В Православии понятие смерти значительно отличается от того, какое значение ей придается в атеистическом обществе. Для неверующего человека смерть является полным прекращением существования организма. Для христианина же это переход души человека в бесплотный мир (рай или ад). Только тленное тело прекращает свое существование безвозвратно. Поэтому вопрос, как пережить смерть близкого человека, для верующего лишён острого отчаяния.
“Ты боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25), ибо Он не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38)” (преподобный Макарий Оптинский (Иванов)).
Иисус Христос своими страданиями на кресте и последующим Воскресением из мертвых дал надежду каждому человеку. Это надежда но воссоединение с Богом в Царствии Небесном. Первые христиане настолько стремились к Творцу, что смерть для них считалась великой радостью. Они ежедневно причащались и были готовы умереть в любую секунду.
“Вся наша жизнь — это время испытаний, трудов, скорбей, а смерть — это разрешение от уз плоти и возможность для человека быть с Богом, если он к этому готовился здесь, на земле” (игумен Нектарий (Морозов)).
Нам, современным людям, боящимся даже говорить на эту тему, стоит принять неизбежность смерти тела. А вот участь души после кончины зависит от нашего временного пребывания на земле. Поэтому верующий человек воспринимает земную жизнь, как небольшой подготовительный отрезок времени на пути к Господу.
“Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, что она служит только переселением от времени в вечность, а время Господь положил в Своей власти” (преподобный Макарий Оптинский).
Когда умирает близкий человек, в душе остается глубокая рана. Она не дает ни на минуту забыть о случившемся горе. Ощущение пустоты и невозможности вернуть умершего зачастую приводит к тяжелым депрессиям. Человек не знает, как справиться с горем, как пережить смерть близкого человека. Без веры в вечную жизнь такая потеря становится настоящей трагедией, которую сложно пережить.
Православный христианин в такой тяжелый период времени находит утешение в молитве Богу. В вере в то, что при телесной смерти не умирает душа, не исчезает личность человека. И значит, спустя время близкие и любимые люди могут встретиться в Царстве Небесном. Приходит понимание, что близкий не умер, а совершает переход в духовный мир, ожидающий каждого человека. И это дает надежду. В этом заключается спасение от уныния и от ропота на Бога.
“Благий Бог устраивает так, что человек умирает, когда он становится зрелым. Но что ни говори человек духовный, будь он молодым или старым, должен радоваться и тому, что он живёт, радоваться и тому, что ему предстоит умереть” (преподобный Паисий Святогорец).
Смерть, особенно внезапная, является тяжелым потрясением для близких и процесс принятия имеет несколько стадий:
– шок и отрицание случившегося. Первые дни, когда в смерть невозможно поверить;
– обида на Бога, на судьбу, зачастую депрессия. Сложный период, который может затянуться на долгое время, состояние опустошенности. На этом этапе остро чувствуется отсутствие близкого человека;
– принятие. Понимание, что у Бога все живы и каждому придется перейти в иной мир.
Прозвучит банально, но только обращаясь к Богу в молитве человек получает силы пережить утрату. Тогда понимаешь, что душе умершего предстоит встреча с Богом для решения его посмертной участи. И осознаешь, что гораздо больше слёз ему необходима наша заупокойная молитва о нем. Искренне молясь об умершем, мы оказываем ему неоценимую услугу, тем самым забывая о своем горе.
“Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним” (святитель Иоанн (Максимович)).
Также важна помощь и поддержка родных и неравнодушных людей. Не помогут формальные слова, не имеющие настоящего смысла. Пустые фразы вроде “время лечит”, “всем тяжело”, “еще выйдешь замуж, родишь ребенка и так далее”. Гораздо ценнее проявить живое участие, быть рядом, когда это требуется. Обязательно помолиться вместе за упокой души и молиться за самого человека.
Чаще всего живое участие и присутствие больше необходимо в период после похорон. Ведь суета и организация погребения притупляют остроту горя. А после человек остается наедине со своим горем и необходима поддержка со стороны. Именно в этот момент вопрос, как пережить смерть близкого человека, становится особенно острым.
Протоиерей Димитрий Смирнов на вопрос: “как пережить смерть мужа?” ответил:
“Человека разрубили пополам. Можно после этого спросить: «Как ты себя чувствуешь?» Чувствую себя – как разрубленный пополам. Это очень трудная ситуация. Одна прихожанка нашего храма после того, как овдовела, приходила в себя полтора года! Ко мне часто приходят женщины, у которых скорбь об утрате продолжается и пять, и восемь лет. Скорбь, конечно, притупляется, но… Что можно делать? Чтобы не было такой остроты от расставания – надо очень усиленно молиться об упокоении души, и тогда душа жены почувствует, что душа мужа воспринимает это… Также нужно чаще причащаться и после причащения обращать молитву к Богу о том, чтобы Господь дал этот крест понести – потому что, если это попущено, значит, Богу зачем-то это нужно именно так. Иначе они жили бы долго и счастливо и умерли бы в один день”.
Только помня о том, что все мы умрем, можно избежать многих ошибок во взаимоотношениях с близкими. Люди, на себе испытавшие горечь утраты, свидетельствуют об этом. Они говоря, что если бы только знали, что больше никогда не увидят любимых, никогда бы не сказали обидных слов в его адрес. Они с сожалением вспоминают время, потраченное на выяснения отношений, ссоры, обиды. И только после смерти близкого человека понимают, как сильно любили.
Как пережить смерть близкого человека? Вернуть жизнь в прежнее русло бывает очень сложно, практически невозможно. Но тяжелое горе дает толчок задуматься, принять важные решения, изменить свою жизнь. Наступит момент, когда каждый из нас покинет земную жизнь и предстанет пред Богом с ответом за все, что было совершено хорошего и плохого. Поэтому именно в этот момент стоит уделить своей духовной жизни больше внимания. Начать усердно молиться, подавать милостыню, совершать больше добрых дел. А главное – это помнить о смерти, ценить каждую прожитую минуту и не тратить времени впустую.
Вот что пишет игумен Нектарий (Морозов):
“Я очень хорошо помню, как когда-то давно, когда я потерял очень дорогого мне человека, меня неожиданно утешила одна мысль: «Я тоже умру». Она примирила меня с этой потерей, дала силы справиться с ней. Мне было больно расставаться с тем, кого опускали на моих глазах в сырую, холодную землю… Еще за мгновение перед тем казалось — невыносимо больно. Но… Но раз и я умру, то ведь расстаемся-то мы не навсегда! Я понял это тогда впервые, и мне сразу стало легче.
И так же неожиданно собственная смерть перестала страшить, как страшила прежде. В ту далекую страну, в которую отравлюсь когда-нибудь я, ушел тот, с кем мы были друзьями. И один человек, и другой, и третий… Я мало знаю об этой стране, об этой, иной, жизни. Но я знаю тех, кто уже в ней. И она уже не так пугает своей неизведанностью и неизвестностью. И еще — эта жизнь становится не просто чуть более знакомой, она становится реальной, и ощущается то, что, не смущаясь громких слов, можно назвать дыханием вечности…
Кто-то обязательно скажет, что все это доступно лишь сердцу верующего человека, что без веры эти слова, переживания пусты, ничтожны, смешны. И я с этим, ни минуты не споря, соглашусь. Без веры любые слова утешения — не только в этом случае — пусты, ничтожны и смешны, да и жизнь сама такова. Просто то, о чем я говорю здесь, помогло лично мне — эти мысли, эти переживания, этот опыт. Они научили думать о смерти с трепетом, но без горечи, с замиранием сердца, но без ужаса”.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.