Икона «Млекопитательница» – история и почитание

Божья Матерь – наша Небесная Заступница

Что означает богородичная икона «Млекопитательница»? Дева Мария почитается православными как величайшая из святых. Ведь Она непорочно, при участии Святого Духа, зачала и родила Сына Божьего, Спасителя всего человечества – Иисуса Христа. Также Она дольше всех людей находилась рядом с Богочеловеком, напитываясь Его Словом и благодатью.

икона млекопитательница
Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Святитель Феофан Затворник учит:

«Человеческое естество Бога взято из Приснодевы Марии через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего» («Письма»).

Святитель Феофан добавляет, что даже высшие чины ангелов не имели такого тесного и значимого участия в нашем спасении, как Богоматерь. Поэтому так сильно Её заступничество за людей перед Богом. Будучи Матерью Царя Небесного, Дева Мария почитается Церковью как Царица Небесная.

Православные христиане ежедневно обращаются к Божьей Матери в своих молитвах. Существует множество различных икон Пресвятой Богородицы. Некоторые из них совсем не похожи друг на друга. Однако все они служат «окном» в духовный мир. Они помогают нам через святое изображение возносить своё сердце к Самой Царице Небесной. Она услышит и поможет каждому, кто искренне и с покаянием обратится к Ней. Преподобный Никодим Святогорец наставляет: 

«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной. Возблагодари Её за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией. За то, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира. И что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство в помощь нам» («Творения»).

Икона «Млекопитательница»: описание и богословское значение

Икона Божией Матери «Млекопитательница изображает Деву Марию кормящей Богомладенца Своей грудью. Иногда Пречистая представлена в короне и в окружении ангелов. Богомладенец нередко изображается держащим рукой свою ножку. Риза (одеяние-покрывало) Девы Марии, как правило, синяя или зелёная, что символизирует земное происхождение Царицы Небесной. На заднем плане могут присутствовать небесные светила, а также фигуры взрослого Христа или святых.

Данный иконописный образ является разновидностью типа богородичных икон «Умиление». К нему относятся все те изображения Богородицы и Младенца Христа, на которых они склоняют друг к другу свои лики. Христос при этом нередко обнимает шею Матери. Вот что об «Умилении» говорит книга «Богословие иконы»:

«В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея. Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом».

Образ же кормящей Богоматери несёт дополнительное богословское значение. Дева Мария кормит Сына подобно тому, как питает души всех христиан. А также подобно тому, как Господь напитывает нас «чистым молоком» Слова Божьего (1Петр. 2:2). Младенец, приучившись к молоку матери, со временем переходит к твёрдой пище. Так же и мы, познав упрощённое христианское учение, впоследствии становимся способными воспринимать более глубокое и совершенное богословие (Евр. 5:12).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский сравнивает кормление материнским молоком с Таинством Причастия, в котором христиане соединяются со Христом:

«Как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого» («Моя жизнь во Христе»).

Икона «Млекопитательница»: история образа

Тем, кому нужна молитва «Млекопитательнице», полезно знать, что образ является наиболее древним из богородичных. В Римских катакомбах, где ранние христиане скрывались от гонений язычников, находится датированная 2 веком фреска кормящей Богоматери. 

Образ «Млекопитательница» получил особое развитие в Египте, в Коптской (христианской древневосточной) церкви. Известны несколько древних изображений кормящей Богородицы на стенах местных монастырей.

Конечно, коптские фрески младше римских. Но считается, что именно египетские изображения оказали решающее влияние на средневековый культ «Млекопитательницы» в Западной Европе. Прежде всего – в Италии и Франции. Так, самый знаменитый живописный вариант кормящей Богоматери — полотно Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (конец 15 века). В 16 веке католическая церковь запретила изображения наготы. Поэтому культ «Млекопитательницы» не получил дальнейшего развития в Европе.

Икона «Млекопитательница» в Православии

В византийское религиозное искусство образ кормящей Богородицы пришел с Запада в 14 веке. Наибольшее распространение он получил в Греции и других Балканских странах. Однако существует предание, что на Афоне чудотворная икона «Млекопитательница» была уже в 5 веке. Оттуда её якобы привёз в Иерусалим преподобный Савва Освящённый. Впоследствии святой образ хранился в основанной им лавре.

В 13 веке по завещанию преподобного Саввы икона была передана его тёзке – епископу Савве Сербскому. Он возвратил чудотворный образ на Афон, в сербский скит. Спустя несколько столетий копии «Млекопитательницы» были привезены в Россию. В 1859 году в Туле был основан единственный в России монастырь в честь данной иконы. Сегодня наиболее известные чудотворные образы «Млекопитательницы» находятся на Афоне, в Москве, Одессе и Иерусалиме.

Икона «Млекопитательница» – в чем помогает? Традиционно перед этим святым образом матери молятся Богородице о здоровье своих детей. Также мамы просят Пречистую послать им больше молока для кормления. Или помочь повзрослевшему ребёнку отлучиться от груди. Праздник иконы «Млекопитательницы» отмечается 25 января, в день святителя Саввы Сербского. Помимо молитв Богородице перед этой иконой, существует и соответствующий акафист. Он был утверждён Священным синодом РПЦ в 2019 году.

В 2011 году в Свято-Троицком соборе города Армавир произошло двойное чудо. Старинная и потемневшая икона «Млекопитательница» обновилась и заиграла яркими красками. Также она необъяснимым образом отобразилась на стекле киота.

Молитвы Богородице пред иконой «Млекопитательница»

Тропарь, глас 3

Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха,/ во́лею же О́тчею зачала́ еси́ Сы́на Бо́жия,/ от Отца́ без ма́тере пре́жде век су́ща,/ нас же ра́ди из Тебе́ без отца́ бы́вша,/ пло́тию родила́ еси́/ и Младе́нца млеко́м пита́ла еси́,/ те́мже не преста́й моли́ти // изба́витися от бед душа́м на́шим.

Перевод: Без семени от Божественного Духа по воле Отца зачала ты Сына Божия, от Отца без матери прежде начала времен бывшего, нас же ради без отца по плоти родила Ты и как Младенца молоком питала, потому не переставай молить об избавлении от бед душ наших.

Кондак, глас 5

Душ на́ших чу́вствия очи́стивше,/ у́зрим на ико́не та́инство пресла́вное,/ Творца́ Вселе́нной и Го́спода вы́шних сил,/ во объя́тиих держи́ма и от сосцу́ Твое́ю я́ко Младе́нца пита́ема,/ и, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся Тебе́/ и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, воззове́м:// ра́дуйся, Влады́чице, жи́зни на́шея Пита́тельнице.

Перевод: Душ наших восприятие очистив, увидим на иконе таинство невероятное, Творца Вселенной и Господа высших сил, в объятиях Ты держишь и от груди Твоей как Младенца питаешь, и со страхом и радостью поклоняясь Тебе и родившемуся от Тебя Спасителю нашему, воззовем: «Радуйся, Владычица, жизни нашей Питательница».

Молитва

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небе́сная на́ша Цари́це, млеко́м Христа́ Бо́га на́шего пита́вшая, и нас недосто́йных и многогре́шных Твое́ю бога́тою ми́лостию пита́еши. Спаси́ и изба́ви нас гре́шных рабо́в Твои́х от напра́сныя клеветы́, от вся́кия беды́ и напа́сти и внеза́пныя сме́рти.

Поми́луй нас в дневны́х часе́х, во у́тренних и вече́рних и во вся́кое вре́мя сохрани́ нас: стоя́щих, сидя́щих соблюди́ и на вся́ких путе́х ходя́щих и в ночны́х часе́х спя́щих покры́й и заступи́.Защити́ нас, Влады́чице Богоро́дице, от всех на́ших враг ви́димых и неви́димых и от вся́каго зла́го обстоя́ния. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди нам, Ма́ти Преблага́я, необори́мая стена́ и кре́пкое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Молитва святой Марте – православие или суеверие?
Следующая запись Пояс Богородицы – святыня или талисман?