В каком духовном состоянии человека постигнет физическая смерть, в таком его и будет судить Господь. Таков один из основных постулатов Православной веры (Евангелие от Матфея, 24:44). Поэтому христиане стараются подготовить свою душу к этому моменту. Например, узнать о том, как проходят похороны, что при этом совершается. Многие святые, которым был открыт час их кончины, готовились постом и молитвой.
«Даже смерть боится приближаться к боящемуся Бога, и тогда только приходит к нему, когда повелено ей разлучить душу его с телом» (преподобный Ефрем Сирин, 306-373).
Для православной Руси смерть воспринимается как состояние некоего сна (на славянском языке — успение). Проснуться от этого сна предстоит всем людям при Втором пришествии Сына Божия.
«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (Первое Послание апостола Павла к коринфянам, 15:53).
Для верующих самой страшной кончиной является смерть без покаяния. Святые Отцы советовали всегда помнить о своей смерти, о ее неминуемости и возможной внезапности. Поэтому христиане старались постоянно прибегать к Таинствам Исповеди и Причащения.
«Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти, и привел в себе в бездействие постыдные страсти, гнездящиеся в сердцах у нерадивых, потому что таковый будет утешен в час кончины своей» (преподобный Ефрем Сирин).
Православие учит не оставлять надежду на встречу с умершими после их смерти. В первые 40 дней решается загробная участь над душой почившего. Частный суд над душой является предварительным. Поэтому христиане усердно молят Господа о прощении нераскаянных грехов умершего и даровании ему райского блаженства.
«Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
С первых времен христианства сложились благочестивые традиции и правила погребения православных. Как отмечал святитель Афанасий Ковровский (1887-1962):
«Святая Церковь, имеющая попечение о всех своих чадах, не ограничивает своих забот о них только временем их жизни на земле. Она больше заботится о их будущей участи и к будущей жизни готовит их неустанно и непрестанно».
Главным в погребении близких является духовное: молитва, покаяние, исправление жизни. Материальное же здесь (земля, венчик, саван, свечи) имеет символическое, педагогическое значение. Все это бессмысленно, если не понимать смысл совершения этих действий. Православные похороны имеют свои традиции. Но не стоит их путать с суеверными полуязыческими обрядами. Завешивание зеркал. Оставление для души умершего стакана с водкой и куском хлеба. «Замытие» полов после выноса гроба из дома. С Православием всё это никак не связано. Ведь эти действия не способны повлиять на судьбу души умершего в вечности.
«Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним» (архиепископ Иоанн Максимович).
Проявляя заботу и любовь к своим близким, находящимся на смертном одре, нужно максимально помочь им подготовиться к неизбежному концу земной жизни. Если есть возможность, следует пригласить священника к умирающему. Проявить участие можно и с помощью молитвы. Для этого рекомендуется прочесть Последование на исход души от тела.
В современном православном полном молитвослове также можно найти специальные молитвы «перед кончиной» и “после кончины”. Они были составлены благоверным князем Андреем Боголюбским (1111-1174), преподобным Пафнутием Боровским (1394-1477), святителем Филиппом, митрополитом Московским (1507-1769) и другими.
День смерти считается полным и заканчивается в полночь. Это правило действует, даже если до полуночи осталось всего несколько минут. Организуя похороны по православному обычаю, близким необходимо подготовить к погребению тело умершего. Для этого, если христианин умер дома, совершается его омовение. Оно сопровождается чтением молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это знак чистоты и непорочности. На тело надевается чистая одежда. На шее обязательно должен быть нательный крестик.
Если человек умер вне дома и его тело оказалось в морге, то родным следует читать молитвы о упокоении новопреставленного.
При отпевании тело усопшего покрывается белым саваном. Он символизирует покров Спасителя. На грудь умершему мужчине кладется икона Иисуса Христа, женщине — образ Божией Матери. Икону потом забирают домой, предают земле без нее. Как свидетельство верности Православной вере в левую руку покойного вкладывается крест. На голову надевается специальная погребальная лента. На ней написаны слова молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
«Хотя обыкновение возлагать венчик на лоб усопшего не предписано церковным Уставом, но он имеет то значение, что усопший умер в мире с Церковью и есть православный христианин» (святитель Филарет Московский, 1783-1867).
Погребение усопшего обычно осуществляется на третий день. По православным представлениям в третий день душа умершего совершает поклонение Богу. До этого она свободна и может находится в местах, которые были ей дороги при земной жизни.
«Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Св. Духа, Бога единого в Троице, хранил невредимою веру, принятую во святом крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов единому в Троице Богу, то и по преставлении его святая церковь творит о нем поминовение в третий день; во-вторых, потому, что он сохранил три богословские добродетели, служащие основанием нашего спасения, именно: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в загробный мир, требуют очищения от грехов» (протоиерей Григорий Дьяченко).
После совершения Чина погребения священник крестообразно посыпается землей погребальное полотно, которое покрывает тело почившего. Возникновение данной традиции относится к 20 веку. До этого в России на каждом кладбище была своя церковь. В нем совершалось отпевание почившего христианина. Священник сопровождал гроб до могилы. После опускания гроба в могилу, он первый начинал засыпать его землей со словами:
«Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней».
Это напоминало о том, что все люди из земли созданы и в землю возвращаются. Оно являлось призывом задуматься о бренности земного бытия, напоминанием о смерти для живых.
В советское время многие верующие вынуждены были заочно совершать чин отпевания. После него в храме священником выдавалась освященная земля. Так родственники могли самостоятельно выполнить этот обряд. Но со временем в народном сознании действие с землёй было отделено от Чина погребения. Многие перестали видеть в этом назидательный характер. А освященной земле стали приписывать волшебные свойства вроде «пропуска» в Царствие Небесное.
По окончании Чина погребения близкие и родственники гасят свечи и в последний раз совершают прощание с новопреставленных. Но как правильно прощаться с покойником у гроба? Для этого совершают целование иконы, лежащей в а груди почившего, или венчика на голове умершего.
«Последнее целование — это и знак того, что прешел от жизни и разлучился с нами, и знак того, что он пребывает в общении и единении с нами: ибо и после смерти мы не разлучаемся друг от друга. Все пойдем тою же стезею, все соединимся вместе и никогда не разлучимся, потому что будем жить со Христом, как и ныне соединяемся с Ним, прибегая к Нему» (святитель Симеон Солунский, 14-15 век).
После этого гроб закрывают и предают земле. При погребении православного христианина на могиле водружается крест. Это свидетельствует об исповедании веры в Иисуса Христа, Претерпевшего крестную смерть для спасения всех людей. В Православии традиционно крест ставится в ноги на могиле. Так покойный лицом обращен к кресту на восток. У других христианских конфессий, наоборот, его помещают у изголовья.
Заботясь об облегчении загробной участи души умершего, близкими в храмах заказываются заупокойные службы. В это время читаются особые молитвы за новопреставленных людей. В них звучат прошения к Господу простить грехи почивших. В христианском мире существует благочестивая традиция совершать чтение Псалтири по усопшим. Это чтение лучше начать сразу дома после «Последования по исходе души». Оно включено в полный православный молитвослов.
Чин погребения, называемый в народе отпеванием, является заупокойной службой. Она совершается только один раз над телом усопшего. Здесь священник читает разрешительную молитву. Это особая просьба о прощении грехов почившего, в которых он покаялся на исповеди во время своей земной жизни. Раньше Чин погребения совершался только в храме. Но в прошлом столетии, скрываясь от преследований советской властью, верующие стали отпевать покойников дома. Эта практика до сих пор сохранилась. Однако более правильно считается Чин погребения служить в храме.
Пока тело усопшего находится дома, следует служить литию — краткую заупокойную службу. Ее же совершают после погружения тела умершего в могилу. А также она служится дома по возвращении с кладбища.
В любой день, когда возникнет желание совершить особо моление о упокоении умерших близких, в храме можно подать записку с именами на панихиду. Это своего рода краткий Чин погребения, который может совершаться множество раз.
Обряд похорон у православных заканчивается поминками. Это не предусмотрено Церковным Уставом, однако является древней народной традицией.
После похорон родственники умершего организуют поминальный обед. Перед тем как сесть за стол, обычно читается молитва: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоей (имя новопреставленного)». Во время обеда вспоминаются добрые дела почившего, звучат пожелания ему Царствия Небесного. Поминальный обед обычно начинается с кутьи. Оно представляет собой отваренные зерна крупы (например, пшеницы или риса) с медом. Зерна символизируют воскресение мертвых, а мед — сладость, которую получат праведники в Царствии Божием. Освящение кутьи происходит особым чином во время панихиды.
Каждому региону присущи свои особенности поминальной трапезы. Так, например, в средней полосе России характерно поминать блинами и киселем. При наличии застолья поминки не являются поводом для веселися. Церковь призывает не поминать алкоголем, чтобы не превратить поминки в пьянку. Вино не способствует молитвенному настроению. По свидетельствам Святых Отцов, поминовение вином усопшего усугубляет участь умершего.
С православной точки зрения недопустимо оставлять на столе или под иконой еду и напитки для умершего. Это языческий обычай.
По окончании поминального обеда можно пропеть «Вечную память».
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша. (молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы. От Радоницы до Вознесения Лития начинается пением: Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды). От Вознесения до Пятидесятницы — чтением Трисвятого).
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй (три́жды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам долги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй (три́жды), благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (и́мя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
Ве́чная па́мять. (три́жды)
Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.