Ислам (от арабского «покорность», «предание себя Единому Богу») является самой юной из мировых религий. Это монотеистическая религия с деистическим уклоном, последователи которой верят в единого Бога. Ислам и христианство происходят от ветхозаветного иудаизма.
«Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха» — исламская шахада.
Появился ислам в начале VII века на юго-западе Аравийского полуострова. Родоначальником религии считается Мухаммед (570-632). Он объявил себя пророком и образовал общину, которая затем стала основой Арабского халифата. Тех, кто исповедует ислам, называют мусульманами (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»). Сейчас мусульмане наиболее широко распространены в Северной Африке, Пакистане, Индии, Бангладеш и Индонезии. В России к основным исламским народам относятся башкиры и татары.
Согласно догматам ислама, Аллах через ангела передал Мухаммеду священное писание – Коран, состоящий из 114 глав (сур). Также ресурсом вероучения признается Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его изречения в виде хадисов (сказаний).
Ислам состоит из двух основных направлений. Первое – сунниты, составляют основную часть, придерживаются свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина. Второе – шииты, считают, что власть в общине должна быть только у потомков Мухаммеда.
Ислам для мусульман – это образ жизни, опора семейных и правовых отношений, собрание традиций и обычаев. Основными постулатами является вера в:
Также являются обязательными для исполнения пять «столпов ислама»:
Христианство и ислам являются авраамическими религиями. Они имеют общего родоначальника Авраама, персонажа Библии. Он стал первым человеком, которого избрал Бог для заключения завета (союза) с людьми. Христиане и мусульмане признают священный характер ветхозаветных текстов — Пятикнижия Моисеева. Ислам и христианство это две «религии откровения» — ядро их наставлений базируется на Божественном Откровении. Откровение понимается как «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» и отображено в Священном Писании.
Также свидетельством общего происхождения обеих религий является наличие общих «персонажей». Так, пророк Моисей в исламе почитается как пророк Муса, Иисус Христом признаётся как пророк Иса, а Дева Мария — Марьям.
В Православии и исламе есть немало общих черт. Одной из основных точек соприкосновения является вера в единого Бога и отрицание многобожия (язычества). Также в Православии и исламе утверждается, что видимый мир создан Богом, равно как и невидимый ангельский мир. В богословии обеих религий рассказывается о грехопадении прародителей человечества (Адама и Евы).
Также общим является постулат о том, что Бог дает Свое Откровение человеку, требует исповедания веры и заповедует молитву. В религиях признаются священные книги: в Православии – Библия, которая является источником любви и благодати, а в исламе – Коран, который представляет букву закона. Однако все перечисленные сходства носят лишь внешний характер. Они основаны на поведении в быту, нравственности (скромность, кротость, молитва), социальной деятельности, отношении к ближним и призыве творить добрые дела.
В поисках богословских различий между Православием и исламом мы решили обратиться к трудам О. Давыденкова “Догматическое Богословие” и А. Журавского “Ислам”.
Вместе с тем христианство и ислам имеют фундаментальные различия. Одним из основных является восприятие Бога. В Православии «Бог есть Любовь», которая воплотилась ради спасения человеческой души. В исламе Аллах есть Судья, который наказывает за нарушение богословского закона и предопределяет судьбу человека. Христианский Бог Сам сотворил человека, и Он по своей воле может перестать творить. В исламе Аллаху в сотворении человека помогают ангелы. Также в исламе утверждается постоянная божественная творческая активность, потому что «Аллах творит непрестанно» (А. Журавский, “Ислам”, Глава 6: “Вероучение. Бог и человек”).
Православная религия считает, что Бог обладает святостью и смирением, Он желает спасения всем людям. Господь не имеет таких характеристик, как хитрость, лукавство, гордость. В исламе Бог у мусульман не свят, потому что является источником добра и зла. Он не желает встречи с теми людьми, которые этого не хотят, и может быть грозным (А. Журавский, “Ислам”, Глава 6: “Вероучение. Бог”), хитрить, лукавить:
“Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов”(Сура 3. Семейство Имрана, 54-й аят).
Бог в понимании православных верующих учит любви к врагам и прощению ненавидящих нас. В то время как в исламе есть такое понятие как “джихад” (война с неверными) (А. Журавский, “Ислам”, Глава 5: “Культ. Паломничество”).
В рассматриваемых религиях существенно разнится восприятие человеческой личности. В Православии человек обладает свободной волей. Бог знает всё наперёд, но не предопределяет человеческого будущего. В исламе же человек лишен свободной воли, и все его действия предопределены Аллахом.
Радикально отличается духовное достоинство женщины перед Богом:
“Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества” (Сура 4: Женщины — Аят: 34).
В Православии женщина, как и мужчина (человек), сотворена по Образу и Подобию Божьему. В исламе она является низшим существом в сравнении с мужчиной, которому позволено даже бить её, если провинилась:
“А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их” (Сура 4: Женщины — Аят: 34).
Из такого отношения вытекает и различие в понимании супружества. В Православии у мужчины может быть только одна жена, а семья считается малой Церковью. Ислам допускает многоженство (до четырех жен) и любое количество наложниц:
“Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех” (Сура 4: Женщины — Аят:3).
В Православном богословии человек должен стремиться искать Бога и может соединиться с Ним. Согласно исламской трактовке, человек может искать только исполнения предписаний закона Аллаха и не может с ним соединиться в душе, уме и сердце. Также в Христианстве Бог может напрямую общаться с человеком, который находится с Ним в отношениях усыновления. Аллах общается только через ангелов и является господином в отношениях с человеком – рабом. В Православии превыше всего любовь к Богу, а в исламе – к закону Аллаха, но не к самому Аллаху.
Православная молитва может совершаться на любом языке, в то время как в исламе молитва допустима только на арабском языке. Христианский пост является воплощением духовной борьбы с грехом и дьяволом. Исламский пост предназначен лишь для награды в будущей жизни.
Картина рая тоже кардинально отличается в обеих религиях. В Православии в раю человека ожидает духовное блаженство и полнота Богопознания. А в исламе мусульман в раю ожидают плотские удовольствия без возможности познания Аллаха. По поводу попадания в ад также есть различия в восприятии.
В исламе грешники попадают в геенну огненную, в которой их ожидают страшные вечные мучения. Грешники будут связаны цепями, одеты в раскаленную смолу, а лица их будут в пламени. В Христианстве ад определяется как то место, в котором человек будет лишен общения с Богом. Душа грешника будет неспособна воспринимать Божественную Любовь и это будет причинять ей страдания и боль
Также различается и понимание греха. В Православии грех – болезнь человеческой души, которая происходит от грехопадения прародителей и ещё больше проявляется вследствие нарушения заповедей Бога. В исламе грех – это проступок, возникающий из-за неисполнения закона Аллаха. Причём грехопадение прародителей на это никак не влияет.
Из всех христиан первой с исламом столкнулась Православная Церковь Востока — государственная религия Византийской империи. С VII века начались регулярные столкновения мусульман с Византией. Ислам и Православие в своем взаимодействии основывались на собственных религиозных постулатах. От мусульман Коран требовал ведение священной войны против «тех, кто приписывает Богу неких сотоварищей» — то есть православных‚ которые верили в Святую Троицу. В христианстве же воспринимали ислам как ересь и «предвестника Антихриста». Религиозные распри между исламом и христианством продолжились и после падения Византии в 1453 году.
В настоящее время напряженность в отношениях христианства и ислама сохраняется. Но в современном мире у них гораздо больше общих точек соприкосновения, нежели поводов для разногласий. У православных и мусульман множество точек соприкосновения в области нравственности и в противостоянии окружающему атеистическому миру.