Слово «копт» появилось путём искажения наименования «Египет». Долгое время коптами называли всех коренных египетских жителей для их отличия от остального населения, среди которого было множество переселенцев (греки, римляне). Однако после мусульманского завоевания Египта (середина 7 века) термин «копты» стали применять в отношении тех коренных жителей, которые исповедуют христианство. Таким образом, это этнорелигизное понятие и можно сказать, что копты – египетские христиане.
Коптская Церковь является отдельным национальным религиозным сообществом, входящим в группу Древневосточных христианских церквей. Они откололись от христианства в 5 веке, не признав положений Четвёртого и последующих Вселенских соборов. Ассирийская церковь Востока не признала также Третий Вселенский собор.
В середине 1-го века ученики Иисуса Христа начали распространять Его учение по всему миру. В Египте, согласно Преданию Церкви, проповедовал апостол Марк. Именно Марк считается основателем и первым патриархом Коптской Церкви. Она пребывала в единстве с мировым христианством до 5 века. Широко почитаются в Православии коптские монахи. Среди них святители Афанасий, Василий, Пахомий и Антоний Великие, а также преподобный Павел Фивейский.
С 4-го века Святая Церковь проводила Вселенские соборы – собрания христианских архиереев со всего мира. На соборах, в первую очередь, решались вопросы догматического характера. Так формулировалось единое истинное вероучение, чтобы противостоять различным ересям (учениям, искажающим понимание и почитание Бога).
Египетская Церковь соглашалась с решениями первых трёх Вселенских соборов. Однако она не приняла постановление Четвёртого собора (Халкидон, 451 год) о двух природах Христа – человеческой и Божественной. Рассмотрим этот конфликт подробнее.
Православие учит, что Христос – Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на Кресте ради нашего спасения. То есть Бог по Своему смирению и любви к человеку Сам стал человеком. Но при этом не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, не смотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого. И человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного» (Полное собрание творений, том 4).
Таким образом, Христос Бог – одна Божественная Личность с двумя природами (Божественной и человеческой). Данная концепция в богословии именуется диофизитством.
В 4 веке среди христиан начали распространяться ереси монофизитства и несторианства. Первая учила о Божественности Христа, но отрицала наличие у Него подлинной человеческой природы. Это противоречит учению о Боговоплощении и, соответственно, подразумевает, что Дева Мария не была Богородицей. Монофизиты именовали Её Христородицей.
Несториане верили, что Христос – человек, в котором живёт Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это тоже отрицает подлинное Боговоплощение и умаляет Божественность Христа. Третий и Четвёртый Вселенские соборы осудили данные ереси и окончательно утвердили соответствующие диофизитству христологические догматы.
Коптская Церковь тоже осудила несторианство и монофизитство. Однако она не согласилась с концепцией диофизитства, усматривая в ней тяготение к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну – Богочеловеческую. Такой взгляд на естество Господа именуется миафизитством. Православие не может принять данное учение. Церковь видит в нём отрицание Христа как подлинного Бога и подлинного Человека одновременно. Такое богословское разногласие спровоцировало отделение Египетской Церкви от мирового христианства. Этот процесс завершился в середине 6 века.
В 7 веке Египет был захвачен арабами, которые практически полностью исламизировали некогда христианскую территорию. В последующие столетия были и жестокие гонения египетских христиан, и периоды относительной веротерпимости. Копты навсегда остались национальным и религиозным меньшинством в родной стране.
Наиболее тяжёлое время для коптов пришлось на рубеж 10-11 веков. У власти находился преследовавший христиан фатимидский халиф аль-Хаким. Второй пик притеснений был в период с 1279 по 1447 гг. при мамлюкских правителях. Они изгнали коптов с государственных постов и ужесточили социальные ограничения христиан.
Притеснения коптов имели место даже в конце 20 века. Например, ещё недавно египетские христиане не имели права избираться в парламент. В 1981 году египетские власти арестовали множество церковных и светских лиц коптской общины. Патриарх был отстранён от исполнения обязанностей и сослан в монастырь.
Положение коптов в Египте сегодня остаётся нестабильным. С одной стороны, государство предприняло ряд шагов по защите их прав. Так, с 2003 года Рождество в Египте является национальным праздником. Хотя единственной государственной религией в Египте остаётся ислам. Разрешено отмечать и другие христианские праздники. Торжественные праздничные богослужения транслируются по государственным телеканалам. Также египетские власти приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них являются министрами.
С другой стороны, египетский христианин всё ещё страдает от радикального ислама. Множество нападений на христианские церкви было совершено в годы египетской революции (2011-2013), когда власть на некоторое время оказалась в руках мусульманских радикалов. Нередко случаются теракты. Например, в 2017 году был обстрелян перевозивший коптов-христиан автобус. Погибло более 30 человек, столько же были ранены.
По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 млн. коптов. Независимые источники указывают в 2-3 раза большие числа. Крупнейшая диаспора (около 500 тысяч человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:
«Копты, наверное, как никто другой сегодня, представляют собой достойный пример свидетельства христианской веры в мусульманском мире. Они показывают, каким образом христианская церковь может успешно исповедовать свою веру. И при этом усиливать свое влияние в обществе, действуя не путем реформ протестантского характера и отказа от своих традиций, а, наоборот, путем возвращения к ним».
Учения Коптской и Православной Церквей во многом идентичны, поскольку имеют общую раннехристианскую основу. Однако, как уже было сказано, между ними существует серьёзное разногласие христологического характера.
Заметно отличаются русские и египетские богослужебные обряды. В РПЦ существует 3 основных чина Божественной литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Также эпизодически служится Литургия апостола Иакова. В Коптской же Церкви служатся литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Последняя является наследницей коптской литургии апостола Марка (вышла из употребления в 12 веке).
Коптская литургия имеет ряд специфических элементов. Это обряд представления Святых Даров (священник одной рукой касается Даров, а другой благословляет молящихся). А также начертание креста священником — на Хлебе смоченным в освящённом Вине указательным пальцем). В коптской литургии нет Малого и Великого Входов, а также пения Херувимской песни. Зато Новый Завет читается 4 раза.
Копты (египетские христиане) молятся 7 раз в сутки, обратившись на восток. Характерным элементом священнического одеяния коптов является плат «эфод», который возлагается на голову и плечи. При входе в коптский храм необходимо снять обувь (влияние ислама). И у женщин, и у мужчин должна быть покрыта голова. Внутри церкви расположены ряды скамеек или стульев, поскольку на богослужении принято сидеть. Икон и фресок в коптском храме не так много, как в православном. Также в алтаре нет жертвенника. Алтарная перегородка не всегда является иконостасом, на ней могут отсутствовать иконы. Протоиерей Олег Давыденков приводит ещё одно отличие:
«У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт может войти в алтарь и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца».
Отношения Коптской и Русской Православной Церквей можно охарактеризовать как дипломатические. Их предстоятели неоднократно совершали официальные визиты друг к другу. Евхаристическое же общение (взаимное участие в Таинствах) между Церквями невозможно из-за догматических разногласий.
Как отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Коптская и Русская Православная Церкви «находятся в состоянии богословского диалога» . Необходимо продолжать сотрудничество в сфере защиты христиан и общехристианских ценностей в мире. Глава Русской Церкви заявляет:
«По милости Божией между нашими Церквами проблем нет. Имеются богословские вопросы, которые достались нам из глубокой древности и относительно которых мы совместно работаем, чтобы преодолеть существующие разногласия. Но есть реальные проблемы, которые сегодня волнуют христиан и всё человечество».
Коптский Патриарх Феодор II, посещая Россию в 2014 году, отметил, что его визит является возможностью выразить уважение патриарху Кириллу и благодарность российскому государству за поддержку Египта в период кризиса.