Главной реликвией христианской религии выступает Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Распятию, в частности, посвящен праздник Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Но для христиан Крест Христов не просто орудие казни. Напротив, это символ вечной жизни. Ведь Господь Иисус Христос, принявший мученическую смерть на Кресте, своими страданиями совершил искупление всего человечества. Именно так Он победил грех и смерть, которые поработили людской род после грехопадения. Именно благодаря Жертве Христовой человечество теперь свободно и может войти в Царство Небесное. Следовательно, Крест — это выражение любви Господа к людям (Евангелие от Иоанна, 3:16).
После смерти Спасителя деревянный Крест был брошен в колодец. После разрушения Иерусалима римлянами осенью 70 года место колодца с Крестом затерялось. Только в первой половине 4 века трудами царицы Елены, матери императора Константина Великого святыня была найдена,
Изображение Креста повсюду сопровождает христиан в их религиозной жизни. Крест присутствует на богослужебной утвари, религиозных книгах, облачениях священнослужителей. Некоторые храмы имеют мощевик с частицей Древа Креста. Православные церкви венчают купола с крестами. На христианских могилах устанавливают кресты — символ надежды всеобщего Воскресения при Втором Пришествии Господа. В знак исповедания христианской веры человек носит под одеждой нательный крест.
14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) в месяцеслове отмечено несколькими событиями. Главным из них является Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Помимо этого данный день отмечен Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Праздник был установлен в память о славной победе русских войск во главе с князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами (1164).
Также принято вспоминать Крещение Руси: в первый день августа 988 года жители Киева приняли христианскую веру.
Ещё в этот день совершается память семи мучеников Маккавеев, пострадавших в ветхозаветные времена за верность Единому Богу. 14 августа — это и начало двухнедельного Успенского поста.
Главный праздник, приходящийся на 14 августа, — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. События установления этого празднества восходят к IX веку. Летние месяцы в Константинополе (Стамбул) обычно сопровождались распространение различных заболеваний, вызванных жарким климатом. По императорскому приказу из царской сокровищницы выносился Крест Иисуса Христа, которым благословляли улицы и перекрестки города. Затем святыня полагалась для поклонения в Софийском храме, находящейся невдалеке от императорского дворца. До праздника Успения Пресвятой Богородицы перед Крестом Господним совершались многочисленные молебны с прошениями о прекращении болезней.
Помимо Изнесения Древа Креста Господня в Константинопольском храме был обычай освящения воды в первый день каждого месяца. Исключением был январь, когда совершалось Великое освящение воды по случаю праздника Крещения Иисуса Христа. Эти две традиции — выносить Крест на середину храма и освящать воду — составили основу церковного праздника 1 августа (по старому стилю).
С XII века празднование Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня распространилось практически во всех Православных Церквях. С конца XIV века этот праздник стали отмечать и в русских землях.
Слово «Происхождение», используемое в русском названии праздника, не совсем верно отображает сущность отмечаемого события. В греческом варианте названия использовано слово «προοδος», в буквальном смысле «несение впереди». То есть оно отображало несение древа Креста Господня во главе торжественной церемонии. Для отражения этого смыслового нюанса в современном русском православном календаре появилось дополнительное слово «изнесение».
На праздник Изнесения Древа Креста Господня в церквях совершается малое освящение воды. По традиции на Руси благословляется мед нового урожая и собранные лекарственные травы. Этот день еще известен в народе как «Медовый» Спас, «Мокрый» Спас или «Маковый» Спас.
Слово «Спас» является сокращением от слова «Спаситель». Народное сокращенное название праздника указывает на связь празднуемого события с Господом Иисусом Христом как Спасителя мира.
«Медовым Спасом» праздник стал называться из-за получения именно в это время второй выкачки меда. Такой мед считался лучшим, его несли в храм для освящения, раздавали нищим. Хозяйки готовили медовый квас, пекли медовики и угощали ими гостей.
Истоки этой традиции зародились еще в языческие времена. Часть собранного меда отдавалась в жертвоприношение славянским богам. После Крещения русских земель народная традиция переплелась с христианской верой. В храмах стали совершать освящение меда в знак благодарности Богу за ниспосланный урожай.
Название «Мокрый Спас» идет от обычая крестного хода к реке, где священник освящал воду. Затем совершалось купание, считалось полезным искупать еще и скотину. Многие верили, что такие водные процедуры полезны для здоровья. На этом купание в водоемах в ходе летнего сезона заканчивалось, приближалась осень.
«Маковым Спасом” праздник именуется согласно народной традиции приносить в храм собранные лекарственные травы и мак. 14 августа по новому стилю Церковь вспоминает память братьев Маккавеев, принявших мученическую смерть за Господа ещё до Рождества Христова. Созвучие их родового имени с названием растения «мак» породило в народе поверье. Якобы мак, освященный в этот день, обладает некой магической силой, способной отгонять злых духов.
Однако с православной точки зрения такое мнение — просто суеверие. Мученики Маккавеи никакого отношения к маку не имеют. Мак, как и другие травы, благословляются в храме для использования при лечении телесных болезней. Никаких волшебных свойств он не имеет и не может приобрести.
Одной из традиционных особенностей праздника Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня является вкушение свежего освященного меда и приготовленных из него блюд. Чаще всего это выпечка с медом: медовые пряники, торты, булочки, рулеты, блинчики. Также принято готовить медовый квас.
Неповторимый вкус, аромат и полезные свойства меда сделали этот продукт особенно популярным. Он используется как основа многих кулинарных лакомств и напитков.
Некоторые медовые рецепты уходят корнями в далёкое прошлое. Например, о напитке «сбитень» упоминает славянская летопись 1128 года. Рецепт сохранен до наших дней. Делается сбитень из воды, меда, пряностей и лекарственных трав. Употребление напитка в горячем виде является прекрасным согревающим и противовоспалительным лекарством. Холодный сбитень отлично утоляет жажду. Свое название напиток получил от способа приготовления — сбивания компонентов. Вода с медом соединяется с лекарственными травами и пряностями, затем тщательно все сбивается.
Использование меда в кулинарии обогащает блюда витаминами, минералами и микроэлементами. А в сочетании с целебными травами и маком благотворно влияют на организм человека.
Важно понимать, что вкушение меда, лекарственных трав и мака, освящённый на празднике, является благочестивой традицией как знак благодарности Господу за собранный урожай.
«То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин» (митрополит Бориспольский Антоний Паканич).
Тропарь
Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.
Кондак
Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.
Молитва Честному Кресту
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.
О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.