Икона от сглаза и порчи — Православие ни при чем

Как уберечься от порчи и сглаза

Во все времена всевозможная мистика пользовалась большой популярностью. Вот и сейчас знахари и целители, используя церковную атрибутику, «лечат» людей, которые не разбираются в христианских догматах и канонах. В народном сознании понятия «порча», «сглаз» давно занимают прочные позиции. В наши дни в интернете и печатных изданиях легко найти всевозможные «молитвы». Среди них популярны молитвы от порчи, указания, как уберечься от сглаза. Даже в церковной лавке можно услышать вопросы: «Продается ли у вас «специальная» икона от сглаза и порчи?».

Так что же такое – порча и сглаз? Как к ним должен относиться православный христианин?

икона от сглаза и порчи
Колдовство

Что такое порча и сглаз: православный взгляд

«Порча» — воздействие темных сил на человека, на которого в результате обрушиваются болезни, несчастья, неудачи. Порча «наводится» с помощью магических заклинаний и ритуалов. Существует мнение, что порче подвержены не только люди, но животные и имущество.

К колдовству прибегают по различным поводам и желаниям. Нужно «отбить» у кого-то вторую половину, испортить бизнес конкурента, доставить проблемы со здоровьем обидчику и тому подобное. Ожидается, что «испорченный» человек должен лишится интереса и возможностей помешать желаниям «заказчика». Никто, конечно, не спорит с тем, что колдовство — это реальность. Что есть люди, что действительно стараются наводить порчу и сглаз.

Но Православие отрицает их могущество. Христианство не исключает существование бесов, как носителей зла. Однако согласно Православному Учению, темные силы не могут по своему желанию причинить вред людям. Как не могли войти в свиней без Божьего на то разрешения (Евангелие от Матфея, 8:28-31).

Воздействию нечистых духов человек подвергается только удалением от Творца. В том случае, если постоянно добровольно согрешает и не соблюдает повеления Господа. Если темные силы не вольны причинять людям зло, следовательно, и обращение к их помощи в магии бессмысленно. Христианская вера четко устанавливает границу между Богом-Творцом и Его творением. В этом смысле все без исключения обитатели духовного мира — творения Божии. Даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. 

«Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными. Потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

«Связь» с Богом

Своим образом жизни, мыслями и поступками человек приближается к Создателю или отдаляется от Него. Развращение нравов, легкомыслие, постоянное увлечение материальными предметами – всё это способствует концентрации внимания человека только на житейском измерении. Духовные вопросы вытесняются на периферию. Так, добровольно удаляясь от Бога, человек лишается благодатной защиты и помощи, без которых невозможно достижение Царствия Небесного.

«Где этот кабель, соединяющий нас с энергией? Допустим, что мы электрический прибор, например мобильный телефон; мы мобильный телефон, а в контакте – электрическая энергия. Кабель, который свяжет нас с этой электрической энергией, который свяжет нас с Богом, – это заповеди Божии. Точное соблюдение заповедей Божиих.

А почему? Не потому, что они представляют собой какой-то кодекс законов. А потому, что соблюдение заповедей Божиих подтверждает течение в нас целительного процесса – смирения, послушания Богу, из которого рождаются все остальные харизмы. Соблюдение заповедей Божиих связывает нас с благодатью Божией. Поэтому всякий раз, когда мы преступаем заповедь Божию, мы повреждаем нашу связь с Богом. Мы ухудшаем эту связь, портим свое здоровье. Когда мы здоровы, мы чувствуем благодать. Но когда теряем (духовное) здоровье, тогда теряем и ощущение благодати Божией.

Итак, соблюдение заповедей Божиих связывает нас с Божественной энергией, и мы активируемся Святым Духом, Который есть Божия сила, данная Богом нам в Церкви. Он Утешитель, Дух истины, совершающий тайны спасения людей и всецелую тайну Церкви» (митрополит Лимассольский Афанасий).

Без Божьей защиты человек становится легко подверженным демоническому воздействию. Бессмысленно обвинять в своих неудачах и несчастьях кого-то конкретного или весь окружающий мир. Причина кроется внутри каждого человека — нарушение заповедей Божиих, сопротивление воли Божией или даже добровольное предание своей души темным силам.

Нужно ли бояться верующим порчи и сглаза?

Все несчастья и болезни не приходят к нам без ведома Господа. И посылаются они не только как наказание, но и вразумление для спасение человеческой души.

«Жизнь человека – дар Божий, и существование мира поддерживается, прежде всего, Промыслом Божиим, пусть он даже невидим за пеленой человеческой суеты. В руках Божиих – болезнь и здоровье, благополучие и страдание, успехи и неудачи, сама наша жизнь или смерть. И потому всё случающееся с нами есть попускаемый Богом необходимый нам в жизни урок» (священник Валерий Духанин).

Истинный христианин не должен бояться наведения порчи и сглаза от колдунов и магов. Оккультные чары бездейственны, если на то нет Божьей Воли. Но если христианин всё-таки подвергнется действию колдовства, это не повод для паники и отчаяния. Такое Божье попущение в конечном итоге все равно призвано наставить человека на путь спасения.

«Ни одна тварь не может прикоснуться к человеку – ни звери, ни люди, ни бесы – никто не может прикоснуться к человеку без благой и промыслительной воли Божией!» (преподобный Исаак Сирин, 640-700).

Икона: значение в Православии

Православная Церковь почитает святые иконы (образы) — изображения Господа, Богоматери, святых угодников, небесных сил. Христианское иконопочитание (догмат Седьмого Вселенского Собора, 787 год, Никея) ничего общего не имеет с идолопоклонством.

«Все виды почитания икон, воздаваемого православными христианами, по указанию церкви, приятны самому Богу. Иначе Он не стал бы через иконы святых творить чудеса» (архиепископ Сергий Спасский, 1830-1904).

Верующие чествуют и поклоняются не иконе как предмету, а изображенному на ней первообразу — самому Владыке Иисусу Христу, Божией Матери, святым и ангельским силам. Икона от сглаза и порчи не имеет к такому восприятию никакого отношения.

«Икона есть средство общения с Богом и со святыми… Следует добавить, что общение посредством икон осуществляется и в «обратном направлении». Не только мы обращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы Христа верующим подаются благодатные дары, в том числе и явным образом – через мироточения, чудесные обновления икон, чудесные исцеления. Это справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых» (иерей Олег Давыденков).

Икона от сглаза и порчи: магический амулет?

Сами по себе иконы лишены магических свойств. Сам факт их наличия у человека не может оказать влияние на жизненные ситуации и здоровье. Поэтому не следует воспринимать икону как амулет, защищающий от беды. Христианская вера обращена не к конкретным предметам, а к Всемогущему Создателю.

Амулет является языческим атрибутом. Он представляет собой предмет, который наделён сверхъестественным свойством оберегать, защищать человека и его имущество от дурного влияния, порчи и сглаза. Например, в качестве амулетов могут использоваться различные кулоны, пояски или красная нить на руке.

«Неправильно с точки зрения православной догматики говорить: «Иконка меня спасла, иконка защищает, исцеляет..» Спасает Бог Своею благодатию, которая присутствует в иконах («энергийно», по терминологии св. Григория Паламы), но не икона сама по себе (вещь). Сама по себе икона есть вещь — и ничего более» (священник Дмитрий Бокачев).

Порча и сглаз: православные методы борьбы

Многие люди задаются вопросом: как же защитить себя от порчи и сглаза? Однако Православие здесь ни при чем. Бессмысленно бороться с порчей и сглазом как непосредственным результатом магических манипуляций. Они не способны навредить христианину, который при Крещении отрекся от сатаны и вручил себя Богу.

Ежедневное молитвенное правило, регулярное посещение церковных богослужений, участие в Святых Таинствах Исповеди и Причащения — все это привлекает благодать Святого Духа и защищает от дьявольских козней. Поэтому постигшие несчастья являются не следствием порчи и колдовства, а результатом человеческой беспечности, отдаляющей от Господа. 

«Жить духовной жизнью – один простой ответ. Помнить, что у христианина есть только одна «альтернатива» – либо быть с Богом, либо попасть в руки его противника. А жить духовной жизнью – это значит на практике реализовывать свою веру. То есть искренне молиться, регулярно участвовать в таинствах, а не просто «верить в душе». Иначе такому человеку обеспечены и «сглаз», и «порча», и прочие бесовские нападки» (священник Александр Ермолин).

Икона от сглаза и порчи

Но всё-таки, есть ли икона от сглаза и порчи? И если есть, как она называется? Где ее искать и какие молитвы перед ней вычитывать? В Православии икона от сглаза и порчи отсутствует. Не может быть слабой или сильной иконы Господа. Царь неба и земли Один. Поэтому не имеет решающего значения, перед каким именно образом взывать к Нему о помощи. Этот же принцип относится и к почитанию Божией Матери. 

«Материнский покров Богородицы, материнская забота о человеке обнимает всю вселенную. И Пречистая приносит к престолу Сына Своего молитвы о всякой просьбе и взывании к Ней. Многие люди получали исцеления, благословения и вразумления от разных икон. И образ, у которого человек после молитвы получал просимое, начинали особо чествовать и именовать чудотворным.

Но очень важно не забывать, что Божья Матерь одна. И потому все, кто помолится перед Её Казанским образом, или Владимирским, или Почаевским, или «Нечаянной Радостью», или «Скоропослушницей», или «Взысканием погибших» — могут получить просимое. Мы должны взывать к Божьей Матери, в первую очередь, с верой. И имея веру, надеясь на Её материнский покров, получим исцеление от той иконы, у которой мы прибегаем к Богородице с молитвой» (протоиерей Василий Стецяк).

Святые угодники Божии — наши помощники в молитве и просители перед Творцом за людей. Православие не разделяет их по «специализации» с указанием обращаться к тем или иным святым только за защитой бесов. 

«Святой связан с Богом, как луч – с солнцем не по природе своей, а по благодати, и каждый святой имеет молитвенное дерзновение к Богу. Молитва – это общение с Богом и духовным миром. От «специализации» святых идея этого общения тускнеет и меркнет. Святой должен сделать конкретное дело, оказать помощь, которую приписывает ему справочник. А затем он становится лишним, если подобная нужда не повторится. Молитва постепенно теряет свою мистическую глубину: «кто» оказывается ненужным, остается «что»» (архимандрит Рафаил Карелин).

Защита от чародейства

В Православии нет и «специальных» молитв от порчи и сглаза. Для верующих они не нужны. Для ограждения от влияния демонических сил христиане используют крестное знамение. Крест, бывший орудием Смерти Иисуса Христа, Сына Божия, после Его Воскресения стал орудием спасения.

«Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство» (преподобный Антоний Великий, 251-357). 

В православном молитвослове можно найти молитвы Господу от воздействия на человека темных сил. Это не ритуал от порчи. Слова православных молитв являются призывом о помощи, не исключающей благого действия Божьей Воли над человеком.

«Во время всевозможных житейских бурь мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи. Нам кажется, что Бог забыл о нас и не видит происходящего, что события вышли из-под Его контроля и вот-вот захлестнут хрупкую лодку нашей жизни. Но Бог всегда сопровождает нас Своим невидимым участием в нашей судьбе. Молитва лишь помогает нам вспомнить об этой Божественной заботе, но отнюдь не «будит уснувшего Бога». Воля Бога о человеке всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной» (православный психолог Александр Ткаченко).

Молитва Господу от воздействия темных сил

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, огради́ мя святы́ми Твои́ми А́нгелы, моли́твами Всепречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, свята́го архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих Небе́сных сил беспло́тных, свята́го проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна, свята́го апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва, священному́ченика Киприа́на и му́ченицы Иусти́ны, святи́теля Никола́я, архиепи́скопа Мир Лики́йских, Чудотво́рца, святи́теля Льва, епи́скопа Ката́нскаго, святи́теля Ники́ты Новгоро́дскаго, святи́теля Иоаса́фа Белгоро́дскаго, святи́теля Митрофа́на Воро́нежскаго, преподо́бнаго Се́ргия, игу́мена Ра́донежскаго, преподо́бных Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких, преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго, Чудотво́рца, святы́х му́чениц Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и ма́тери их Софи́и, свята́го му́ченика Три́фона, святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны и всех святы́х Твои́х.

Помози́ мне, недосто́йному рабу́ Твоему́ (имя молящегося), изба́ви мя от всех наве́т вра́жиих, от вся́каго зла, колдовства́, волшебства́, чароде́йства и от лука́вых челове́к, да не возмо́гут они́ причини́ти мне нико́его зла. Го́споди, све́том Твоего́ сия́ния сохрани́ мя зау́тра, и полу́дне, и ве́чер, и на сон гряду́щаго и си́лою благода́ти Твоея́ отврати́ и удали́ вся́кая зла́я нече́стия, де́йствуемая по науще́нию диа́вола. А́ще ко́е зло замы́слено или соде́лано е́сть, возврати́ его́ па́ки в преиспо́днюю. Я́ко Твое́ е́сть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва Честному Кресту

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Или кратко:

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.

Предыдущая запись Молитва от измены мужа – мнение Православия
Следующая запись Экклезиаст — это имя, книга, псевдоним?