Как поминать усопших — смысл, правила, запреты

Узнайте о том, как поминать усопших, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Смерть как переход в Вечность

Смерть родного или близкого человека – всегда боль и трагедия. Да, мы верим, что душа бессмертна, а смерть – это только переход в другой мир. Этому учит нас православная вера. Поэтому всегда будет актуальным вопрос, как поминать усопших.

“Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25)” (Преподобный макарий Оптинский).

Потому, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) Почему же тогда соприкосновение со смертью и для христианина становится тяжелым событием? Почему перед фактом смерти мы теряемся, а иногда впадаем в отчаяние?

как поминать усопших
Молитва об усопших

Конец это только начало

Прежде всего мы оказываемся под впечатлением от осознания невозвратности этого события. От пришедшего понимания, что отношения наши с умершим изменились. Нас начинает угнетать невозможность что-либо сказать ему. Что-либо сделать для него в реальности этого мира, как это могло бы быть прежде. 

Души его уже нет в этом мире, и мы переключаемся на заботы о теле покойного. На организацию похорон и поминальной трапезы, оформление необходимых документов. И в суете этих забот на задний план отодвигается важнейший смысл происходящего.

“Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь” (преподобный Макарий Оптинский).

Ведь за порогом смерти каждого из нас ждет встреча с Богом. Каждому из нас предстоит дать ответ за прожитую жизнь.

«Душа в том состоянии, в котором она к порогу смерти подошла, перейдет в вечность» (Священник Димитрий Беженарь).

У живущих в этом мире ещё есть время для покаяния. А вои у перешедших в мир иной этого времени нет. До Второго Пришествия Христова они уже не могут совершать и своего христианского призвания. То есть дел любви.

Молитва живых за усопших

Церковь как живой организм Тела Христова принимает всех принявших Таинство Святого Крещения. Не только всех живых, но и всех уже прошедших свой земной путь. И в этом Богочеловеческом Теле Церкви действует благодать Божия,

«возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом» (преподобный Иустин (Попович). 

Поэтому Церковь не оставляет без молитвенного попечения не только ныне здравствующих, но и своих усопших. Изменить их загробную участь к лучшему, оказывая поддержку горячей молитвой и искренней милостыней. Именно в этом смысл проблемы как поминать усопших.

Не стоит пренебрежительно относиться к испытанию души на мытарствах.

“Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы (Еф.6:12). Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Мы верим, что Господь, видя нашу любовь к ближнему, простит ему вольные и невольные прегрешения.

Важность поминовения усопших

История Церкви хранит для нашего поучения множество рассказов о явлениях из загробного мира. Они подтверждают важность поминовения усопших. Приведем рассказ из книги священника Валентина Мордасова “У Бога все живы”. Он свидетельствует о возможности облегчения участи и некрещеного человека.

“У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила: как облегчить его загробную участь? В таком случае как поминать усопших? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню. А именно — душеспасительные книжки. Ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения. Он изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала. Значит, принял Господь эту жертву”.

Как поминать усопших

По православному обычаю человеку, находящемуся при смерти, можно оказать молитвенную поддержку. Это будет чтение так называемой “отходной” – «Канона молебного при разлучении души от тела». Этот канон читается над умирающим для облегчения его телесных и душевных страданий. Такая молитва способствует переходу души в Вечность.

Как поминать усопших? В течение первых трех дней после смерти у гроба покойного принято зажигать свечи и непрерывно читать Псалтирь. Если нет возможности организовать такое чтение, то можно прочитать все кафизмы Псалтири, с перерывами.

Обычно до похорон проводят чин погребения (отпевание). Отпевание совершается священником в храме, куда доставляют гроб с усопшим, или на дому. В некоторых случаях отпевание совершают заочно после похорон.

Канон «Последование по исходе души от тела» из чина погребения можно прочитать у гроба покойного в первый день после смерти.

По благочестивому обычаю христиан мы также заказываем церковное поминовение об упокоении наших ближних на Литургии на сорока службах (сорокоуст). Этими молитвословиями мы испрашиваем у Господа спасения души для наших умерших и избавления их от мук и скорбей.

Опыт Церкви свидетельствует, что такое молитвенное «сопровождение» усопшего православного христианина принесет пользу его душе.

«Владычествующий над живыми и мертвыми… душу от нас преставившегося раба Своего» «в селениях святых водворит, и к праведным причтет» (Чин погребения мирских человек).

Поминки у православных

Существует сложившаяся православная традиция, как поминать усопших. При совершении поминок и поминальной трапезы центром всех этих мероприятий остается молитва об усопшем и милостыню за него. Прислушаемся к слову святителя Иоанна Златоуста о приоритетах в деле поминовения:

“Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство достойное его и его прославляющее: это милостыня”. 

Нарушать установленный порядок будет звучание оркестровой музыки. Или скоромная пища на поминальном столе в постный день. Особенно это касается поминовения водкой. Недопустимо исполнение языческих обрядов (положение в гроб денег «для откупа от нечистой силы», выставление стаканов с водой для «утоления жажды души» и т.д.). Предпочтительнее использовать для украшения гроба и могилы не искусственные, а живые цветы. Они станут наглядным символом скоротечности человеческой жизни.

Непосредственно перед поминальной трапезой в дни поминовения усопших в течение года принято совершать краткий чин панихиды – литию. Её может прочитать мирянин. Допустимо заменить литию чтением 90-го псалма с молитвой «Отче наш» и краткой молитвой о упокоении. 

Особые дни поминовения усопших в Православии

Принято особо отмечать, прежде всего молитвой об усопшем и милостыней за него, третий, девятый и сороковой дни после его смерти. Третий день со дня смерти отмечается в память о Воскресении Христовом. Девятый – в честь девяти чинов ангельских, которые молятся о помиловании души усопшего. Сороковой день – сорокодневный период традиционно считается в Церкви временем, необходимым для приготовления к принятию спасительной Божественной Благодати. 

Особыми для конкретного преставившегося ко Господу человека каждый год становятся дни его рождения и смерти. 

Церковью установлены также общие особые дни поминовения усопших – родительские дни (большей частью субботы):

  1. Вселенская родительская суббота Мясопустная (перед началом Масленицы);
  2. Троицкая вселенская родительская суббота перед праздником Пятидесятницы (Троицы);
  3. Родительские субботы во время Великого Поста (вторая, третья и четвертая субботы);
  4. Радоница (на девятый после Пасхи);
  5. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
  6. Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского).
  7. Покровская родительская (последняя суббота перед 14 октября)

В эти дни принято заказывать об усопшем церковные службы – обедни и панихиды, раздавать милостыню. 

Когда усопший лишается церковного поминовения

В вопросе, как поминать усопших, неизбежно придётся столкнуться с негативными примерами. Особенно прискорбны случаи, когда церковное поминовение усопших является невозможным. В Церкви нельзя поминать (совершать церковное поминовение: отпевание, панихиды, проскомидии) за некрещеных и самоубийц. Но если последние были психически здоровы. Посоветуйтесь по этому вопросу со священником.

Некрещеные не являлись членами Церкви Христовой, не веровали в Христа и Его спасительную Жертву. Но за них возможна домашняя молитва, например мученику Уару. Самоубийцы самовольно отвергли жизнь как дар Божий.

Церковь, отказывая самоубийцам и некрещенным в поминовении перед Престолом Божиим, тем не менее, не выносит им окончательный приговор, отдавая их души на праведный Суд Божий. В утешение родственникам и близким самоубийц Церковью составлен «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», который можно читать на домашней молитве.

Кроме домашней молитвы, в память о наших несчастных усопших мы можем совершать милостыню и дела милосердия нуждающимся людям. Остается надежда на слова Священного Писания о том, что «милосердием и правдою очищается грех». (Притч.16:6) 

Уповая на милосердие Божие, будем трудиться и над своей душой, помня слова преподобного Паисия Святогорца:

«Самая лучшая панихида по усопшим — исправление собственной жизни». 

Молитвы о упокоении

Молитва (из утреннего молитвенного правила)

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Молитва (из панихиды для чтения мирянами)

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреста́вленнаго) раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва (из Последования по исходе души от тела)

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.

Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Из Последования по исходе души от тела на русском языке

Помяни, Господи Боже наш, (по нашей) вере и надежде на жизнь вечную преставившегося раба Твоего (имя усопшего). Поскольку ты Благ и Человеколюбив, отпусти (ему) грехи, пренебреги самообманом (его), умали, освободи, оставь и прости ему все грехи его, сознательно и неосознанно совершенные, избавь его от наказания бесконечного и огненной кары, и даруй ему причастность к вечным Твоим благам, которые приготовлены любящим Тебя и радость от них: пусть он и согрешил, но не отступил же (он) от Тебя (не предал); и, несомненно, веровал в Отца и Сына и Святого Духа — Бога, прославляемого (нами всеми) как Троицу; и до последнего вздоха своего (он) придерживался этого.
Поэтому будь милостив, и (этой) верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь, нет же человека, который проживает жизнь без греха. Это, лишь Ты Один таков — Безгрешен и правда Твоя — абсолютна, Ты — Единый и Единственный Бог — милостивый, щедрый и действительно любящий нас, людей. И (мы) — славу Тебе воссылаем (из сердец наших) — как Отцу и Сыну и Святому Духу — и сейчас, как и раньше — и всегда, вовеки. Аминь (то есть, я говорю то, что до́лжно по закону Твоему).

Предыдущая запись Всевидящее Око: икона или масонский глаз?
Следующая запись Евангелие на каждый день года