Как освятить крестик и для чего это делают

Крест — орудие казни

Нательный крест — обязательный атрибут каждого христианина, символизирующий Распятие Иисуса Христа. Прежде чем разобраться, как освятить крестик, нужно узнать о его значении.

Распятие на кресте широко применялось во времена Римской империи как позорная и мучительная казнь. Ей подвергались особо опасные преступники. К распятию был приговорен и Иисус Христос, Сын Божий.

«Страшно! Все пророки пророчествовали о Христе, а евреи Его били, заушали, оплевывали и, в конце концов, распяли! Всё это приводит человека в трепет, когда он об этом думает. Даже у человека самого равнодушного при наличии хотя бы немногого благого расположения, когда он начинает об этом размышлять, пробуждается духовный интерес» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

как освятить крестик
Православный нательный крест

Крест — знак победы

После крестной смерти и Воскресения Христа крест воспринимается как символ победы над смертью. Иисус, будучи Сыном Божиим, является источником власти и силы, поэтому Своей Кровью Он освятил крест.

В Православии установлено чествование Креста Христова несколько раз в году.

14 августа по новому стилю — Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. 27 сентября — Воздвижение Креста Господня. В третье воскресенье Великого поста, установленного перед праздником Пасхи, вспоминается крестная смерть Христа. Поэтому следующая после этого дня неделя называется Крестопоклонной. Крест как символ победы жизни над смертью вспоминается на Страстной недели перед Пасхой. Также такое воспоминание совершается каждые среду и пятницу на протяжении всего года.

Кресту посвящено много молитв, используемые в молитвенном правиле верующих и во время богослужений. Изображение Креста повсеместно присутствует в религиозной жизни верующих. Он заметен в украшении богослужебной утвари, книг, церковных одежд священнослужителей. Крест венчает купола православных храмов. На могилах христиан также ставится Крест. Это знак ожидания всеобщего Воскресения при Втором пришествии Сына Божия. 

Зримым символом исповедования христианства для верующих является ношение нательного креста.

Крест — символ христианства

Крест — основной символ христианства. Ко времени зарождения христианства относится применение в церковном искусстве символических мотивов. Основной причиной послужили гонения на христиан: невозможно было открыто использовать сюжеты, связанные со Христом. Это способствовало распространению криптограммов (зашифрованных текстов) и символических изображений. Так, ко 2-3 веку относятся найденный в римских катакомбах греческий акроним ИХТИС: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». А также изображение рыбы — с греческого «ἰχθύς» (ИХТИС) переводится как «рыба».

К раннехристианской символике относится изображение агнца. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна, 1:29). Также встречались символические изображения пеликана. Согласно античным легендам, птица пеликан кормит птенцов своей плотью. Первые христиане, рисуя пеликана, возносили свой ум ко Христу. Ведь Он также пролил Свою Кровь для спасения человечества.

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, 26:26).

Символическое изображение петуха использовалось как напоминание об отречении Петра:

«Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Евангелие от Матфея, 26:34). 

Образ Креста в первые времена христианства широко не использовался. Его могли изображать в виде якоря или корабля. Для христиан корабль, плывущий по волнам житейского моря ко Христу, является образом христианской жизни. Ведь цель каждого верующего — это обретение вечной жизни в единении с Богом.

После обретения в 4 веке Креста, на котором был распят Спаситель, окончательно утвердилось почитание Креста в форме распятия. К этому времени и относится обычай носить нательный крестик. Святитель Иоанн Златоуст (347-407) обличал женщин, которые на своих детей надевали амулеты. Он говорил: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Нательный крест

Во время Таинства Крещения новокрещенному христианину надевается нательный крестик. Он представляет собой небольшой крест из металла, дерева (или других материалов). Размером он в несколько сантиметров, носится на веревочке (гайтан) или цепочке на груди. Из-за того, что крест носится непосредственно на теле, а не поверх одежды, он называется нательным.

Для православных это символ готовности идти за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

После совершенного Таинства Крещения христианин — это последователь Христа. Ношение нательного крестика показывает готовность верующего «нести» свой «жизненный крест». Это значит не роптать при трудностях, все принимать с миром (трудиться «во славу Божию»).

По учению Церкви, нательный крест охраняет душу и тело верующего человека, отгоняет бесов. Как говорил старец Паисий Святогорец: «Крест Христов имеет великую силу». Поэтому его носят всю жизнь, не снимая. Целуют на молитве перед сном или как знак особого молитвенного благоговения.

Освящение креста

Ещё со времён Ветхого Завета было установлено чинопоследование по освящению рукотворных предметов. Так, например, были освящены скиния завета (Книга Исход, 40:34) и храм Соломона (Вторая книга Паралипоменон, 7:1). В раннехристианский период не существовало практики освящение креста. Данное чинопоследование сначала было установлено в Католической Церкви (точное время неизвестно). В Русской Православной Церкви практика освящения креста впервые описана в 1646 году (Требник Петра Могилы). 

Чин освящения нательного креста (благословение креста для ношения на теле) осуществляет священник в храме. При этом по Требнику (специальной богослужебной книге) читаются псалмы, тропари и кондак Кресту, тайные священнические молитвы. При окропления Креста святой водой священник трижды произносит:

«Освящается крестное сие знамение благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Освящение нательного креста необходимо для призывания Божьего благословения и «во отгнание же всякаго зла сопротивнаго, и во исцеление душевных, и телесных недугов» (молитва при освящении креста).

Крест — это амулет?

«Крест не является просто украшением. Более того, он не является неким магическим амулетом. Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека » (игумен Серапион Митько).

Само по себе ношение нательного креста не спасает человека, если отсутствует осознанное  исповедование того, что символизирует собой Крест Христов. Господь же хранит верующих в Него и уповающих на Него от многих бед  и несчастий. Крест как предмет украшения не может сам ограждать от зла. Защита христианам подаётся Спасителем, принявшем крестную смерть для спасения всех людей.

«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

Как самому освятить крестик

В Православии нет практики освящения нательного креста самостоятельно мирянином. Этот чин совершается только священниками. Поэтому, если возникла необходимость освятить крестик, нужно прийти в любой православный храм. 

Совершение чина освящения креста в церкви совершается для получения благословения на ношение креста человеком. Это становится как бы “одобрением к использованию”.

«Окропить святой водой с молитвой новую вещь: технику, еду, одежду, картину, подарки может любой член семьи. Но именно потому, что мы не случайное скопище самих по себе спасающихся людей, а единая Церковь Христова, обязанность освящения основных, глобальных вещей и ситуаций находится в прерогативе священнослужителей, которым по молитве всей Христовой Церкви подается особая благодать. Поэтому мы и приносим в храм на освящение снеди и иконы, машины (как часть дома) и приглашаем священников освящать наши дома» (игумен Силуан Туманов).

Нательный крестик спасает жизнь

Нательный крестик не только свидетельствует о том, что человек исповедует веру в Иисуса Христа. Имеется много чудесных случаев спасения человеческой жизни.

В июле 2006 года в поселке Северка (Свердловская область) молния ударила рядом с 16-летней Мариной. Ее спас нательный крестик. По словам врачей, именно он принял на себя часть всё-таки попавшего сильного электроудара. От крестика и цепочки не осталось и следа, а на теле Марины остался ожог.

В мае 2018 года 46-летний Андрей находился со своей матерью на дачном участке в поселке Ангарка (Чукотский автономный округ). Внезапно началась гроза. Мужчина находился рядом с машиной, когда в него попала шаровая молния. Основной удар пришелся на нательный крестик, который расплавился. Одежда и обувь обгорели. Молния прошла по цепочке крестика и вышла через левую ногу. Андрей остался жив, но получил несколько ожогов на теле.

В июне 2019 года в прессе был описан чудесный случай спасения жизни молодого мужчины. Сообщается, что в дорожного рабочего Николая Тюкина, работавшего на участке трассы М5 «Урал» (Пензенская область) во время грозы попала молния. Мужчина абсолютно не пострадал. Однако его одежда разорвалась в клочья и обгорела, а нательный крестик, принявший на себя удар, разлетелся на мелкие кусочки. На груди у Николая осталось лишь небольшое пятно. Молния не вошла вовнутрь тела, органы не были задеты. Прибывшие врачи засвидетельствовали, что крестик «сработал» громоотводом. Молния прошла по цепочке вдоль тела и вышла через правую ногу, где остались отметины.

Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

Тропарь, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.

Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.

Молитва перваяО, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит.

Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предыдущая запись Православные святые — кто это и что их объединяет
Следующая запись Молитва от зубной боли — кто поможет?