Киевская “Украинская Православная Церковь”

В Москве — Московский, в Киеве — Киевский Патриархат?

В 90-х годах прошлого века в Украине появилась религиозная организация — Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (сокращённо УПЦ КП). Ни одна Поместная Православная Церковь не признала эту новую структуру. УПЦ КП образовалась в результате совпадения амбиций церковного иерарха и властей нового независимого государства. Такова была неофициальная концепция: самостоятельная Украина должна иметь самостоятельную Церковь. Законным ли с канонической точки зрения было образование Киевского Патриархата?

Украинская Православная Церковь
Филарет (Денисенко) — глава УПЦ КП

Церковные расколы: что это?

Православная Церковь была создана Господом Иисусом Христом (Евангелие от Матфея, 16:18). С апостольских времен Она руководствуется определенными правилами. Это позволяет сохранить духовное единство верующих во всем мире. Однако в церковной истории были случаи отрыва части от Вселенской Церкви. Это и есть раскол. В отличии от ереси, когда происходит искажение истинного Христианского Учения в догматических вопросах, церковный раскол приводит к нарушению канонического и дисциплинарного единства.   

«Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней» (блаженный Августин, 354-430).

Опасность церковного раскола

Практически всегда раскол происходит при осуждении своеволия отдельных церковных иерархов. На Литургии перестают поминать правящего патриарха, епархиального епископа, которых считают якобы «зараженными» ересью. Православный психолог Андрей Рогозянский составил психологический портрет человека, уклонившегося в раскол:

«Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии. А вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства… Свое положение раскольник расценивает как определенное и прочное. Достаточно один раз сказать волшебную формулу: «Прещения в мой адрес еретичествующих епископов вменяю ни во что». И: «чик-чирик, я в домике», — наступает состояние полной безмятежности»

Опасность впадения в церковный раскол в том, что зачастую раскольники занимают позицию незыблемой правоты. Они — якобы последние и единственные во всем мире хранители истинного Православного Учения.

«Раскольники, проливая крокодиловы слезы по поводу «нарушения» канонов Церкви, на самом деле давным-давно бросили себе под ноги и попрали все каноны. Потому что подлинные каноны основаны на вере в единство и вечность Церкви. Каноны даны Церкви, вне Церкви они недействительны и бессмысленны. Так не могут существовать законы государства без самого государства» (протоиерей Александр Федосеев).

Личность Филарета (Денисенко)

В 1990-х годах митрополит Киевский Филарет (мирское имя Михаил Антонович Денисенко) инициировал церковный раскол на Украине. О личности украинского иерарха вспоминают его современники, связанные с ним в церковных делах. Рассказы эти свидетельствуют об аморальных, «немонашеских» качествах Киевского митрополита. Его церковная деятельность способствовала обострению межконфессиональных противостояний на Западе Украины.

Воспоминания архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана

«Вспоминается отношение Филарета к бывшему епископу Житомирскому Иоанну Боднарчуку, который стал впоследствии одним из лидеров УАПЦ. Филарет почему-то не любил владыку Иоанна. Он обвинял его в гордыне, в растратах и, даже, в женолюбии. Возможно, Филарет выполнял чьё то поручение, пытаясь выдавить его из Украины.

Иоанн был неугоден властям (был много лет политическим ссыльным). И его, очевидно, хотели устранить. Была опасность возрождения УАПЦ и идеологи раскола искали для УАПЦ канонического епископа. Владыка Иоанн стал жертвой филаретовского шантажа. По сути дела, Филарет своим отношением к нему подтолкнул его в УАПЦ. За это потом и лишил владыку Иоанна архиерейского сана на Священном Синоде РПЦ.

Но особенно несправедлив был Филарет к настоятельнице Корецкого женского монастыря в Ровенской епархии игумении Наталии. К инокине, из пепла восстановившей эту обитель. Как рассказывала мне игумения Наталия, её монастырь облюбовала для своего время провождения Евгения Петровна. Она приезжала туда с тремя маленькими детьми (Верой, Любой, Андреем), якобы усыновлёнными в России (в Саратовской семинарии Филарет был инспектором), и заставляла монахинь нянчить их.

Это нарушало строгий устав монастыря и возмущало инокинь. Подумайте, в женском монастыре – маленькие дети Евгении Петровны, проживающей с ними в личной квартире экзарха Украины. Игумения Наталия отказалась принимать в монастыре Евгению Петровну и навлекла на себя лютую ненависть Филарета. Как то в порыве гнева он сильно ударил её и та потеряла сознание».

Воспоминания архиепископа Полтавского и Кременчугского Феодосия

«Давший обет безбрачия Филарет много лет открыто сожительствовал с Евгенией Родионовой. Она была подругой жены первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого. Дети Филарета и Родионовой жили в покоях Филарета, их экзарх выдавал за своих племянников. Реально делами Киевского экзархата заправляла Родионова, получившая от клириков за свое самодурство прозвище «Иродиада Киевская». Когда сын Филарета в советские годы попытался предать поведение отца огласке, то оказался в тюрьме по ложному обвинению в краже.

Имя Филарета стало одиозным. Его жизнь, поведение, аморальность кидали черную тень на всю Церковь, вызывали возмущение духовенства и верующих. Для выхода из непростого положения, на Архиерейском соборе в Москве в 1992 году Филарету предложили выйти на пенсию, чтобы там каяться перед Богом в своих грехах. Перед святым крестом и Евангелием Филарет тогда обещал сделать это ради мира церковного. Вернувшись домой, Филарет разыграл комедию. Он сказал: Москва хочет избавиться от него, ведь он добивается автокефалии и желает добра Украине».

Жажда власти

3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Местоблюстителем Патриаршего Престола стал украинский экзарх Филарет. В православной среде стали распространяться слухи о несоответствии митрополита занимаемой должности. Поместный Собор РПЦ 7-8 июня 1990 года избрал нового Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер (1929-2008). Это «поражение» подтолкнуло митрополита Филарета добиваться максимальной степени автономии УПЦ.

С выходом Украины из состава СССР связан приход к власти националистически настроенного руководства. Одним из направлений деятельности властей был разрыв с Россией во всех сферах жизни, в том числе и церковной. Президент Украины Леонид Кравчук для укрепления новой власти желал независимой от Москвы Церкви. Для этого подходила самая влиятельная православная конфессия — Украинская Православная Церковь.

Митрополит Филарет по личным мотивам (избежать наказания за нарушения монашеских обетов) поддержал стремление властей добиться выхода из юрисдикции Москвы. В ноябре 1991 года от имени иерархов Украинской Церкви было направлено прошение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о даровании УПЦ автокефалии (независимости) с учреждением Киевского Патриархата.

Ситуация усложнялась нежеланием многих клириков, монашествующих и мирян оставлять лоно Московского Патриархата. В апреле 1992 года состоялся Архиерейский Собор, на котором рассматривался вопрос об автокефалии УПЦ. Однако в ходе дискуссии выяснилось о мизерном количестве поддерживающих данную идею иерархов. На лицо было давление со стороны украинских властей.

Был вынесен вопрос о несоответствии занимаемой должности митрополита Филарета с предложением «мирно уйти на покой». Экзарх Украинской Церкви на Кресте и Евангелие принес обещание собрать Собор УПЦ и избрать нового предстоятеля. По возвращении же на Киевскую кафедру от митрополита Филарета последовал отказ покинуть пост.

«Украинская Православная Церковь»: дитя раскола

27-28 мая 1992 года Украинская Православная Церковь в лице Архиерейского Собора признал вину Филарета Денисенко в клятвопреступление. Его освободили от занимаемого поста и лишили сана.

«За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж,

внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, 

клятвопреступление,

публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор,

совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения,

учинение раскола в Церкви:

Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире» (Судебное деяние Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года).

Образование Киевского Патриархата

В конце июня 1992 года лишенные священнического сана монахи Филарет (Денисенко) и Иаков (Панчук) вместе с лже-епископами Украинской Автокефальной Православной Церкви и представителями власти формально организовали Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. При этом объявлялось о переводе церковной казны УПЦ в собственность новоутвержденной организации. «Украинская Православная Церковь» Киевского Патриархата была создана без участия духовенство. Совершенно не учитывалась воля православного украинского народа. 

На Украине националисты захватили многие приходы и передали УПЦ КП. Так раскольники завладели и киевским Владимирским Собором. Однако завладеть Киево-Печерской Лаврой им не удалось.

Неканоническая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата

По исторически сложившимся правилам  ос­но­ва­ни­ями для предоставления ав­то­но­мии какой-либо Церкви необходимы определенные условия. Среди них на­хо­ж­де­ние на территории другого го­су­дар­ства в географической удаленности от Поместной Цер­кви, эт­нические особенности населения страны. Решение о предоставлении автокефалии принимается на Церковном Соборе. При этом должна соблюдаться апостольская преемственность, то есть сохранение непрерывной череды рукоположения епископов.  

Зачастую раскольники говорят, что Церковь получает каноничность и благодать Господа, а не решением Собора или Священного Синода. Это справедливо. Но Божью благодать и законность имеет лишь одна Церковь, созданная Спасителем в Искупительной Жертве. Раскольнические же сообщества возникают вследствие человеческих грехов: жажды власти, гордости, самолюбия. Церковные Соборы и Священный Синод выступают высшим органом Церкви. При возникновении раскола на Соборе лишь констатируют факт впадения и упорствования раскольников в грехе гордости, лишающего спасающей Божией благодати. 

«Разные раскольнические сообщества, которые отделились от Истинной Православной Церкви Христовой, не имеют спасающей благодати Божьей. И поэтому не могут называться, по сути, церквами. Ведь Церковь там, где сохраняется правильная вера в Бога и верность ей, которою благовествовал Сам Иисус Христос и передал ее нам через своих апостолов. Святой Киприан Карфагенский пишет: «Вне Церкви не может быть не только христианской жизни, но и христианского учения. Потому что всякое отделение от Церкви непременно связано с искажением веры» (архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф Губень).

Решение о создании УПЦ КП было принято не на Соборе, а по инициативе и под давлением представителей государственной власти. Так называемый «Киевский Патриархат» не имеет преемственности в рукоположении епископов. Поэтому данная религиозная организация не является канонической.

«Церковь может быть только одна — это Церковь, которую создал Господь Иисус Христос. А так называемые церкви, которые создают раскольники или политики, не настоящие. 

Известно, что границы Церквей исторически менялись. Это не какой-то неподвижный факт, это живой процесс. Но не подобает политикам создавать внутри Церкви какие-то границы. Это исключительно внутрицерковный вопрос» (митрополит Волоколамский Иларион).

«Украинская Православная Церковь»: современная ситуация

Священноначалие канонической Церкви неоднократно призывало монаха Филарета принести покаяние и оставить свою раскольническую деятельность. На Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 года самопровозглашенной «Патриарх Киевский» был отлучен от Церкви и предан анафеме (проклятию).

По сей день УПЦ КП как отдельная самостоятельная религиозная организация не является признанной ни одной Автокефальной Православной Церковью.

В конце 2018 года при поддержке политической власти был созван так называемый «Объединительный» Собор всех Церквей Украины. В результате появилась новая религиозная структура — Православная Церковь Украины (ПЦУ). Одновременно сообщалось о прекращении деятельности УПЦ КП. Однако через полгода Филарет Денисенко инициировал созыв нового «Поместного Собора», где он сообщил о восстановлении УПЦ КП.

Каноничность Таинств в УПЦ КП

Совершаемые Таинства имеют благодатность и спасительность только при православном исповедании веры и наличии апостольского преемства церковных иерархов. Исходя из нарушения этих условий Таинства, совершаемые в УПЦ КП, не каноничны.

Во-первых, в 2007 году «Украинская Православная Церковь» Киевского Патриархата утвердила Историко-Каноническую Декларацию, ставящую под сомнение чистоту веры у раскольников. Во-вторых, в УПЦ КП отсутствует апостольская преемственность. Это Церковь была образована мирянами без участия епископов. Как следствие, все совершаемые «Таинства» в Ней лишены благодати Святого Духа и недействительны. Это лишь внешнее повторение формы обрядов.

«За учинение раскола, его инициатор и возглавитель М. Денисенко на основании церковных правил лишен не только всех священных степеней и монашества, но и отлучен от Церкви. Поэтому все его действия, (которые он кощунственно именует таинствами), и действия его подчиненных к Церкви Христовой никакого отношения не имеют. Они не только безблагодатны, но и кощунственны. На сегодняшний день «крещеные» в «Киевском Патриархате» принимаются в Православную Церковь через Таинство Крещения, не перекрещивания, а именно Крещения, поскольку то, что совершают раскольники, Таинством не является» (митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан, 1935-2014).

Каноническая Украинская Православная Церковь — как спасать верующих?

Согласно церковным канонам, православным запрещается совместно молиться с раскольниками (33 правило Лаодикийского Собора, 360 год). Также нельзя посещать их богослужения и участвовать в недействительных Таинствах.

Возможно ли преодоление церковного раскола на Украине? Объединение УПЦ КП с Русской Православной Церковью невозможно. Однако это не относится к конкретным верующим, которые относят себя к Киевскому Патриархату.

«Если говорить о людях, то объединение с ними, а точнее воссоединение их с Церковью, возможно в любую минуту. И это постоянно происходит. Бывает, приезжает обманутый раскольниками человек в Киево-Печерскую, или в Почаевскую Лавру, и выходит перерожденным. Божия благодать сама расставляет точки над «i» в его сердце. Есть множество примеров. Но к такой встрече надо быть открытым и готовым, каким был в свое время фарисей и искренний гонитель христиан Савл, будущий апостол Павел» (архиепископ Боярский Феодосий Снигирёв).

Предыдущая запись Понтий Пилат — что мы знаем о нем
Следующая запись Еретик – это враг верующих?