Расстрел последнего российского императора и его семьи произошел 17 июля 1918 года. На третий день патриарх Тихон начал поминать убиенных на Божественной Литургии в московском Казанском соборе. Такое поминовение продолжалось на протяжении многих десятилетий. Уже тогда некоторые верующие держали в домах фотографии императора Николая II. В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила их к лику святых. В 2000 году канонизация царской семьи проведена и в РПЦ.
Канонизацией называется процесс причисления к лику святых. Так Церковь официально признает христианина достигшим рая и находящимся в близком общении с Создателем. Однако не все святые канонизированы. В христианской истории много и безызвестных угодников Божьих. Русская Православная Церковь к основным критериям канонизации угодников Божиих относит:
В Русской Православной Церкви правом признавать праведников святыми обладает Поместный Собор и Синод. Канонизацию общечтимых, то есть почитаемых всей полнотой Церкви, святых совершает Архиерейский Собор. После этого имя канонизированного угодника вносят в святцы.
Праведники, принявшие мученическую кончину не за исповедание христианства, а по иным мотивам, почитаются как страстотерпцы. Они в подражание Христу мужественно терпели незаслуженные физические и нравственные мучения. Страстотерпцев чаще всего убивали политические противники.
Добродетелью в данном случае является не невинное принятие смерти, а беззлобие к людям, убивающих их. Это подражание Христу, Который молил Бога-Отца простить убивающих Его. Подвиг страстотерпцев заключается в проявлении христианской любви к противникам, беззлобии и терпении.
«Страстотерпчество, насколько мы знаем, – по преимуществу русский вид святости. Потому что исторический путь России – это путь непрестанных страданий. А в страданиях можно вести себя по-разному. На Голгофе один разбойник роптал на судьбу и дерзко требовал у Христа спасти его от мучений. А другой признал себя достойным таких скорбей и смиренно молился Спасителю. Он то и был принят в Рай» (иерей Валерий Духанин).
Царственными страстотерпцами Русская Православная Церковь почитает последнего императора Николая 2 и его семью. Что о них известно? Какая память осталась о них?
6 (18) мая 1868 года у императора Александра III родился сын-наследник, будущий император Николай 2. В 26 лет он женился на дочери великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV принцессе Алисе. При православном крещении она стала Александрой Федоровной (1872-1918). В браке у них родилось 4 дочери — Ольга (1895), Татьяна (1897), Мария (1899), Анастасия (1901), и сын Алексей (1904).
Их семейная жизнь отмечалась простотой, взаимной любовью и согласием. Забота о цесаревиче Алексее, который унаследовал от матери тяжёлую болезнь, объединяла семью. Дети воспитывались в христианском духе, приучались с ранних лет к труду (умели шить, вышивать). Члены семьи императора Николая II посещали богослужения, соблюдали установленные Церковью посты.
Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна с двумя старшими дочерьми работали в Царскосельском госпитале сестрами милосердия.
Жизнь императора Николая 2 и его семьи можно разделить на 2 периода — царствование и заключение. Эти периоды отличаются своей продолжительностью и духовной значимостью. Рождённый в день памяти многострадального Иова, государь Николай Александрович в подражание библейскому праведнику переносил испытания безропотно. Царские дети также переносили унижения и страдания со смирением и кротостью. Осталось свидетельство протоиерея Афанасия Беляева (1845-1921), принимавшего исповедь у этих детей:
«Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной, меня привело в изумление».
Во время заключения императрица Александра Федоровна отличалась добротой и душевным спокойствием. Ее крепкая христианская вера проявилась в силе духа, вере и надежде на Божью помощь. Это было не просто проявлением царского достоинства, но и свидетельствовало о нравственной высоте.
Канонизация царской семьи стала возможной благодаря жизни в заключении царя Николая 2 и его близких. Свою роль сыграл и символический характер их убийства. Все члены семьи прекрасно понимали неизбежность смерти, однако смогли не потерять в своих сердцах душевный мир, а при кончине простили палачей.
«Отец всем просит передать,
Не надо плакать и роптать,
Дни скорби посланы для всех
За наш великий общий грех.
Он все обиды позабыл,
Он всех врагов своих простил
И за Него велит не мстить,
А всех жалеть и всех любить.
Он говорит: мир тонет в зле,
Иссякла правда на земле,
И скорбный крест грядущих дней
Ещё ужасней и страшней.
Но час пробьёт, придёт пора,
Зло одолеет власть добра,
И всё утраченное вновь
Вернёт взаимная любовь»
(Великая Княжна Ольга Николаевна).
В 1992 году Синодальная комиссия по канонизации святых на Архиерейском Соборе получила задание тщательно изучить жизнь и подвиги царской семьи.
«Комиссия в своем подходе к этой теме стремилась, чтобы прославление Царственных мучеников было свободно от всякой политической и иной конъюнктурности. В связи с этим представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация Монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и, тем более, не обозначает «канонизации» монархической формы правления, к которой можно, конечно, относиться по-разному. Деятельность главы государства невозможно изъять из политического контекста, но это не значит, что Церковь, совершая канонизацию Царя или князя, что она делала и в прошлом, руководствуется политическими или идеологическими соображениями…
Прославляя святого, Церковь не преследует политических целей, которых у нее собственно и нет по природе вещей, но свидетельствует перед уже чтущим праведника народом Божиим, что канонизуемый ею подвижник действительно угодил Богу и предстательствует за нас пред Престолом Божиим, независимо от того, какое положение он занимал в своей земной жизни» (митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Поярков).
Комиссия пришла к выводам, что 17 последних месяцев жизни члены царской семьи оставались истинными христианами, стремящимися соблюдать Заповеди Христовы. Перенесение страданий сопровождалось кротостью, смирением, беззлобие. Канонизация царской семьи основана именно на этих фактах.
13-16 августа 2000 года в Москве состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен Собор святых новомучеников и исповедников Российских. Первыми были провозглашены Святые Царственные Страстотерпцы.
Против канонизации царской семьи выдвигались аргументы, в первую очередь проводимая императором политика и государственное управление государством. Например, кровавые петербургские события 9 января 1905 года. Однако войска приказ об открытии огня получили от Командующего Санкт-Петербургским военным округом. Поэтому признать действия императора проявлением злой воли против пострадавших рабочих исторически не представляется возможным.
Некоторые противники канонизации Николая 2 стремились представить факт его отречения от Престола в качестве церковно-канонического преступления. Следует отметить, что церковными канонами не определен канонический статус Помазанного на Царство православного правителя.
К значимым аргументам противников прославления царской семьи относится личность Григория Распутина (1869-1916) — лжестарца при царском дворе. Однако общение с этим человеком связано с глубокими материнскими переживаниями императрицы за сына, больного неизлечимой смертельной болезнью. Распутин якобы помогал пережить кризисные моменты течения заболевания. Святой царь Николай 2, стремясь сохранить мир в семье, уступал жене и не препятствовал их общению. Поэтому нет оснований считать подобные действия духовной прелестью (прельщением ложным учением).
Канонизация царской семьи имеет свои доводы:
Одним из спорных вопросов остаётся отношение Русской Православной Церкви к останкам членов царской семьи.
В 1991 году в районе старой Коптяковской дороги, а затем в 2007 году были обнаружены человеческие останки. После проведения ряда судебных экспертиз их признали на уровне государства принадлежащими членам царской семьи и их слугам. Признанию Православной Церковью этих останков святыми мощами помешали выводы следователя Соколова в 1918 году, что тела убиенных были расчленены, облиты серной кислотой и преданы огню.
В 2015-2021 годах была проведена новая современная экспертиза екатеринбургских останков. Было установлено, что среди 9 останков, обнаруженных в 1991 году, 5 принадлежали членам одной семьи: мужчина-отец, женщина-мать, 3 дочери. Двое останков, найденные в 2007 году принадлежали мальчику-подростку и девушке — брату и сестре, детям супружеской пары из первого захоронения. Анализ ДНК женщины-матери подтвердил родственную связь с ныне живущими потомками королевы Виктории. Исследование ДНК мужчины-отца подтвердил родственную связь с Романовыми. Анализ останков мальчика подтвердил наличие у ребенка гемофилии. Следы на останках свидетельствами о многочисленных пулевых и штыковых ранениях. Особенно пострадали черепа, что свидетельствовало стремлении изуродовать лица убитых.
Проведенные эксперименты установили, что серная кислота не способствует уничтожению останков, а полностью сжечь тела 11 человек в короткий срок невозможно. Также экспертиза обнаружила несоответствие данных официальных протоколов осмотров следователя Соколова с материалами его книги «Убийство Царской семьи» (вышла в свет уже после смерти Соколова).
Этот факт сыграл большую роль в общественном мнении, так как именно сведения Соколова служили источником информации. Подтверждено отцовство императора Александра III для останков погибшего мужчины. У останков одной из девушек (предположительно принадлежащих Анастасии Николаевне) и женщины-матери обнаружен ген гемофилии как носителя данной болезни.
Современные результаты исследования екатеринбургских останков предоставлены для размышления священнослужителям и мирянам. Окончательного церковного решения о признании этих останков святыми мощами по состоянию на 2022 год не принято.
Одно из первых засвидетельствованных чудес по молитвам к царственным страстотерпцам — случай времен гражданской войны. Белые казаки оказались в окружении большевиков. Бывший с ними священник Илия призвал воззвать за помощью к убиенному царю. Необъяснимым образом они вскоре смогли выйти из окружения.
Осенью 1991 года в походе за клюквой на болотах заблудились 2 женщины. При наступлении ночи их уже стало затягивать в болотной трясине. Женщины стали просить помощи у царственных страстотерпцев. Взгляд женщин упал на сук дерева, который необычно светился. Оперевшись на него, они смогли выбраться на сухое место и выйти на дорогу к деревни.
Школьница-подросток Марина из Подольска в декабре 1997 года подверглась нападению трёх молодых людей, намеревающихся ее обесчестить. Однако нападавшие в ужасе убежали. Как впоследствии они признались, за девушку заступились явившиеся дети императора Николая 2. Этот случай заставил молодых людей принести покаяние и исправить свою жизнь.
О, свята́я седмери́це, ца́рственнии страстоте́рпцы, Нико́лае, Алекса́ндро, Алекси́е, Мари́е, О́льго, Татиа́но и Анастаси́е!
Вы, сою́зом любве́ Христо́вы связу́еми, дом ваш, я́ко ма́лую Це́рковь, благоче́стно устро́или есте́ и смире́нием себе́ посреде́ земна́го вели́чия украси́ли есте́. В годи́ну же братоуби́йственныя бра́ни и гоне́ний безбо́жных во оте́честве на́шем, все упова́ние на Бо́га возложи́вше, о́браз терпе́ния и страда́ния всей земли́ Росси́йстей яви́ли есте́ и, моля́щеся о мучи́телех, клевету́, у́зы и изгна́ние, глумле́ние, насмея́ние и оболга́ние, убие́ние и теле́с поруга́ние му́жественне претерпе́ли есте́. Сего́ ра́ди от земна́го ца́рствия к Небе́сному прешли́ есте́ и те́плии хода́таи о нас яви́лися есте́.
О, святи́и уго́дницы Бо́жии! Моли́теся о нас Бо́гу, да Це́рковь в единомы́слии и тве́рдей ве́ре соблюде́т, страну́ на́шу ми́ром и благоде́нствием огради́т и от междоусо́бныя бра́ни и разделе́ния изба́вит, власть предержа́щую умудри́т, во́инство му́жеством украси́т, супру́ги в ве́рности и любви́ укрепи́т, ча́да в благоче́стии и послуша́нии возрасти́т, и вся ны ку́пно с ва́ми сподо́бит воспева́ти Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Живонача́льныя Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.