Смерть родного или близкого человека – всегда боль и трагедия. Да, мы верим, что душа бессмертна, а смерть – это только переход в другой мир. Этому учит нас православная вера. Поэтому всегда будет актуальным вопрос, как поминать усопших.
“Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25)” (Преподобный макарий Оптинский).
Потому, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) Почему же тогда соприкосновение со смертью и для христианина становится тяжелым событием? Почему перед фактом смерти мы теряемся, а иногда впадаем в отчаяние?
Прежде всего мы оказываемся под впечатлением от осознания невозвратности этого события. От пришедшего понимания, что отношения наши с умершим изменились. Нас начинает угнетать невозможность что-либо сказать ему. Что-либо сделать для него в реальности этого мира, как это могло бы быть прежде.
Души его уже нет в этом мире, и мы переключаемся на заботы о теле покойного. На организацию похорон и поминальной трапезы, оформление необходимых документов. И в суете этих забот на задний план отодвигается важнейший смысл происходящего.
“Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь” (преподобный Макарий Оптинский).
Ведь за порогом смерти каждого из нас ждет встреча с Богом. Каждому из нас предстоит дать ответ за прожитую жизнь.
«Душа в том состоянии, в котором она к порогу смерти подошла, перейдет в вечность» (Священник Димитрий Беженарь).
У живущих в этом мире ещё есть время для покаяния. А вои у перешедших в мир иной этого времени нет. До Второго Пришествия Христова они уже не могут совершать и своего христианского призвания. То есть дел любви.
Церковь как живой организм Тела Христова принимает всех принявших Таинство Святого Крещения. Не только всех живых, но и всех уже прошедших свой земной путь. И в этом Богочеловеческом Теле Церкви действует благодать Божия,
«возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом» (преподобный Иустин (Попович).
Поэтому Церковь не оставляет без молитвенного попечения не только ныне здравствующих, но и своих усопших. Изменить их загробную участь к лучшему, оказывая поддержку горячей молитвой и искренней милостыней. Именно в этом смысл проблемы как поминать усопших.
Не стоит пренебрежительно относиться к испытанию души на мытарствах.
“Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы (Еф.6:12). Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях” (святитель Игнатий Брянчанинов).
Мы верим, что Господь, видя нашу любовь к ближнему, простит ему вольные и невольные прегрешения.
История Церкви хранит для нашего поучения множество рассказов о явлениях из загробного мира. Они подтверждают важность поминовения усопших. Приведем рассказ из книги священника Валентина Мордасова “У Бога все живы”. Он свидетельствует о возможности облегчения участи и некрещеного человека.
“У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила: как облегчить его загробную участь? В таком случае как поминать усопших? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню. А именно — душеспасительные книжки. Ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения. Он изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала. Значит, принял Господь эту жертву”.
По православному обычаю человеку, находящемуся при смерти, можно оказать молитвенную поддержку. Это будет чтение так называемой “отходной” – «Канона молебного при разлучении души от тела». Этот канон читается над умирающим для облегчения его телесных и душевных страданий. Такая молитва способствует переходу души в Вечность.
Как поминать усопших? В течение первых трех дней после смерти у гроба покойного принято зажигать свечи и непрерывно читать Псалтирь. Если нет возможности организовать такое чтение, то можно прочитать все кафизмы Псалтири, с перерывами.
Обычно до похорон проводят чин погребения (отпевание). Отпевание совершается священником в храме, куда доставляют гроб с усопшим, или на дому. В некоторых случаях отпевание совершают заочно после похорон.
Канон «Последование по исходе души от тела» из чина погребения можно прочитать у гроба покойного в первый день после смерти.
По благочестивому обычаю христиан мы также заказываем церковное поминовение об упокоении наших ближних на Литургии на сорока службах (сорокоуст). Этими молитвословиями мы испрашиваем у Господа спасения души для наших умерших и избавления их от мук и скорбей.
Опыт Церкви свидетельствует, что такое молитвенное «сопровождение» усопшего православного христианина принесет пользу его душе.
«Владычествующий над живыми и мертвыми… душу от нас преставившегося раба Своего» «в селениях святых водворит, и к праведным причтет» (Чин погребения мирских человек).
Существует сложившаяся православная традиция, как поминать усопших. При совершении поминок и поминальной трапезы центром всех этих мероприятий остается молитва об усопшем и милостыню за него. Прислушаемся к слову святителя Иоанна Златоуста о приоритетах в деле поминовения:
“Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство достойное его и его прославляющее: это милостыня”.
Нарушать установленный порядок будет звучание оркестровой музыки. Или скоромная пища на поминальном столе в постный день. Особенно это касается поминовения водкой. Недопустимо исполнение языческих обрядов (положение в гроб денег «для откупа от нечистой силы», выставление стаканов с водой для «утоления жажды души» и т.д.). Предпочтительнее использовать для украшения гроба и могилы не искусственные, а живые цветы. Они станут наглядным символом скоротечности человеческой жизни.
Непосредственно перед поминальной трапезой в дни поминовения усопших в течение года принято совершать краткий чин панихиды – литию. Её может прочитать мирянин. Допустимо заменить литию чтением 90-го псалма с молитвой «Отче наш» и краткой молитвой о упокоении.
Принято особо отмечать, прежде всего молитвой об усопшем и милостыней за него, третий, девятый и сороковой дни после его смерти. Третий день со дня смерти отмечается в память о Воскресении Христовом. Девятый – в честь девяти чинов ангельских, которые молятся о помиловании души усопшего. Сороковой день – сорокодневный период традиционно считается в Церкви временем, необходимым для приготовления к принятию спасительной Божественной Благодати.
Особыми для конкретного преставившегося ко Господу человека каждый год становятся дни его рождения и смерти.
Церковью установлены также общие особые дни поминовения усопших – родительские дни (большей частью субботы):
В эти дни принято заказывать об усопшем церковные службы – обедни и панихиды, раздавать милостыню.
В вопросе, как поминать усопших, неизбежно придётся столкнуться с негативными примерами. Особенно прискорбны случаи, когда церковное поминовение усопших является невозможным. В Церкви нельзя поминать (совершать церковное поминовение: отпевание, панихиды, проскомидии) за некрещеных и самоубийц. Но если последние были психически здоровы. Посоветуйтесь по этому вопросу со священником.
Некрещеные не являлись членами Церкви Христовой, не веровали в Христа и Его спасительную Жертву. Но за них возможна домашняя молитва, например мученику Уару. Самоубийцы самовольно отвергли жизнь как дар Божий.
Церковь, отказывая самоубийцам и некрещенным в поминовении перед Престолом Божиим, тем не менее, не выносит им окончательный приговор, отдавая их души на праведный Суд Божий. В утешение родственникам и близким самоубийц Церковью составлен «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», который можно читать на домашней молитве.
Кроме домашней молитвы, в память о наших несчастных усопших мы можем совершать милостыню и дела милосердия нуждающимся людям. Остается надежда на слова Священного Писания о том, что «милосердием и правдою очищается грех». (Притч.16:6)
Уповая на милосердие Божие, будем трудиться и над своей душой, помня слова преподобного Паисия Святогорца:
«Самая лучшая панихида по усопшим — исправление собственной жизни».
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреста́вленнаго) раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.
Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Помяни, Господи Боже наш, (по нашей) вере и надежде на жизнь вечную преставившегося раба Твоего (имя усопшего). Поскольку ты Благ и Человеколюбив, отпусти (ему) грехи, пренебреги самообманом (его), умали, освободи, оставь и прости ему все грехи его, сознательно и неосознанно совершенные, избавь его от наказания бесконечного и огненной кары, и даруй ему причастность к вечным Твоим благам, которые приготовлены любящим Тебя и радость от них: пусть он и согрешил, но не отступил же (он) от Тебя (не предал); и, несомненно, веровал в Отца и Сына и Святого Духа — Бога, прославляемого (нами всеми) как Троицу; и до последнего вздоха своего (он) придерживался этого.
Поэтому будь милостив, и (этой) верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь, нет же человека, который проживает жизнь без греха. Это, лишь Ты Один таков — Безгрешен и правда Твоя — абсолютна, Ты — Единый и Единственный Бог — милостивый, щедрый и действительно любящий нас, людей. И (мы) — славу Тебе воссылаем (из сердец наших) — как Отцу и Сыну и Святому Духу — и сейчас, как и раньше — и всегда, вовеки. Аминь (то есть, я говорю то, что до́лжно по закону Твоему).