Какая вера у грузин?

Грузинская Православная Церковь

В относительно небольшом Кавказском регионе испокон веков проживает множество народов. Сейчас уже сложно определить границы между зонами их расселения, четко разделить страны по религиозным признакам. К примеру, многих людей интересует, какая вера у грузин.

Большинство грузин исповедуют Православие. При численности населения 3 723 000 человек православными себя считают около 85 % (данные переписи населения 2014 года). Ислам исповедуют 10 % населения, прихожане Армянской Апостольской Церкви составляют примерно 3%.

какая вера у грузин
Богослужение в храме Грузинской Православной Церкви

История крещения грузинского народа

Грузинскую Православную Церковь по праву считают одной из древнейших христианских Церквей. В православном предании территория современной Грузии считается уделом Пресвятой Богородицы. Именно Ей выпал апостольский жребий идти на проповедь Евангелия в Грузию. Согласно традиции, первую епископскую кафедру в этих землях основал апостол Андрей Первозванный. Он посетил несколько грузинских городов, где проповедовал христианство и крестил уверовавших людей. По молитвам апостола происходило множество чудес и исцелений. Однако некоторые язычники не приняли Единого Бога и после ухода апостола Андрея на последователей христианства начались гонения. Многие новообращенные были замучены и убиты. 

В начале IV века в Иверию из Иерусалима с проповедью пришла юная христианка Нина, впоследствии причисленная к святым в лике равноапостольных. Во сне Нине явилась Пречистая Дева. Богородица преподнесла Нине крест из виноградной лозы и указала путь для проповеди христианства. Страной, куда направилась равноапостольная Нина, стала Иверия (территория на севере Грузии). В городе Мцхета она устроила себе скромное жилище, проповедовала Христа и исцеляла больных. 

Однажды к Нине принесли страдающую от болезни царицу Нану. По молитвам святой царица получила исцеление от недуга и после этого стала христианкой. Царь Мириан, поклонявшийся языческим богам, хотел убить Нину. Он считал дерзостью проповедь христианского вероучения. Но царь внезапно ослеп, никакие языческие ритуалы не помогли ему обрести зрение. Тогда Мириан пообещал в случае исцеления также принять христианство. Царь начал молиться “Богу Нины” и тут же прозрел. 

Царь отправил письмо римскому Императору Константину и его матери Елене, в котором изъявил желание креститься. В Грузию был направлен епископ Иоанн, священник Иаков и дьякон. Так правитель Грузии принял христианство и был крещен грузинский народ. 

Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения 

Во время правления царя Вахтанга (начало V века) Грузинская Церковь получила автокефалию, став независимой от Византийской Церкви. В VI-VII веках Грузия подвергалась нападению персидских огнепоклонников. В XVI—XVIII веках страна в тяжелой и длительной борьбе с турками-османами, активно насаждавшими ислам, смогла отстоять свое христианство. Однако войны привели к оскудению веры и сокращению числа монастырей и церквей. Погибло более половины населения. 

В 1744 году были приняты церковные реформы (по аналогии с Никоновскими реформами в России). В этот сложный временной период государственные деятели и церковные иерархи искали поддержку и помощь у могущественной Российской Империи. Поэтому церковные реформы способствовали максимальному сближению двух православных стран.

Грузия как часть Российского Православия

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской Империи.  Так как Русская Церковь находилась в подвластном государству положении, то серьезные изменения в Грузинской Церкви были неизбежны. Сан Патриарха-Католикоса как верховного иерарха Грузинской Церкви был упразднен. Как и в остальной России, церковное управление стал осуществлять Священный Синод, действовавший от имени императора.

Также существенно сократилось количество грузинских епархий (вместо 13 осталось 2). Местная Церковь приобрела статус экзархата Русской Церкви. Изменения, произошедшие в религиозной сфере, нередко приводили к конфликтам между верующими, священнослужителями и светской властью. Многие не поддерживали русификацию национального Православия. Грузинская Церковь оказалась полностью подчиненной религиозной политике Империи. В это время из грузинского обихода начинают исчезать богатые древние традиции гимнографии, иконописи, церковного искусства. Сходит на нет почитание многих грузинских святых.

Февральская революция 1917 года и свержение монархии послужили толчком к серьезным изменениям. В марте 1917 году Грузинская Церковь провозгласила автокефалию. Патриарх Московский и всея Руси Тихон осудил данное самовольное отделение. Общение между Церквями на время было прервано и восстановлено только в 1943 году.

Во время Советской власти Православная Церковь Грузии подверглась репрессиям наряду с христианами всего Советского Союза. В 1921 году в Грузии насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 монастырей, 1600 священнослужителей. За два последующих года было закрыто и разорено более 1200 приходов. Большая часть священников были расстреляны или репрессированы.

В 1990 году в Грузинской Православной Церкви осталось всего 296 приходов и 11 монастырей.

Современное состояние Церкви в Грузии

По данным социальных опросов в 2009 году большинство граждан (91% опрошенных) доверяли Церкви. Верующие грузины не просто “верят в душе” или иногда заходят в храм “свечку поставить”, а активно участвуют в церковной жизни приходов. В храме на богослужениях присутствует много молодежи и молодых семей.

В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает Католикос Илия II. Его активное служение привлекло в ряды священнослужителей и монашествующих молодую грузинскую интеллигенцию. Патриарх-Католикос Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Для поддержания демографии в стране он пообещал стать крестным каждого третьего ребенка в семье. Свое слово патриарх сдержал. И теперь крестным отцом более чем у 14 тысяч детей является предстоятель Грузинской Церкви.

Протоиерей Павел Великанов описывает свою поездку в Грузию:

“Но вот когда на всенощной в Сионском храме я увидел, что церковь до отказа забита людьми – и не увядающими представительницами прекрасного пола, а мужчинами в расцвете лет, молодёжью и юношами – спасительная мантра перестала действовать. А когда мы узнали, что у каждого третьего ребёнка в семье крёстным отцом становится сам Патриарх Илия – чтобы таким образом поддержать естественный прирост населения – стало совсем хорошо. Просто порадовался за 14 тысяч младенцев, у которых в крёстных теперь Предстоятель Церкви. Порадовался, потому что Церковь вдруг открылась своей неожиданной стороной – человечности”.

Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую деятельность. Восстановлена духовная академия, финансируется за счет государства.

Но в последние десятилетия в Грузии ощущается влияние либерального Запада. Населению, как и во многих других странах, навязываются антихристианские ценности. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светская власть одобрила проведение гей-парада. Это вызвало негодование среди большинства населения, произошли столкновения между активистами ЛГБТ и их противниками. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.

Какая вера у грузин: православные традиции Грузии

Несмотря на догматическое единство Православия, разные православные народы обладают своими самобытными религиозными традициями. На территории Западной Грузии до сих пор распространены обряды славословия Христу. Это священные песнопения, исполняемые молодыми людьми. Верующие встают лицом к востоку и поют духовные песни. Обычно такой обряд проходит на Рождество, в последнюю неделю перед Великим Постом, в Чистый понедельник, на Пасху и Вознесение.

В Чистый понедельник существует народная традиция просить у Бога хорошего урожая в летний сезон. При этом строят башни из снега (мурквами), вокруг снежных сооружений водят хороводы.

В праздник Пасхи традиционно принято закалывать ягненка или поросенка. Дети посещают окрестные дома, поют пасхальные песнопения и собирают в шапки яйца, угощения, деньги. Пасхальные гуляния длятся много дней подряд.

Особенное отношение у грузин веками формировалось и сохраняется к Пресвятой Деве Марии. Среди церковных праздников, посвященных Богородице, особое место занимает Успение. Множество храмов освящены в честь Успения Божьей Матери. Их также называют Сиони (от Сионской горницы – место земной жизни и Успения Богородицы).

Из святых грузины наиболее выделяют Георгия Победоносца. Его считают покровителем Грузии. Сложно найти хоть одну грузинскую семью, где не было бы родственника с именем Георгий.  

“Образ святого Георгия Победоносца – бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях – стал любимым и близким сердцу грузинского народа. Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино” (архимандрит Рафаил (Карелин)).

Взаимоотношения между Русской и Грузинской Церковью

Обе Церкви прошли различные этапы взаимоотношений, среди которых был как разрыв отношений, так и сближение Церквей. На протяжении многих столетий созидалось уважение и взаимопонимание между двумя православными Церквями. Дружба русских и грузинских народов началась еще в эпоху противостояния обеих стран Золотой Орде.

Более сильная и могущественная Россия часто шла на помощь единоверной Иверии. Так, грузинский царь Александр I прибегал к помощи и просил о покровительстве великого князя  Ивана III (1462—1505). Царь называл великого князя “надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая”. Сын Александра I ярко описывал плачевное состояние христианской Грузии и с надеждой обращался к православной России.

Развитию отношений вплоть до XIX века содействовали русские и грузинские монастыри на Афоне. С этими святыми обителями обе Церкви имели прочные связи и через них часто общались между собой.

Укреплению дружеских отношений также служили святыни, которые страны привозили в разное время из Грузии в Россию и наоборот. Например, копия Иверской чудотворной иконы Богородицы была привезена в Россию в XVII веке. Икона со временем стала предметом глубокого почитания в православной России.

Более 200 лет Грузия входила в состав Российской Империи, что также сказалось на отношениях между Церквями, о чем сказано выше.

После конфликта между двумя странами в августе 2008 года, казалось бы, отношения должны охладеть. Но на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II в 2013 году было озвучено обоюдное мнение, что братские связи между грузинами и русскими всегда были и остаются. При этом между Церквями сохраняется духовное и каноническое единство. Архиереи высказали надежду, что политические отношения между странами наладятся.

Предыдущая запись Алтарь — это главная часть храма
Следующая запись Блаженны нищие духом — что это значит?