иконах Пасхи.

Данный иконографический тип икон выстроен по определенным принципам:

— Спаситель занимает центральное место на иконе и вокруг Него изображены несколько окружностей, из которых исходят лучи света. Это является символом Его величия и божественного достоинства. Ведь даже в преисподней Иисус Христос оставался Богом.

— В руках Христос держит символ Своих страданий – крест.

— Края белоснежного одеяния парят в воздухе и напоминают крылья херувима. Это указывает на то, как Иисус Христос поднимается из ада. 

— Под стопами Спасителя изображена кромешная тьма – бездна. На некоторых иконах из тьмы выглядывает антропоморфная фигура сатаны или бесов.

— Фон на иконах обычно золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют вечную славу Иисуса Христа.

— Первыми из ада Спаситель выводит Адама и Еву. Они обычно изображаются встающими с колен. Это символ выхода, подъема из греховного состояния, предшествующего спасению.

Второй тип

Второй иконографический тип: Спаситель выходящий из гроба. Появился в Европе. По обе стороны от Иисуса Христа могут быть изображаются ангелы. Иногда вместо пещеры изображается саркофаг с откинутой крышкой. Эта икона появилась в Европе, а в России широко распространена с XVII – XIX веков Ее как сюжет прост и привычен для восприятия верующих людей.

В то же время икона содержит некоторые несоответствия догматической традиции Церкви. Основное расхождение — для выхода Спасителя из пещеры не требовалось отваливать камень от входа в гробницу. Ведь тело Иисуса Христа после Воскресения не имеет внешних преград. По Преданию, караульные стерегли пустую пещеру. Ангелы отвалили камень рано утром, чтобы показать, что гробница пуста и Христос воскрес. 

Также из евангельского повествования известно, что ангелы во время Воскресения Иисуса Христа находились в пещере, а не снаружи. Римские воины, которые иногда присутствуют на иконе, изображаются спящими, что также не соответствует истине. В Римской Империи была строжайшая дисциплина,  сон во время караула карался смертью. Но несмотря на эти неточности, второй тип иконографического изображения Пасхи распространен среди праздничных икон.

Предыдущая запись Тщеславие это замаскированный грех
Следующая запись Молитва о примирении враждующих