Как правильно молиться — какие молитвы слышит Бог?

Узнайте, как правильно молиться, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Православное понимание молитвы  

С момента сотворения мира, человек нуждался в общении с Богом. Что такое молитва? Как правильно молиться? Молитва и магическое заклинание одно и то же? Об этом поговорим в сегодняшней статье.

Молитва – это разговор между человеком и Богом, Богородицей или святыми. Это словесное выражение сокровенных чувств, надежд, благодарности, просьб. Кроме того, это совокупный живой опыт многих поколений христиан общения с Богом.

как правильно молиться
Православный храм — место молитвы

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о молитве так:

«Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу – молитва».

Молитва и заклинание – одно и то же?

Многие невоцерковленные люди считают молитву словесной формулой, которая сама по себе избавляет от бед. Однако такое мнение неверно. Следует отличать христианскую молитву и разного рода магические заклинания.

Заклинания – это прежде всего установка, целью которой является получение конкретного результата (выздоровление, любовь, благополучие и т.д.). При помощи заклинаний человек пытается любым способом получить желаемое, которое он четко себе представляет. Для заклинания слова и их последовательность важны сами по себе.

Православие вкладывает совершенно иной смысл в понятие молитвы. Цель молитвы – радость от общения с Творцом и его святыми. Молитвы, которые мы видим в молитвословах – это пример того, как молились святые.

Какой должна быть молитва

Господь Иисус Христос дал нам образец молитвы:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;  и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:7-13).

Эта молитва называется Молитвой Господней.

Архимандрит Софроний (Сахаров), рассуждая о молитве, писал:

«Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием».

Святой Паисий Святогорец, живший в прошлом столетии, говорил:

«Молитва – это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа. Ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении. Потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом».

Христианское учение о молитве

Молитва является неотъемлемой частью жизни христианина. Благодаря общению с Богом, человек может понимать правильность своих действий. Молитва является компасом христианина.

Митрополит Илларион (Алфеев) пишет:

«Услышать Бога, почувствовать в Нем Отца, ощутить Его присутствие в Своей жизни — вот что является подлинной целью молитвы. Ответ Бога на молитву может приходить в самых разных формах. Но никогда искренняя и сердечная молитва христианина не остается без ответа».

О значении молитвы, ее цели и значимости говорят многие святые во все эпохи христианства. Как нужно молиться? Со вниманием, умом, анализируя свою жизнь – так учит преподобный Паисий Святогорец:

 «– Геронда, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва – это «суд до суда».

– Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда». Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствую, – спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил?»

– Геронда, что нам помогает находиться в постоянном общении с Богом?

– Очень помогает внутренний душевный мир. Когда душа в порядке, молитва сама движется. Поэтому не держи в себе ни на кого зла. Если имеешь на кого-либо неправый помысел, исповедай его игуменье. Прогони также и всякий другой неправый помысел, приводя вместо него добрые помыслы. Благими помыслами очищается путь и молитва идет легко». 

Виды молитв

Богатый опыт христианской жизни, выраженный в учении Святых Отцов, позволяет выделить несколько видов молитвы.

Хвалебная молитва

Святитель Василий Великий учит нас прежде просьб к Господу о чем-либо, обратиться к Создателю со словами прославления:

«Молясь,  не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего».

Свои молитвы к Отцу Иисус Христос начинал с прославления Имени Отца Небесного:

«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10:21).

Подражая Своему Учителю, апостол Павел призывает нас молиться «единодушно едиными усты славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6).

За богослужением читается 103-й псалом царя Давида, который является одним из образцов хвалебной молитвы. В нем восхваляется Господь, как Премудрый Творец и Создатель.  

В Церкви распространены хлебные тексты – акафисты. Это песнопения, которые прославляются Господь, Божия Матерь или святые.

Просительная молитва

Просительная молитва – обращение к Господу со своими просьбами и нуждами. Мы можем просить о здоровье душевном и телесном.

 «Кто никогда не приносит Богу прошений, тот мало верует в Его благодать и силу, или совсем не верует», – говорит святитель Филарет (Дроздов).

Зачем что-то просить у Господа, ведь Он и так знает, что нам нужно? Сотворив нас свободными, Господь ждет нашего свободного обращения к Нему. По словам святых, «хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может».

Архиепископ Аверкий (Таушев), толкуя евангельские слова «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам»  (Мф: 7: 7-7), говорит:

«Господь учит постоянству, терпению и усердию в молитве. Истинный христианин, помнящий наставление Господа «Ищите же прежде Царства Божья и правды Его» не станет домогаться получения чего-либо суетного, вредного для спасения души. А потому может быть уверен, что по молитве его дано и отворено будет ему. Как и обещает Господь тому, кто будет усердно молиться».

В Новом Завете мы видим, о чем просил Своего Небесного Отца Сам Иисус Христос. Вспомним эпизод моления в Гефсиманском саду:

«И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).

В церковном богослужении мы встречаем немало просительных молитв: ектении, молитвы («Спаси, Боже, люди Твоя..»).

Покаянная молитва

Каждый человек ошибается и нарушает заповеди. Чтобы вновь обрести духовную чистоту, необходим покаянный плач о своих грехах. Ведь грехи – это главное препятствие к святости.

Внешне покаянная молитва похожа на просительную. Однако  их смысловое наполнение всё-таки различается. Если в просительной мы ищем земных благ, то в покаянной просим прощения грехов.

Покаяние – главная тема в проповедях Иоанна Предтечи. Именно со слов «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17) начинается проповедь Ииуса Христа.

«Увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Не на позорище пред подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему».

Большое количество покаянных молитв содержится в Покаянном каноне, Последовании ко Святому Причащению, молитвах перед Исповедью, а также Покаянном каноне Андрея Критского.

Благодарственная молитва

Господь – источник наших благ. Именно благодаря Его Милости мы получаем все, что необходимо для нас. Естественным следствием любви человека к Богу является благодарность.

 «Кто не приносит благодарений, – говорит святитель Филарет Московский, – тот оказывает небесному Подателю всех благ такую несправедливость, которая и между человеками в отношении к земным благодетелям осуждается и наказуется общим презрением».

За что должно благодарить Господа? Церковь учит нас благодарить не только за то, что имеем и получили по молитвам. Но и за то, что нам не дано, верую, что все происходит по Воле Божьей для нашего блага.

Самое важное богослужение Православной Церкви Евхаристия переводится как «благодарение». Благодарение Богу встречается в последовании Благодарственного молебна, молитв после причастия Святых Христовых Тайн.

Ходатайственная молитва

Просить не только о себе, но и ближнем призывает нас Господь. Поэтому мы можем и должны молиться за своих родных, друзей и даже врагов. Особенно Церковь призывает нас молиться за земных правителей.

Эта церковная традиция основана на призыве апостола Павла:

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте…» (1 Тим. 2:1-2).

Как правильно молиться Богу

Молитва Богу – это самый важный разговор в нашей жизни. Соответственно, мы должны иметь представление о том, как правильно это делать. Очень важно наблюдать за своей душой, не отвлекаться, собрать в порядок тело, душу и дух.

Протоиерей Андрей Ткачев рекомендует перед началом молитвы помнить следующее:

«Нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову, – а потом подниматься в воздух уже самому – время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца.

Только своими словами молиться – опасно, а только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться».

Святой Паисий Святогорец учит простой нас простой молитве:

«Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

О правильности молитвы

Как научиться молиться? – один из самых частых вопросов, обращенных к священнослужителям. Универсального ответа на него быть не может, каждый человек имеет разное духовное состояние. Поэтому порядок молитвы, ее объем и содержание индивидуально обсуждается со священником, у которого исповедуется человек.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил нас молиться постоянно, то есть всю жизнь сделать молитвой к Богу, всем сердцем желая соединиться с Ним:

«Бог есть Истина: и молитва моя должна быть истинна, как и жизнь. Он есть свет: и молитва моя должна быть приносима в свете ума и сердца. Бог есть огонь: и молитва моя, как и жизнь, должна быть пламенна. Бог всесвободен: и моя молитва должна быть свободным излиянием сердца. Какое богатство духа человеческого: только помысли он сердечно о Боге, только пожелай сердечного соединения с Богом, и Он сейчас с тобой и ни стены дома, никакие заклепы темниц, ни горы, ни пропасти не воспрепятствуют этому».

Молитва в храме

Особенное внимание Святая Церковь уделяет молитве в храме или церковной молитве. Господь Иисус Христос учит нас соборной молитве, говоря «Там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них» (Мф. 18:20).

Во время церковной молитвы, называемой богослужением, осуществляются Таинства. Так, например, во время Божественной Литургии происходит Таинство Евхаристии. Церковные Таинства могут совершаться только священнослужителем.

Красота общей молитвы заключается еще и в том, что люди вместе молятся Богу об одном, и каждый друг за друга, тем самым объединяясь в Церковь Христову.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пишет: «Как домашняя, так и церковная молитва в храме, безусловно, должна быть. Святитель Феофан Затворник говорит, что к внутренней молитве приучает внешняя молитва. Сначала листья, потом плоды, то есть человек приучается быть в атмосфере богослужения».

Как правильно молиться: главные православные молитвы

Святой преподобный Серафим Саровский говорил, что каждому человеку по утрам, в обед и перед сном необходимо читать:

— молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы;

— песнь «Богородице Богородице Дево», радуйся также трижды;

— «Символ Веры» единожды.

В течение дня же святой рекомендует молиться словами Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

«Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Молитва Господня «Отче наш»

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Богородице Дево

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.

Символ Веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Предыдущая запись Как проходят похороны в Православии
Следующая запись Молитва от проклятий — что говорит Православие