Как зовут Бога – имена Бога и их значение

Есть ли имя у Бога?

Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах. Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы. Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:

«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить» («Православно-догматическое богословие»).

как зовут Бога
Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка

Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.

Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»). 

Восприятие имени Бога

О христианском отношении к именам Бога лучше всего говорит третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7). Упоминать Творца следует только в благоговейной молитве. Издревле существует и магический, греховный взгляд на эту тему. Если человек знает, как зовут Бога, это якобы даёт ему безграничную власть.

В ветхозаветные времена евреи неразрывно связывали Бога с Его именами. Они считались такими же священными, как и Сам Создатель. Поэтому иудеями использовался тетраграмматон (יהוה) – четырёхбуквенное обозначение имени Бога, которое было запрещено произносить. Иудеи считали, что в этом имени заключена великая сила, и при произношении благоговейно заменяли его другими словами.

В каббале тетраграмматон упоминается как одно из десяти Священных Имён Творца. В этом имени якобы заключены все основные геометрические формы (точка, линия, плоскость, куб). Тетраграмматон прочно вошёл в мировую культуру. Он с древности фигурирует в фольклоре, искусстве и различных мистических учениях.

Как зовут Бога в Ветхом Завете

Яхве (Иегова) – переводится как «Сущий», то есть «Существующий». Именно это имя обозначается тетраграмматоном. Оно указывает на самобытность Бога, на высшую реальность Его вечного и неизменного Бытия. Данное Божественное имя в Библии встречается наиболее часто. Впервые оно упоминается в Книге Бытия. Особенность этого имени в том, что оно было дано еврейскому народу самим Богом через пророка Моисея на горе Синай (Исх. 3:14). «Иегова» – это изменённый вариант произношения имени «Яхве». Он появился вследствие благоговейного воздержания иудеев от упоминания настоящего имени Бога.

Саваоф – означает «воинство». Это имя-титул, которое образно выражает всемогущество Бога. Упоминается и в Ветхом Завете (1 Цар. 1:3), и в Новом – в посланиях святых апостолов (Иак. 5:4), (Рим. 9:29). Данное имя не подразумевает, что Всевышний – «Бог войны». Напротив, обращение «Саваоф» в Библии часто употребляется в контексте периода мирного развития еврейского народа. Это имя открывает нам Бога как Всемогущего Повелителя неба и земли.

Адонай – переводится как «Наш Господь» и подразумевает «Божье милосердие». Это имя использовалось иудеями в публичных чтениях Торы и книг пророков вместо непроизносимого «Яхве».

Элохим – именование Бога в форме множественного числа. Оно упоминается, например, в повествовании о сотворении мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт.1:26). Возможно, в этом месте содержится указание на триединство Бога. Также «Элохим» переводится как «Судья» и подразумевает справедливость Бога.

Как зовут Бога в христианстве

Тем, кто ищет информацию по теме «Кто Бог у христиан?», следует знать, о следующих именах.

Иисус – означает «Спаситель». Он соединил собой Бога и человека, пошёл на жертву и тем самым дал спасение всем людям. Это собственное имя Спасителя, которое было дано Ему по Божественной воле. Ангел явился Деве Марии и возвестил ей о непорочном зачатии:

«Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31).

Позднее это было сказано формальному мужу Марии – Иосифу:

«Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Мф. 1:21).

Христос – с древнегреческого переводится как «Помазанник». Так ещё в Ветхом Завете называли пророков и царей, указывая на их богоизбранность для служения Всевышнему и людям. Израильских царей перед принятием власти и священников перед началом их служения торжественно помазывали елеем.  Это имя указывает на характер предназначения Иисуса, Который в духовном смысле был одновременно и царём, и священником.

Мессия – это «Помазанник» на древнееврейском языке. Слово “Мессия” было переведено на греческий как “Христос”. Таким образом, эти имена синонимичны. Помазанниками иудеи именовали духовных лидеров и правителей. Христиане верят, что предсказанным в Ветхом Завете Мессией был Иисус из Назарета. Бог в христианстве придёт на Землю во второй раз в конце времён и окончательно установит Божье Царство.

Эммануил – одно из имён Иисуса Христа, которое использовалось в ветхозаветных пророчествах о рождении Мессии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Означает «С нами Бог». Это имя указывает на то, что христианский Бог ради спасения человечества воплотился в нашем мире.

Особого внимания заслуживает христианское понятие Троица. Это не отдельное имя Бога, а обозначение Его троичной природы. Христианская церковь исповедует веру в единого Бога, Который имеет три самостоятельные ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Религиозное представление о триедином Боге называется тринитарным монотеизмом.

Предыдущая запись Державная икона Божией Матери
Следующая запись 4 удела Пресвятой Богородицы